Горный парк "Рускеала" - одно из ярких и удивительно красивых мест Северного Приладожья. Завораживающие природные красоты мраморного каньона и его таинственные подземелья ежегодно привлекают сюда сотни тысяч туристов. Сегодня это одно из главных мест притяжения в Карелии, наравне со знаменитыми Кижами и Валаамом. Побывали и мы в бывших штольнях, где несколько веков добывали великолепный мрамор для строительства многих питерских дворцов и храмов. Расскажу вам, что интересного можно увидеть в знаменитом каньоне "Рускеала", который повидал на своем веку и взлеты, и полное забвение...
Шведско-финско-русская Рускеала
Территория Северного Приладожья веками была предметом споров между русскими, шведами и финнами. Однако же первыми начали их осваивать именно шведы. В середине XVII на берегу реки Тохмайоки они стали добывать мрамор для производства строительной извести. А после окончания Северной войны граница между Россией и Швецией прошла по северной окраине Рускеалы, поэтому шведские каменоломни оказались на русской территории.
С приходом к власти Екатерины II в России начались крупномасштабные поиски природного камня для строительства дворцов и церквей в Санкт-Петербурге. В августе 1765 года в Рускеалу для осмотра залежей мрамора приехал подмастерье каменных дел Андрей Пилюгин. Помогать ему в этом деле вызвался пастор Самуил Алопеус из Сердоболя - нынешней Сортавалы, - который с юности увлекался изучением различных камней и минералов. По роду своей службы он много ездил по приходам, попутно собирая информацию об интересных месторождениях у местных жителей.
9 августа 1766 года в Рускеале началась опытная добыча мрамора, показавшая хорошие перспективы этого месторождения. А в 1768 году императрица Екатерина II подписала указ о начале разработки мрамора в Рускеале. На берег реки Тохмайоки с Урала приехали мастера-каменотесы с семьями и осели там надолго, образовав рабочий поселок Рускеала.
В 70-90-годы XVIII века рускеальский мрамор широко использовался архитектором Антонио Ринальди для украшения Мраморного дворца в Санкт-Петербурге,
Исаакиевского собора, триумфальных колонн во славу русского оружия и графов Орловых в Царском Селе и Гатчине, для украшения Михайловского замка и для других зданий.
В конце XVIII века карьер некоторое время не использовался, но в 1803 году в Санкт-Петербурге началось грандиозное строительство Казанского собора и рускеальский мрамор вновь стали активно добывать для облицовки мозаичных полов в соборе и других строительных работ.
А с 1819 года в Рускеале возобновилась добыча мрамора для украшения Исаакиевского собора, строительство которого по проекту архитектора Огюста Рикару Монферрана растянулось на целых 40 лет.
На тот момент в главном карьере Рускеальского месторождения работало от 250 до 700 человек – бурильщиков, взрывников, каменотесов, мастеров, приехавших из разных регионов России. Сам Монферран не раз приезжал в Рускеалу проследить за процессом добычи мрамора.
Мраморное месторождение близ посёлка Рускеала было самым крупным в Приладожье. Оно представляло собой пять карьеров со штольнями и штреками, расположенных вдоль левого берега речки Тохмайоки. Мощность залегания мрамора в нем была 250–500 и более метров. С 1769 года до 1838 Мраморный карьер в Карелии подарил России более 200 000 тонн прекрасного камня.
Но с середины XIX века Рускеальское месторождение, оставшись без "госзаказа", опять пришло в запустение. И лишь спустя два десятка лет здесь вновь стали добывать мрамор, но уже не для строительства красивейших зданий, а с более прозаичными целями - отныне мрамор добывался для производства строительной и технологической извести, декоративной крошки и щебня. В 1895 году недалеко от каменоломен финны построили известковый завод, полугазовые печи которого выдавали по 30-35 тонн извести в сутки, перерабатывая для этого шикарный рускеальский мрамор...
При добыче мрамора применялся буровзрывной способ, позволявший сразу получать дробленую горную массу. Размеры карьеров к середине XX века достигли 200-450 м в длину, 50-120 м в ширину и 30-60 м в глубину, а общая длина подземных тоннелей, пронизывающих мраморную толщу, составила несколько километров!
Спустя годы жестокие бои Великой Отечественной войны прокатились по всей карельской земле. Северное Приладожье было оккупировано финнами, которые при отступлении затопили знаменитый мраморный карьер и там возникло необыкновенно красивое рукотворное озеро-каньон, ставшее в наши дни основой уникального Горного парка Рускеала.
Правда, парк появился не сразу, после войны, с осени 1944 года, здесь началось восстановление Рускеальского известкового завода и мраморных карьеров, которые были в действии еще не один десяток лет, пока в 1998 году рускеальское месторождения не было признано непригодным для промышленной добычи сырья.
Горный парк "Рускеала"
В 2000-2001 годах была разработана концепция развития этой территории, а позже в Рускеале провели работы по благоустройству главного карьера: были установлены ограждения, лестницы и мостики, проложены тропы, а в 2005 году там был открыт Горный парк Рускеала, который является сегодня уникальным природно-ландшафтным туристическим объектом.
Туристы попадают сюда разными путями - кто-то на экскурсионном поезде или автобусе, кто-то на автомобиле, можно доехать и на местном рейсовом автобусе, только в зимний период он ходит крайне редко, фактически, один раз в день, так что "безлошадным" самостоятельным путешественникам одна дорога туда - на такси. Неподалеку от парка, кстати, есть что еще посмотреть - водопады Ахвенкоски, например,
или руины старой финской ГЭС,
так что закладывайте на эту поездку целый день, ведь его запросто можно провести, даже гуляя только по Горному парку Рускеала.
Мой вам совет: приезжайте в Рускеалу прямо к открытию в 10-00 - людей первые час-полтора будет немного и вы сможет спокойно насладиться потрясающими видами горного парка.
Мы остановились в центре Сортавалы и поездка от отеля до входа в парк на такси заняла у нас минут 30. В 9-50 у касс парка уже толпилось человек 20. Рядом с кассами есть стенд, где, пока подойдет ваша очередь, можно детально изучить маршруты по парку и понять, какую экскурсия вам лучше выбрать.
Можно, конечно, приобрести только входной билет за 500 рублей и гулять по парку самостоятельно, но, поверьте, пройтись по нему с экскурсоводом, рассказывающим много подробностей об этом уникальном месте, в разы интереснее!
В кассе можно выбрать экскурсии из трех вариантов:
- «Дорогой горных мастеров» предлагает увидеть максимум в Рускеале: она проходит по наземной части парка вдоль всего Мраморного каньона, мимо рускеальского Провала «мраморное сердце» и "Сухой штольни", а также вдоль Итальянского карьера с неповторимо красивым мрамором. Стоимость билета 700 рублей.
- "Мраморный каньон" - более сокращенный вариант прогулки по парку: вам покажут главную локацию парка - мраморные склоны каньона и проведут по "Сухой штольне". Стоимость билета 650 рублей.
- "Подземная Рускеала" - одна из самых интересных экскурсий, ее подземный маршрут проходит по таинственным рукотворным лабиринтам мраморных штолен к Большому колонному залу и Подземному озеру. Стоимость билета 2000 рублей.
Оптимальный вариант, чтобы увидеть все самое-самое - взять две экскурсии: «Дорогой горных мастеров» и "Подземная Рускеала", что мы и сделали. Первая прогулка с гидом начиналась в 11-00, и мы прекрасно успели до нее целый час погулять по парку. Здесь оборудованы удобные дорожки, деревянные лестницы
и мостики.
Виды на Мраморный каньон, конечно, потрясающие.
Те, кто бывал здесь летом или осенью, возможно, со мной и не согласятся, но, поверьте, есть в зимней Рускеале своя "изюминка"!
Ровно в 11 наша группа, состоящая из 15 человек, стартовала от центрального стенда парка по маршруту "Дорогой горных мастеров". Во время прогулки по парку, нам рассказали о том, каким каторжный был труд горняков, добывавших мрамор пару веков назад фактически вручную, показали руины известкового завода, построенного в далеком 1895 году, где он проходил обработку и из него получали известь, декоративную крошку и щебень.
Потом мы прошлись по заснеженным тропинкам парка к местному Провалу,
который появился здесь из-за активных работ на соседних мраморных карьерах, когда подточенная многолетними разработками горная порода, не выдержала, и осыпалась, образовав огромную дыру в земле. Размеры Провала немаленькие: по длине чуть больше стандартной баскетбольной площадки и в полтора раза шире ее.
Дальше прогулка продолжилась у потрясающе красивого Итальянского карьера, мрамор из которого использовали на строительство Исаакиевского собора.
Почему итальянского? Дело в том, что изначально всеми горными работами руководили мастера и инженеры из Италии, вот и получил карьер название итальянского. А в советское время добыча мрамора здесь осуществлялась с помощью итальянского оборудования, что еще раз подтвердило его название.
Мрамор здесь имеет необычайно красивую расцветку.
Для его добычи цельными кусками рабочие бурили глубокие отверстия в камне без специального оборудования, вручную. С помощью тяжелого бура и молотка за рабочую смену два человека выбуривали до 4 метров мрамора! Когда отверстие было готово, в него закладывали порох и подрывали. Такая технологическая операция производилась по вертикали и горизонтали, в результате чего от скалы «отламывались» куски мрамора весом до 16 тонн. Их называли блоками или штуками.
Для транспортировки огромных мраморных блоков ждали зиму, и использовали специальные сани, у которых полозья были обиты железом. В упряжке было до двух десятков лошадей!!! Чтобы переправить мрамор в столицу, его сначала складировали на пристани в поселке Хелюля, куда по весне приходили из Санкт-Петербурга галиоты. Эти парусные суда привозили в Приладожье провиант, а забирали с собой мрамор и по Ладоге перевозили его в столицу.
Итальянский карьер - одна из самых любимых локаций для любителей сделать красивые фото, виды здесь просто потрясающие!
Узор мрамора на стенах карьера оставляет ощущение необыкновенного зала под открытым небом.
Кстати, именно поэтому Итальянский карьер каждое лето становится главной площадкой музыкального фестиваля под открытым небом Ruskeala Symphony. И тогда его мраморные стены наполняются звуками классической музыки Моцарта, Дворжака, Бородина, Шостаковича. Каждому, кому посчастливилось это услышать, запомнит это чудо единения природы и музыки навсегда.
Наша экскурсия продолжилась вдоль самого большого в парке Мраморного каньона - бывшего места добычи знаменитого отделочного камня. Сегодня это огромная чаша, летом заполненная водой, а зимой покрытая льдом, и обрамленная мраморными скалами, уходящими глубоко под воду. Серебристые скалы окаймлены зелеными елями.
Озеро на месте каньона вытянуто в длину до 460 метров, глубина местами достигает 50 метров. Каньон подпитывается чистыми грунтовыми водами, поэтому вода здесь такой прозрачности, что летом можно увидеть его мраморные стены на глубине 18 метров.
Кстати, подводные красоты и тайны затопленной "Рускеалы" - настоящая приманка для дайверов. Подводный туризм здесь считают перспективным направлением развития Горного парка и летом здесь проводятся экскурсии под руководство опытных дайверов, ведь на дне Мраморного каньона до сих пор лежат вагонетки и рельсы, по которым они ездили раньше, груженые мрамором.
Вокруг Мраморного карьера обустроены дорожки и смотровые площадки, чтобы туристам было удобно любоваться удивительными арками, колоннами и пещерами, образованными горными выработками.
Кажется, что вы находитесь в сказочной стране, где не хватает только гномов с кирками. Хотя... и они здесь тоже есть!
Обойдя вокруг весь Мраморный каньон, наша первая экскурсия через полтора часа завершилась. Она была очень познавательной и красивой, рекомендую обязательно брать ее, если приедете в Рускеалу.
Тайны подземной Рускеалы
А буквально через полчаса началась наша прогулка по подземной Рускеале. Место встречи группы было у входа в старинную, заброшенную штольню, где нашли свой последний приют шахтерские вагонетки, на которых раньше перевозили добытый мрамор.
Вход в прекратившую свою работу еще в 1944 году штольню постепенно засыпался мраморной крошкой и песком и со временем он был скрыт на большой глубине. B только в 2009 году спелеологи Русского географического общества впервые, спустя много лет, спустились туда через рускеальский Провал и начали системные исследования шахт. В одной из них, преодолев опасный узкий лаз, они попали в штольню, ведущую к рускеальскому озеру в Мраморном каньоне.
Спелеологи составили карту подземных ходов и высказали предположение, что они могут лечь в основу будущего экскурсионного маршрута. Более года велись работы по расчистке подземных тоннелей и прокладке безопасного подземного пути. В Большом мраморном зале была установлена плавучая экскурсионная тропа, не имеющая аналогов в России.
В штольнях были укреплены мраморные своды, разобраны опасные завалы и установлено специальное световое оборудование из 350 светодиодных фонарей, превратившее нищи и гроты в сказочно красивые чертоги.
Первые группы туристов прошлись по подземным коридорам в Рускеале в апреле 2017, а уже через полгода этот спелеомаршрут был удостоен Гран-при Всероссийской премии "Маршрут года".
На входе в штольню нам выдали каски и рассказали правилах безопасности под землей - здесь все серьезно, фактически, мы, как настоящие горняки, шли в "забой"😁😁😁.
Ходить в подземных шахтах Рускеалы можно только по специальным дорожкам и в сопровождении гида,
который на протяжении всей экскурсии подробно рассказывает о том, как здесь раньше добывался мрамор, какие виды это камня встречаются в Рускеале, что означают маркшейдерские знаки на стенах шахт и многое. Кстати, по примерным подсчетам суммарная длина подземных коридоров в Рускеале составляет почти 2 километра!
Во время этой экскурсии мы увидели рускеальский Провал изнутри,
как раз в этом месте находится главный подземный зал с колоннами.
В глубоких вертикальных штольнях Рускеалы в течение всего года лежит лёд. Поэтому в подземных коридорах, по которым мы гуляли, температура никогда не поднимается выше +5°C, не забывайте об этом и утепляйтесь, если приедете сюда летом. Зимой в подземных залах "Рускеалы" образуются ледовые сталактиты и сталагмиты,
красиво сверкающие в огнях динамической художественной подсветки в сопровождении рунических карельских напевов.
Они создают иллюзию дворца Снежной королевы или сказочных подземных замков.
В подземном мраморном зале с таинственным озером летом можно прокатиться на лодке,
а зимой увидеть вот такие потрясающие ледовые скульптуры,
которые появляются здесь во время проведения Ледового фестиваля "Тайны глубин".
Традиция строить ледовые скульптуры в Большом колонном зале маршрута “Подземная Рускеала" появилась в 2015 году, и с тех пор практически ежегодно скульпторы создают различные тематические композиции на льду подземного озера: копии архитектурных шедевров Петербурга, героев эпоса “Калевала” или представителей животного мира Карелии. В прошлом году зал подземного маршрута украшали четыре ледовые композиции в тематике «Утраченные церкви Карелии».
Яркая разноцветная подсветка этого зала
потрясающе красива
и просто завораживает посетителей, хочется задержаться здесь надолго,
любуясь природной красотой этого места.
После завершения подземной экскурсии, мы полюбовались мраморными скульптурами
и ближе к вечеру смогли увидеть Мраморный каньон с великолепной ночной подсветкой.
Это было завораживающее зрелище, которое нужно непременно увидеть, если вы приедете в Рускеалу!
Рояль в каньоне или Рускеала киношная
Потрясающая природа Рускеалы привлекает не только туристов, необычная мистическая атмосфера привлекает сюда и киношников, здесь снималось немало кинофильмов, таких, как «Темный мир»,
«Седьмая руна», «След пираньи», «Золотой капкан», «Кремень».
А в августе 2017 года в Мраморном каньоне Рускеалы проходили съемки клипа питерского пианиста Павла Андреева.
Он исполнил собственную композицию «Пробуждение» на рояле, стоявшем на специально построенном понтоне посреди рукотворного озера.
Отрывок из этого концерта можно послушать здесь:
В Рускеалу на ретро-поезде
Я уже писала выше, что добраться до горного парка Рускеала можно на автомобиле, такси или местном автобусе - но это летом, зимой он ходит крайне редко. Но есть еще один, самый популярный способ приехать сюда - на старинном ретро-поезде «Николаевский экспресс» начала XX века - это единственный в России поезд на паровозной тяге,
который курсирует ежедневно из Сортавалы в "Рускеалу". В составе всего несколько пассажирских вагонов и два вагона-ресторана.
Поезд тянет великолепный блестяще-чёрный паровой локомотив с табличкой ЭР-766-41. Он был построен в Венгрии, на заводе "Маваг" в 1949 году. Шестиместные сидячие купе старинного поезда с кожаными креслами, шторами с кистями, зелеными лампами и черно-белыми фото на стенах создают полное погружение в атмосферу прошлого века.
Проводники ретро-поезда, одетые в старинную форму с петлицами и золотым шитьём,
угощают пассажиров как в былые времена чаем в серебряных подстаканниках.
Мы, конечно, тоже с удовольствием проехались на ретро-поезде на обратном пути из Рускеалы в Сортавалу - очень даже занимательное путешествие в прошлое получилось.
А вы бывали в горном парке Рускеала? Поделитесь своими впечатлениями о нем.
Читайте еще больше интересного о нашем путешествии по Карелии здесь.
Полезные ссылки для тех, кто планирует самостоятельную поездку в Карелию:
Ловите праздничные скидки на туры и экскурсии от Sputnik8.com на любом направлении:
- Яндекс.Путешествия - здесь можно забронировать не только отель, но и авиабилеты, и билеты на поезда и автобусы. Ловите промокод на скидку 10% (до 1 000 рублей) на первое бронирование отеля: TPO-OLD-TP.
- Суточно.ру - крупнейший российский агрегатор аренды жилья, предлагающий более 75 тысяч вариантов квартир, домов, комнат и коттеджей в более чем 500 городах России.
- "Островок.ру" - здесь отличный выбор отелей как за границей, так и в России, не хуже, чем у Booking.
- Туту.ру - помогает путешественникам полностью организовать поездку: в одном месте сразу купить билеты на самолёт, поезд, автобус, электричку, аэроэкспресс, забронировать отель, экскурсию или тур.
- выгодную туристическую страховку выбираем на Cherehapa.ru
Ну а для тех, кто любит организованный отдых:
- на популярном онлайн-агрегаторе пакетных экскурсионных туров Большая страна можно купить готовые туры по цене, порой даже ниже, чем у туроператора. Они агрегируют абсолютно все туры российских туроператоров, что позволяет удобно их сравнивать по цене и наполнению и выбирать лучшие турпакеты на свой вкус!