Найти тему

«Лучшая школа дисциплины есть семья»

Бывает мы слышим от родителей такие фразы, как «вся в отца» или «вся в мать», «на кого ты стала похожа», «вот посмотри на Анечку, она такая умница»...

Тогда мы обижаемся, ведь нас не понимают и не принимают такими, какие мы есть. Но так ли это на самом деле? Пробовали ли хоть раз спросить у мамы с папой, гордятся ли они вами.
Дарья Сергеева поговорила с родителями о мечтах и трудностях, которые возникали в процессе воспитания первенца.

Какие у вас возникли мысли, когда вы впервые увидели меня в роддоме?

Мама: Сложно передать все те чувства, которые меня наполнили при виде тебя. Первое, что я сразу подумала: наконец-то мы увиделись, красивенькая, темненькая, МОЯ дочь. Ты была нашим первым ребенком и, конечно, это все было очень волнительно и даже страшно, но в тоже время радостно. Когда я тебя увидела, меня охватила настоящая эйфория. Ты была такая маленькая и милая, кряхтела у меня на руках. Честно, непередаваемые ощущения.

Папа: Мы тебя очень ждали и были неимоверно рады наконец увидеть. Первая мысль, когда нам сообщили о том, что ты родилась, была такой: «УРА! Теперь нас трое». Я как только тебя увидел в груди сразу такое тепло разлилось. На самом деле, я всегда хотел дочь. Когда на руки тебя взял, даже маме потом не хотел отдавать, ты так пальчиком своим маленьким ко мне тянулась. Из роддома, когда мы выезжали, тоже я тебя на руках нес, не хотел расставаться.

-2

Какие были споры друг с другом и с вашими родителями о моем воспитании?

Мама: Споров с папой не было. Он всецело положился на мое мнение. Мы почти всегда принимали самые важные решения всей семье. Вот, например, у нас были большие сомнения насчет того, надо ли тебя отдавать в 3 года в детский сад. Мы решили, что тебе еще рановато, плюс у тебя заикание тогда было, что также повлияло на наше решение. Поэтому ты отправилась в сад уже в 4,5 года. На это еще повлияло то, что тебя можно было с кем-то оставить дома. Мы с папой работали, а бабушка сидела с тобой. Поэтому частенько разногласия были как раз таки с бабушкой. Она очень гиперопекающая у нас, и возникали споры из-за того, что тебя обязательно надо водить по большому количеству врачей и все обследовать. А ты знаешь, что меня это тема немного напрягает. Еще пререкались с бабушкой, что не надо кутать ребенка в 33 одежки.

Какие ваши черты характера вы хотели воспитать во мне?

Мама: Я не строила никаких планов по проектированию заданных параметров в ребенке. Конечно, хотела, чтобы ты была умной и сообразительной, умеющей думать своей головой. Чтобы по доброму относилась к людям. А что я для этого делала? Да ничего не делала, ха-ха, вообще ничего. Я на самом деле не понимаю, как можно что-то делать, чтобы ребенок вырос каким-то определенным. Как взрастить в нем конкретные характеристики?! Все происходило по наитию, мы не задумывались над тем, как вырастить в тебе какие-то качества личности.

Папа: Солидарен с мамой, каких-то конкретных планов не было. Хотелось, чтобы ты выросла самостоятельным, ответственным, воспитанным человеком. И руководствовалась в жизни Евангельской заповедью: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

Что бы вы хотели изменить во мне сейчас?

Мама: Хотелось бы, чтобы ты побольше внимания своей внешности уделяла. Одеваться надо приличнее, вдумчивее и вообще серьёзнее относится к этому. А не первую найденную футболку надевать или в одной вещи дней пять подряд ходить. Поопрятнее надо быть, следить за манерами. А то как слышу, что кто-то на всю улицу ржет, так сразу становится ясно, что это ты. Еще нужно уже включаться в домашние дела, проявлять интерес к готовке, уборке. А в характере… Чтобы желание какое-то проявляла что-то делать. Что еще? Может, чтобы ты была более общительной и открытой, а то ты, как называется, тихим сапом все делаешь.

Папа: Я практически ничего не хотел бы менять в тебе. Разве что хотелось, чтобы проявляла чуть больше заботы и внимания к братьям твоим меньшим.

Какие вы применяли методы в моем воспитании?

Мама: Много занималась с тобой. Гораздо больше, чем со мной в детстве. Когда ты только начала что-то понимать и осознавать, начали учить, вовлекать в различные активности. Где-то с двух лет книжки тебе читали, ты слушала. В подготовку к школе тебя отдали. Но там была другая мотивация. Знания у тебя были хорошие, ты уже и читать, и писать умела. Мы хотели, чтобы ты привыкла к Марине Анатольевне, твой будущей классной руководительнице. Параллельных классов, как сейчас, не было, и выбора у нас тоже не было, к кому отдавать. Мы уже тогда знали, что она не самый лучший преподаватель, поэтому хотели, чтобы ты к ней привыкла, чтобы не было стресса.

Папа: Здесь я согласен с мамой. И мы много с тобой просто общались вербально, разговаривали на разные темы. Это тоже важно для развития ребенка, показывает интерес родителей к жизни и заботам своих детей.

Мам, ты по профессии психолог, помогали ли тебе эти знания в моем воспитании и применяла ли какие-либо психологические приемы?

Мама: У нас была кафедра педагогической психологии. Мы изучали, как должна строится педагогика, учитывая психологические особенности ребенка. Но в твоем воспитании никакие такие методы я не использовала. По крайней мере, специально. Мне сразу истории вспоминаются, когда детей, у которых родители психологи, начинают с 3 месяцев пичкать различными ненужными знаниями. Давать им то, до чего они еще не доросли. Или, что еще страшнее, какие-то эксперименты над ними ставить. Поэтому мы придерживались традиционных методов, а не инновационных. Знания – это, конечно, хорошо, но практика материнства и жизненный опыт все же главнее. Ну и психология говорит: лучше пусть все идет свои чередом, мозг должен созреть для словесно-логических мышлений.

Какие у вас были страхи по поводу моего воспитания, каким человеком, вы боялись, что я вырасту?

Мама: Страхов не было. Ну, если бы ты загуливала и побухивала, да… Вот смотришь сейчас, класс 7, 8 – ужас. Уже пьют, курят, матерятся. А ты не давала никаких поводов. С плохой компанией не связывалась.

Папа: Не было никаких причин беспокоиться об этом. Ты росла в правильном направлении, без изгибов.

-3

С детства я ходила на всевозможные секции. Почему вы меня туда отдавали?

Мама: Все было в удовольствие, без слез и по твоему желанию. Изначально, конечно, мы конечно хотели, чтобы ты посещала различные секции. Ведь все куда-то водят детей и мы не исключение. Тогда и узнали про занятия танцами в нашем селе. Это все располагалось недалеко от дома, было удобно ездить. Так почему бы и нет? Да и тебе стало нравится. Преподаватель обожала детей, а вы любили ее в ответ. На занятиях всегда было весело и интересно, а главное – полезно. Это и физические тренировки, и развитие музыкального слуха. Потом, когда открылся Театральный центр, мы решили попробовать что-то новое. Так ты пошла и на театральный кружок, и на художественный, а позже и на шитье. Уже в начальной школе ты начала заниматься музыкой. Всё это было для тебя интересным и познавательным.

Папа: Для меня лично, дополнительное образование ребенка – это, в первую очередь, способ заполнить бесцельное свободное время полезной деятельностью. В частности, изучением иностранных языков. Поэтому мы и начали довольно рано заниматься английским. К тому же, я, как человек, который с детства самостоятельно учил английский по различным словарям, понимал, как важно знание языка. И как сложно бывает самостоятельно к этому прийти. Поэтому мы, как говорится, взяли дело в свои руки. Хотели дать тебе возможность реализации в будущем. В нынешнем мире без знания иностранных языков туго придется. А леность, физическая и духовная, на мой взгляд, пагубно воздействует на человека и его личностное развитие. Это грех и мать всех пороков.

А какой была ваша реакция, когда я покидала все эти секции?

Мама: Реакция была совершенно спокойная. Танцы тебе из-за смены преподавателя стали неинтересны. Театральный кружок я вообще всерьез не воспринимала. А из-за музыкальной школы не переживала, потому что сама занималась музыкой и представляла, что это такое. Я вот год всего там отзанималась, и мне хватило до конца жизни. Я прекрасно помню себя в твоём возрасте, тоже тогда многое бросала, это нормально. Гораздо сильнее я расстроилась, когда ты в выпускном классе английский забросила. Им ты занималась с 6 лет, и именно в иностранном мы все были лично заинтересованы.

Папа: Согласен с мамой, это были полностью твои решения. Мы не могли и не хотели диктовать свою волю, даже если и были не согласны с этим. Но мне лично было жалко, когда ты оставила занятия музыкой. Всегда считал музыку единственным искусством, способным вызывать самые глубокие эмоции в человеке и приблизить его к Богу. Конечно, это я говорю о классической музыке. Недаром древние евреи именно пели псалмы, а не просто читали.

Насколько сильно для вас были важны мои успехи в школе?

Мама: Не были важны, так как ты училась хорошо. Мы тебя из-за плохих оценок никогда не ругали. Конечно, если бы у тебя были одни двойки, мне, наверное, было бы не все равно. Я думаю, мы бы пришли к решению, что с этим, грубо говоря, надо что-то делать. А успехи были ожидаемы. Интеллект же от родителей наследуется. Поэтому направление было понятно. А так, у каждого есть свои слабые и сильные стороны, в этом нет ничего криминального.

Папа: Это важно не само по себе, а как инструмент и средство поступить в хороший вуз на бюджетное место. Хотя медаль, конечно, тешит родительское самолюбие. Да и не только медаль. Я всегда был раз за твои успехи в школе и не только. Иногда, конечно, бывало, расстраивался, когда ты получала плохие результаты.

-4

В какой профессии вы бы хотели меня видеть?

Мама: Не думала над этим. Это твое личное дело. Сейчас вообще такое разнообразие профессий стало, так что найти дело себе по душе несложно. В классе 8, помню, ты насмотрелась «Следа» и захотела быть патологоанатомом. Но я понимала, что ты не пойдешь действительно работать патологоанатомом. А с другой стороны, ну пошла бы ты в эту профессию. Если бы тебе это приносило удовольствие —пожалуйста, я бы не возражала.

Папа: Выбор будущей профессии – это твой выбор. Мы могли только дать совет, если бы ты его спросила. На мой взгляд, к выбору профессии нужно подходить одновременно прагматически и иррационально. Прагматически – исходя из ее востребованности и уровня оплаты на рынке труда. Иррационально – следуя велению сердца. Хорошо, когда эти вещи совпадают. Или хотя бы где-то пересекаются.

Я занимаюсь живописью, насколько вы верите в мои будущие успехи?

Мама: Конечно, верим. Главное – захотеть и много работать. Но на самом деле, чтобы стать известным художником, надо каждый день только этим и заниматься. Быть настоящим фанатом этого дела. Сейчас мне кажется, вообще сложно стать известным художником. Потому что невозможно придумать что-то хорошее, все уже придумали. Есть, конечно, примеры, например, Бэнкси. Но это скорее исключение из правил. Нелегко стать всемирно известным при жизни в наше время. Надо в этом случае развиваться в очень узких областях. Но я верю в тебя. Хобби вообще всегда хорошо иметь, даже просто для расслабления. А живописью можно интерьер украшать.

Папа: Я уверен, что ты добьешься в этом деле успеха. В тебе видно желание и интерес этим заниматься, иначе давно бы уже бросила. Ты всегда хвастаешься новыми написанными картинами, по-настоящему наслаждаешься не только результатом, но и процессом. Частенько обсуждаешь с нами различные художественные материалы и техники. И хоть я в этом не особо разбираюсь, всегда с интересом тебя слушаю. Ты любишь экспериментировать и демонстрируешь сильное креативное начало. Ну а когда у тебя покупают картины, я искренне радуюсь.

Насколько сильно вас расстраивает мое несоответствие образу «идеальной дочери»?

Мама: У меня не было образа идеальной дочери, я вообще не понимаю, как его себе можно создавать. То, что ты не умеешь готовить, плохо не с той точки зрения, что ты не соответствуешь образу идеальной дочери, а что тебе самой будет неудобно. Как ты собираешься потом в самостоятельной семейной жизни быть? Ты же в этом полный профан и пофигист. Это же не просто взял и посмотрел рецепт, это то ты сможешь. Тут нарабатываются навыки, опыт и скорость.

Папа: Иногда расстраивает. Но не само несоответствие как таковое. Выстраивать для себя какой-то образ «идеальной дочери» и страдать из-за его несоответствия реальному человеку - последнее дело. Нам хотелось бы, наверное, получить от тебя чуть большей вовлеченности в общую семейную жизнь, ее заботы и дела. Но осознаем, что на данном этапе твоей жизни это не всегда легко реализуемо.

-5

Каким моим достижением вы больше всего гордитесь?

Мама: Наверное, это результаты ЕГЭ по литературе. Ты долго к этому шла, было много сомнений у тебя, страхов. Я была очень рада, когда услышала новость. Пошла выпила за тебя, отметила)

Папа: Золотой медалью и тем уважением, которое ты заслужила в школе у учеников и учителей.

-6

Считаете ли вы, что все мои успехи – это ваша заслуга?

Мама: Нет, такого просто не может быть. Возможно, если бы у тебя не было моих и папиных мозгов, ты может не добилась таких успехов в учебе. А так тебе учеба всегда давалась легко. Как в принципе и мне, и папе, он тоже более менее хорошо учился.

Папа: Нет, так не бывает. От нас - хорошая наследственность и, возможно, некоторая «менторская поддержка». Остальное – твоя целеустремленность, упорство и настойчивость.

Как сильно моя сегодняшняя личность соответствует вашим мечтам и ожиданиям?

Мама: Сильно. Я не знаю, что еще можно сказать. Это все выводится из того, что у меня не было какого-то образа моего будущего ребенка. Не было установки: вот к чему мы должны прийти в 18 лет. По крайней мере, что называется, нам за тебя не стыдно и это уже радует.

Папа: Очень сильно. Ты большая умница и молодчина!

Автор: Дарья Сергеева