Давным-давно, году в 2019, я создал список из 20 мест в Беларуси, куда я хотел бы съездить, и Сарья была в нём. Спустя два года путешествий у меня так и не получилось проложить туда эффективный маршрут на общественном транспорте, поэтому в один прекрасный летний день я решился взять старый дедов фольксваген и поехал изучать интересные места, спрятанные на самом севере Беларуси.
Так как программа была невероятно насыщенной и мест было много, путешествие в 650 километров началось в половину пятого утра. В Освею я приехал в 10 часов и сразу отправился изучать дворцово-парковый ансамбль Шадурских.
До 1937 года у главного въезда в комплекс находился монастырь с барочным костёлом.
Монастырь миссионеров здесь был основан в первой половине 18 века воеводой минским Яном Августом Гильзеном. Жилой корпус монастыря построили в 1759 году, а костёл - в 1765.
В 1930-е года советские власти закрыли монастырь. Затем в 1937 году они почти полностью разрушили костёл, а П-образное жилое здание монастыря переоборудовали под госпиталь, изменив его планировку.
От костёла остались лишь отдельные руины фундамента.
Жилой комплекс сохранился полностью. В одном из крыльев находится какое-то религиозное учреждение, а второе - заброшено.
Под заброшенным крылом есть подвалы, в которые можно залезть.
Дальше на очереди - дворец.
У Освеи было много владельцев, первым в письменных источниках упоминается Станислав Глебкович. После Глебковичей имение перешло Кишкам, а в 1600 году - Сапегам, которые владели Освеей почти 150 лет. В 1749 году Юзеф Сапега продаёт Освею уже знакомому нам Яну Августу Гильзену. Он начинает строительство дворцово-паркового ансамбля, которое заканчивает в 1782 году его сын Юзеф.
Юзеф Гильзен умер бездетным, поэтому имение получил Ян Шадурский (сын Яна Франтишка Шадурского и Катерины Гильзен, которая была сестрой Яна Августа). От Яна Освея перешла его сыну Игнату, у которого тоже не было детей, поэтому имение переходит сестре Казимире. Она уступает дворец троюродному брату Николаю, а он, в свою очередь, завещает владения своему сыну Владиславу, который и был последним владельцем комплекса.
Начало разорения усадьбы положила не война или советская власть, а как раз Владислав Шадурский. В попытках исправить финансовое положение беднеющей усадьбы он продавал и закладывал фольварки, однако это только ускорило темп её разорения. Уже к началу Первой мировой войны дворец начал разрушаться: протекала крыша, внутренние интерьеры были распроданы.
После Второй мировой дворец использовался как жильё, но в 1954 советские власть разрешили разобрать здание на кирпичи, что привело к его нынешнему состоянию.
Сейчас турист может увидеть только остатки стен Голубого зала.
Масштаб помещений ощущается даже посреди руин, а воображение не справляется с задачей восстановить дворец целиком.
После дворца небольшая остановка была на пляже, чтобы сфотографировать огромное Освейское озеро.
Берег был слишком заросшим, и я поехал на другой пляж, там уже виды были лучше.
Из Освеи еду в Сарью смотреть Успенскую церковь и прочие интересные места на бывших землях рода Лопатинских.
В 1506 году Сарью приобрёл Иван Сапега. В 1710 имение отдаётся в заклад Николаю Александровичу, в 1713 - Якубу Беннету, а в 1742 - Николаю Лопатинскому герба Любич, который в 1753 выкупает имение.
В 1778 году Сарью по наследству получил сын Николая Томаш, затем его внук Юзеф. С 1839 года имением владеет Игнат Доминик Лопатинский, с трагедией которого связана постройка одного из самых красивых неоготических храмов страны.
В 1851 году, на тридцатом году жизни, умирает его любимая жена Мария (в девичестве Шумская), и Игнат решает построить недалеко от её могилы прекрасный храм, который должен был стать олицетворением красоты покойной и чувств Игната к ней. Строительство началось в 1852 и закончилось в 1857 году, когда костёл был освящён во имя святой Марии.
Игнат принимал активное участие в восстании 1863-1864 годов, возглавлял сектор прессы и корреспонденции Департамента управления провинции Литвы (руководящий орган восстания в Литве и Беларуси). В том числе за его участие в восстании, казаками была разграблена и разрушена уже изученная мною усадьба Лопатинских в Леонполе. Остаток своих дней Игнат провёл под надзором полиции, а усадьба перешла его сыну Станиславу Лопатинскому, члену Государственного совета Российской империи, юристу.
Но вернёмся к костёлу, коим здание пробыло недолго. В 1865 году его "за привлекательность" конфисковали у католиков и передали православным. И тут я даже не шучу.
Существовали планы по его перестройке в православную церковь, приближению его внешнего вида к вездесущим "муравьёвкам", но они, к счастью, не осуществились из-за чрезмерной сложности бюрократических процедур и отличного состояния храма в купе с качеством постройки, которое убедило архитекторов, что любая перестройка лишь ухудшит общее состояние здания.
В 1935 году храм был закрыт, во время СССР здание использовалось сперва как склад, затем как культурный центр.
В конце 1980-х проводилась частичная реставрация храма, но полностью он не была завершена.
В 1989 году храм вернули католикам, но уже в 1990 году власти передумали и он опять перешёл к православной церкви. В 2013 году были завершены полномасштабные реставрационные работы, сейчас он выглядит просто прекрасно.
Подходить к нему лучше всего со стороны длинной аллеи.
Перед храмом, на месте родовых могил Лопатинских, стоит памятный камень.
Подхожу ближе. Я часто встречал информацию о том, что вдохновением для храма послужил вильнюсский костёл Святой Анны, выполненный в формах пламенеющей готики.
Если проехать чуть дальше, можно обнаружить восстановленную летом 2013 года браму усадебно-паркового ансамбля. Усадебный дом, к сожалению, не сохранился, а парк уничтожен, застроен и зарос.
Самый интересный объект на территории бывшего парка - подвесной мост. Изначально он был построен в 1967 году, а разрушился летом 2012, когда его слишком сильно раскачали дети.
Сейчас он отстроен заново.
Виды с середины моста на реку.
Сарья оставила положительные впечатления, теперь самое время отправиться в Росицу, где меня ждут ещё два храма.
Первый храм весьма необычный. Изначально на этом месте стоял построенный в 1778 году деревянный униатский храм, но в 1864-м году на его месте построили Свято-Евфросиниевскую церковь.
Она была разрушена в 1930-х годах, сейчас от неё осталась лишь очень атмосферная "четырёхногая" руина.
Проект Свято-Евфросиниевской церкви 1863 года.
Совсем недалеко от руин церкви можно найти костёл Святой Троицы.
В 1778 году здесь был построен небольшой деревянный костёл.
В 1906 году рядом с ним началось возведение уже каменного храма.
В 1911 году строительство было завершено.
Свои прекрасные колокольни костёл потерял после закрытия в 1917 году советскими властями.
В 16−18 февраля 1943 года во время немецкой карательной операции «Зимнее волшебство» деревня Росица первой подверглась уничтожению. Немецкая разведка представляла деревню как партизанский опорный пункт, однако партизам там не оказалось, что не остановило полицаев и СД от уничтожения 206 жителей. Всего в Росице было уничтожено 1528 человек.
В киножурнале Дойче Вохеншау № 569 1941 года нашёл отрывок, где немецкие войска проходят костёл в Росице.
А теперь возвращаемся в наше время. Башни костёлу так и не отстроили, но он всё равно выглядит интересно.
Внутри храма довольно аскетично.
Перед тем, как двигаться дальше, я пообщался с местным котиком.
А следующая остановка - это Опытная, здесь находится очень интересная усадьба Нитославских "Бигосово".
Изначально имение входило во владение Сапегов, но в 1824 году Франтишек Сапега продал Бигосово Мартину Нитославскому. Первый усадебный дом здесь был построен ещё Сапегами в конце 18-начале 19 века, а второй - Нитославскими во второй половине 19 века, на замену старому.
Хозпостройки и каплица были достроены Витольдом Нитославским, который был последним владельцем усадьбы.
После 1917 года в усадьбе размещались пограничники. Вторую мировую комплекс пережил, и в нём разместили исследовательскую станцию (отсюда и название деревни - Опытная), а с 1957 года в зданиях усадьбы размещался ветеринарный техникум, на нём остановимся подольше.
В усадебном доме на первом этаже разместили женское общежитие, на втором - библиотеку.
Построенное уже в советский период слева от него здание (указанно на схеме выше как "современная постройка") было главным корпусом техникума.
На первом этаже здания, период постройки которого мне не удалось однозначно определить, была столовая, а на втором - второе женское общежитие.
В несохранившемся деревянном здании техникума был спортзал и мужское общежитие.
В 1970 году Бигосовский ветеринарный техникум присоединили к аграрному колледжу УОВГАВМ в Лужесно, который я уже осматривал. Здания опустели и перешли на баланс местного колхоза, что положило начало их обветшанию и разрушению.
Усадебный дом сохранился хуже всего.
Обхожу по кругу.
Захожу "внутрь".
Интереснее всего сейчас выглядят арки, остатки колонн и ниш.
В одном месте можно пролезть в единственный не обрушившийся сегмент подвалов.
Теперь двигаюсь к зданию техникума.
Внутри оно выглядит, как самая обычная советская заброшка.
Остаётся лишь здание бывшей столовой. Я не нашёл его упоминаний в описании построек оригинальной усадьбы, однако его внешний вид слишком уж не похож на здание советского техникума в небольшой деревне. Оснований для каких-либо утверждений у меня нет, однако я склоняюсь к тому, что это всё-таки советская постройка.
Захожу внутрь. Первый этаж встречает меня залом почти на всю длину здания, в котором когда-то была столовая.
Больше на первом этаже ничего интересного не было, а на второй этаж попасть не получилось, потому что лестница снаружи отсутствовала.
Усадьбу в Опытной можно считать изученной. Перед возвращением в Минск я ещё заехал на станцию Бигосово, интересное здание в стиле модерн на которой было построено в 1926 году.
Интересные места на маршруте закончилось, и мне осталось только вернуться в Минск.
Спасибо за внимание и до встречи в следующих отчётиках!