Международный коммерческий арбитраж можно кратко и с известной долей юмора возможной в данном месте и в данное время, охарактеризовать как старомодный и очень скрытный процесс – где самозваные джентльмены встречаются в причудливых местах, чтобы выслушать аргументы по сложным делам после того, как они получили и обменялись грузовиками с документами»
Уже долгое время арбитраж считается лучшим способом разрешения споров для международного бизнеса. Например, если судебная система в конкретной юрисдикции работала не очень хорошо, или если стороны не соглашались представить свой спор в суды какого-либо государства, опасаясь предвзятости (т.н. «домашнего правосудия»), арбитраж является предпочтительным способом разрешения споров.
Так например из за существующего у некоторых западных партнеров мнения о предвзятости российской судебной системы стало правилом или будет правильно сказать обычаем - рассматривать споры как правило в сфере крупного бизнеса связанного с энергоносителями или имеющего отношение к российской федерации в Стогольмском коммерческом арбитраже. Более того даже один из арбитров Стогольмского коммерческого арбитража - россиянин Бушев Андрей Юрьевич выпускник юрфака Санкт-Петербургского государственного университета – что свидетельствует о ориентации Стогольсмского арбитража на рассмотрение споров с участием сторон имеющих российское происхождение.
Однако означает ли это что в России отсутствует свой собственный международный коммерческий арбитраж и сопутствующее ему правовое управление деятельностью международного коммерческого арбитража?
Конечно есть. И этот ответ очевиден – в сырьевой стране – основным доходом на капитал в которой, является продажа сырья за рубеж – не могло не быть предпосылок к созданию законодательства регулирующую деятельность собственного международного коммерческого арбитража.
Именно поэтому с началом приватизации в России в 1992 году – стало очевидным, что полномасштабная приватизация не возможна без иностранного капитала – то есть вхождение иностранного бизнеса на постсоветское пространство неизбежно, а стало быть в любом случае будут споры с участием иностранных контрагентов.
Именно поэтому был принят Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-I "О международном коммерческом арбитраже" - регулирующий деятельность международного коммерческого арбитража в России.
Данный закон учитывает положения, содержащиеся в международных договорах Российской Федерации (а стало быть также и СССР), а также в типовом законе, принятом в 1985 году Комиссией ООН по праву международной торговли и одобренном Генеральной Ассамблеей ООН для возможного использования государствами в своем законодательстве. Таким образом можно сделать следующие выводы:
- Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-I "О международном коммерческом арбитраже" соответствует нормам международного права, а точнее унифицирован с ними.
- Принятие данного закона способствовало интеграции России в глобальную мировую экономику
Тогда же были приняты:
- положение о международном коммерческом арбитражном суде при торгово-промышленной палате российской федерации.
- положение о морской арбитражной комиссии при торгово-промышленной палате российской федерации
Управление деятельностью международного коммерческого арбитража – также регулируется приказом Торгово-промышленной палаты РФ От 18 октября 2005 г. N 76 «О регламенте Международного коммерческого арбитражного суда при торгово-промышленной палате Российской Федерации, где достаточно подробно прописан регламент и порядок судопроизводства - по аналогии с ГПК и КАС РФ. В данном регламенте четко прослеживается стилистика и содержание норм ГПК.
Таким образом правовое управление деятельностью международного коммерческого арбитража - продуктом слияния отечественного и международного опыта в области права – что отвечало политическим и экономическим интересам игроков мирового рынка в период 1993 -1996 годы.
На сегодняшний день широкого признания в мире, а в особенности в развитых странах Европы, Азии и Северной Америки – международный коммерческий арбитраж в России не получил.