Найти тему
Валерий Грачиков

Беспроцентная царская ипотека для рабочих

Представьте себе, приходите вы к своему начальству с заявлением, в котором просите дать вам денег на строительство своего дома. В долг, конечно, но без процентов. А потом вы их вернете, потихоньку, лет за 20. Что вам скажет начальство? В большинстве случаев пожмет плечами, скажет, заработался сотрудник, просит, не пойми чего. Хотя есть и примеры, когда такие ссуды на самом деле дают.

Вот и в дореволюционные времена, при царе-батюшке, тоже встречались очень интересные примеры. Вплоть до того, что мы сейчас называем «беспроцентной ипотекой» или, если угодно, «беспроцентной ссудой». Само собой, затея эта была не царя-батюшки, а владельцев заводов, фабрик и мануфактур. И далеко не всем она приходила в голову. Но тем, кому приходила, реализовывали очень интересные идеи.

Вот, к примеру, работала в славном городе Ярославле такая Ярославская большая мануфактура. В 1907 году, с подачи заведующего фабрикой, ее владельцы-пайщики выделили отдельный капитал в 200 тысяч рублей, который решили тратить на постройку домов для работников. Под это дело начальство фабрики добилось у городских властей выделения земли под рабочий поселок. После чего рабочим стали давать деньги на строительство с условием возврата денег по частям - от 10 до 25 рублей в месяц.

Давали на строительство от 500 до 800 рублей. Тема оказалась настолько популярной, что буквально за полгода выстроили 70 домов на полученные в качестве ссуды деньги, а еще несколько сотен заявлений лежали в очереди у заводского начальства. К тому моменту, когда в 1917 году грянула революция, в фабричном поселке таким образом построили уже около 500 домов. То есть, фабрика выдала около 500 беспроцентных ссуд.

Само собой, выдавались такие ссуды не всем. Опытный гравер зарабатывал до 150 рублей. И, конечно, ему, для того, чтобы не сманили на другую фабрику, ссуду давали без вопросов. А неквалифицированному рабочему, заработок которого составлял 20-25 рублей - нет. Чем он отдавать ссуду будет?

-2

Кроме того, при решении, давать деньги или нет, учитывали то, как работал человек, просивший денег. Само собой, тому, кто прогуливал или регулярно попадался пьяным, получить денег на строительство не светило.

Ссуды выдавались строго мужчинам, как главам семьи. Но при этом, если жена также работала на мануфактуре, то ее заработок тоже учитывали и, исходя из общей суммы заработков, смотрели, сколько денег можно дать. Если с главой семьи что-то случалось или он увольнялся с фабрики по каким-то причинам, то долг переходил на жену.

Так что были в дореволюционной России даже беспроцентные ипотеки. И рабочие казармы с нарами и по 20 человек в комнате или каморками с одним окном и площадью менее чем 3 на 3 метра на семью тоже были. Причем на той же самой мануфактуре. Не говоря о других. Ведь Ярославская Большая мануфактура была одним из самых неплохих мест для ткачей в дореволюционной России.