Найти тему

Бюджет цвета хаки

Сегодня вокруг американского военно-промышленного комплекса создан ореол настоящего, дистиллированного зла. Главный пункт обвинения – лоббирование «ястребиной» повестки и разжигание конфликтов по всему миру. Так, агентство Reuters уже сообщило, что экспорт американских вооружений за 2022 год вырос в полтора раза, достигнув 200 млрд долларов – это при том, что «стоимость» всей спецоперации, по оценке Forbes, составила 20 млрд. Тот факт, что главный выгодоприобретатель от украинского конфликта – компании т.н. «большой шестерки», стало очевидно еще в марте прошлого года.

https://fishki.net/3090661-net-vojne-da---kotikam-fotoshoper-soedinjaet-gigantskih-kotov-i-voennuju-tehniku/gallery-7018185-photo.html?utm_source=aab&sign=313779282577510%2C229342913107442

Тогда аналитик портала Investing.com Энди Хект выпустил статью о перспективах фондового рынка на фоне изменившейся геополитической ситуации, в которой подчеркнул, что акции компаний оборонного сектора выросли в среднем на 13%. Тот факт, что, начиная с 24 февраля американская оборонка катается в масле, иллюстрирует и динамика индекса Dow Jones Defense. И это только начало – конгресс США утвердил рекордный военный бюджет на 2023 года в 858 млрд долларов, ставший рекордным в истории страны, из которых 160 млрд составят военные закупки и почти 139 млрд – исследования и разработки (на самом деле только часть этой гигантской суммы уходит на закупки оружия и НИОКР, львиная часть - это содержание инфраструктуры и социальные выплаты). И дело не только в США: европейские страны также активно наращивают военные бюджеты, планируя закупки американской техники.

-2

Динамика индекса Dow Jones Defense за 2022 год

Источник: https://ru.investing.com/indices/dj-defense-chart

Однако появляется вопрос – такие деньги выделяются от избытка или от недостатка? Отрицать, что Соединенные Штаты находятся в паре шагов от большой войны, становится все сложнее. Речь не только об украинском конфликте, в который отдельные горячие головы из числа союзников США хотят затащить все НАТО целиком (а иначе трактовать призывы «встретиться с Россией лицом к лицу» сложно). Так, недавно генерал ВВС США Майк Минихан заявил, что американо-китайская война может начаться через 2 года. И ладно, если бы исход войны был очевиден. Проведенное моделирование битвы США и КНР за Тайвань показывает, что в одном из сценариев американцы за месяц могут потерять до 900 истребителей. А учитывая, что кроме армии острова на стороне США должна воевать и Япония (про милитаризацию страны восходящего солнца мы недавно писали), то становится ясно, что победа над Китаем может обойтись огромной, страшной ценой. Скромно умолчим, что речь идет о прямом столкновении держав, обладающих ядерным оружием. И ладно самолеты, на восполнение запасов стингеров, по оценке исполнительного директора Raytheon Грегори Хейса, нужно несколько лет. Сможет ли американский ВПК потянуть темпы военного времени и монетизировать выпавшее на его буйную голову «счастье»? Давайте разбираться.

Cui prodest?

Локомотивами американского ВПК являются 6 корпораций, на которые приходится 2/3 всех военных заказов: Lockheed Martin, Boeing, Northrop Grumman, Raytheon, General Dynamics и BAE Systems. Если для Боинга заказы от Пентагона составляют лишь 12% от всех доходов, то Lockheed Martin и Raytheon работают исключительно на Минобороны США. Деятельность этих компаний охватывает все: от пуль до дронов. Монопсония на рынке вооружений заставляет эти корпорации делать гигантские вложения в лоббизм, извлекая выгоду как из уже горящих, так и из потенциальных конфликтов. Уже упомянутый нами господин Хейс откровенно, не стесняясь, заявил, что его компания сможет извлечь выгоду из напряженности вокруг Южно-Китайского моря и Восточной Европы.

-3

Расходы ВПК на лоббистскую деятельность

Источник: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/political-life-of-usa/voenno-promyshlennye-interesy-i-novaya-iteratsiya-antirossiyskogo-lobbi-v-ssha/

Однако, выступим адвокатами дьявола: владельцы военной промышленности отнюдь не единственные, кто заинтересован в эскалации вооруженных конфликтов. В контексте (анти)российской политики в ту же категорию попадают представители отдельных think-tank и националистического лобби из стран Восточной Европы.

Времени на раскачку нет?

Как ни парадоксально, но, возможно, американская военная промышленность взяла больше, чем сможет проглотить. На сегодняшний день Америка столкнулась не только с возможностями заработать миллиарды, но и с вполне реальными угрозами своему могуществу. Одной из них, как мы уже говорили, является Китай, которые в рамках существовавшей ранее модели глобализации был на пути к тому, чтобы стать первой экономикой мира. Поскольку от попыток “раздела” мира и создания т.н. “Кимерики” с началом торговых войн явно решено отказаться, то единственным путем к тому, чтобы нанести Китаю непоправимый ущерб, остается большая война. И вот тут-то выясняется, что к большой войне американский ВПК банально не готов, что неоднократно признавалось еще до 2022 года. Проблемы не только в недостатке производственным мощностей, которые существенно сократились после распада социалистического лагеря (да, как ни смешно, но распад СССР ударил не только по советской промышленности). Американский ВПК испытывает дефицит кадров, связанный с падением интереса к рабочим профессиям в целом. Число сварщиков и литейщиков, по оценке Управления промышленной политики Минобороны, может к 2026 году снизится от 6 до 17 процентов. Это при том, что высокая наукоемкость нынешней военной техники требует задействования огромного числа субподрядчиков и смежных производств. Как итог, Центр стратегических и международных исследований CSIS рассчитал, что на обновление всех имеющихся вооружений в условиях мирного времени может уйти до 14 лет. В условиях военного времени, когда техника может банально сломаться или остаться без топлива, все становится еще хуже. Если показать на примере танков, то в условиях, при которых Вашингтон задействует все бронетанковые войска, он будет терять около 400 машин в месяц - при оценке возможностей ежемесячного выпуска в 30 (тридцать) танков. Для военно-морского флота оценка восстановления крупных боевых кораблей достигает 40 лет, подводных лодок - 20 лет, эскадренных авианосцев - 50. Потому при действительно глобальном конфликте американская армия фактически становится одноразовой.

Времени на раскачку у американцев нет, и здесь интересы военно-промышленного лобби идут вразрез с национальными интересами США. Недавние прогнозы по экономическому росту от МВФ показывают, что главными бенефициарами "напряженности" в Восточной Европе являются Индия и Китай. И попытки заставить Россию продавать нефть за дешево приводят к тому, что дешевые энергоресурсы уходят напрямую геополитическому противнику, только приближая военную развязку американо-китайского противостояния. Потому вполне логично ожидать, что, не имея ни сил, ни времени на то, чтобы поддерживать украинский кейс бесконечно долго, Вашингтон все-таки пойдет на попятную. В любом случае миссия выполнена - американская "военка" обеспечена заказами на долгие-долгие годы. Главное - не перегнуть палку.

А что вы думаете об американском ВПК? Поделитесь своим мнением в комментариях!

Хотите больше интересных разборов и мнений? Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал «Русские инвестиции» https://t.me/Russia_investment