Использование лошадей в качестве средства передвижения дает человеку огромное количество преимуществ. Во-первых, из точки А в точку Б можно прибыть со скоростью, недостижимой ранее. Во-вторых, хотя это и следует из первого, сообщения можно передавать намного быстрее. В-третьих, это куда безопасней пешей прогулки, поскольку тебя вряд ли догонят люди и большинство хищников. В-четвертых, отряд всадников становится могущественной военной силой, способной победить почти любого противника.
Для наших современников все это кажется очевидным, однако же, между одомашниванием лошадей и их использованием для верховой езды прошли сотни (согласно одной версии) и тысячи (согласно другой версии) лет.
Давайте расскажем, как это получилось.
Дикие лошади являются важной частью неолитического искусства, и первые люди охотились на них десятки тысяч лет назад. В то время огромные стада свободно бродили в Европе и в Азии по всей территории евразийских степей. Но их одомашнивание (а точнее – приручение) началось только в медном веке, когда человечество до этого дозрело. В причерноморско-каспийском регионе или в Ботайской культуре в Казахстане около 6-ти тысяч лет тому назад люди стали впервые закрыто содержать лошадей и контролировать их размножение. Их мясо использовали в качестве пищи.
Долгое время считалось, что кони ранних индоевропейцев и ботайцев были невелики по размеру и имели слабые спины для того, чтобы нести на себе седока. На деле, даже боевые скакуны вплоть до эпохи раннего средневековья были довольно мелкими, что не мешало кочевым и оседлым народам создавать легкую и даже тяжелую конницу.
По всей видимости, хотя и не точно, впервые сели на коней именно ботайцы, которые сделали это через несколько столетий после их приручения – тогда это произошло 3,5 тысяч лет до н.э. У нас на этот счет имеется немало весомых, хотя и косвенных доказательств, но есть одна проблема: после исчезновения Ботайской культуры конная езда не сохранилась. Обычно такое объясняют нападением на эту группу охотников и собирателей многочисленных соседей, которые уже перешли к производящему хозяйству.
4 тысячи лет назад люди Синташтинской индоевропейской культуры изобрели колесницы – это и стало подлинным началом конной войны. Именно войны: лошади были слишком ценными, чтобы использовать их в хозяйстве, поэтому перевозили грузы и пахали тогда на волах. Постепенно из степей лошади проникают на территорию цивилизаций Восточной и Западной Азии – как путем мирной торговли, так и посредством завоеваний. Там они приходят на смену ослам, которые до этого впрягались в колесницы.
Наконец, где-то в конце бронзового и начале железного века люди начинают ездить верхом, а не просто запрягать лошадей в повозки. Становятся известными митаннийские, а потом нисейские кони – первоклассные и дорогие военные скакуны. Около 3-х тысяч лет назад в ассирийской армии появляется своя регулярная кавалерия, а кочевые народы полностью пересядут с волов на коней.
Начинается длинная эпоха вторжений и завоеваний, на протяжение которой военное преимущество имели евразийские кочевники. Скифские племена с боями неоднократно пересекают даже Дунай, а в степях Восточной Европы полностью доминируют. Киммерийцы, их ближайшие родственники, изгоняются ими в Малую Азию через Кавказ и в дальнейшем поселяются в Каппадокии – регион был славе своим коневодством следующую тысячу лет. Восточные народы иранской группы, такие, как усуни и юэчжи, занимают территорию нынешнего Центрального Китая. Племена хунну объединяются под единым знаменем и начинают строить свою империю.
Всего этого не могло бы случиться, если бы три тысячи лет назад люди не освоили езду верхом.