Найти тему
Бесполезные ископаемые

История доброго оборотня

Оглавление

Подчас для установления истины психологический фактор играет куда большую роль, нежели вещественные доказательства.

Например, выражение лица при упоминании имени или названия, когда по нему, в ответ на ваш восторженный отзыв, пробегает тень пренебрежения или злорадства...

Названия знаковых групп периода Картер/Рейган звучали предельно коротко, как липовое заклинание в «Золотом ключике»: Knack, Jam, Clash!

Чуда не происходило. Пластинки продолжали поступать в Союз привычным контрабандным путем, но не росли в цене. Старшее поколение меломанов относилось к новизне скептически, дослушивая длинные композиции с длинными названиями типа «Янки при дворе короля Артура». Короткая песня в эпоху изнурительного диско или арт-роковой нетленки звучала как обман, как куцый фрагмент чего-то, что недоступно в полном объеме.

Сами названия сбивали с толку своим фонетическим дежавю – «клэш» ассоциировался с карикатурным клёшем, который донашивали экономные модники начала70-х, «джем» – дефицитное болгарское варенье, а «нэк», соответственно, – шею, оголенную однотипной стрижкой.

Нэк-джем-клэш! До полной пентаграммы не хватает двух имен. Пусть ими будут Cars и Squeeze.

«Выжимки» были названы в честь одноименного альбома, который под вывеской Velvet Underground записал в Англии Даг Йул – способный племянник Лу Рида. Помимо него в этой обреченной работе принимал участие Иэн Пейс, ударник, казалось бы, диаметрально противоположной группы.

Тем не менее, крайности смыкаются, и обе легенды – и DP и VU – успешно держатся на плаву, препроводив в мир иной не одно поколение поклонников.

Каждый проект, дебют или сиквел, если в нем фигурирует Джон Кейл, представляет собою гибрид увертюры и реквиема.

Таковы «Кони», особняком пасущиеся в дискографии Патти Смит, и уникальный, не сравнимый ни с  чем Birdland на самой этой пластинке.

Неугомонная виола Джона Кейла сопровождает лаконичную We Will Fall и витиеватые пьесы «Великой трагедии американского орла» группы Earth Opera, чью зловещую обложку изготовил Роберт Эл Хаймелл – оформитель альбомов Нико.

Отдельные музыкальные произведения стимулируют набожность и либидо. Мистер Кейл поддерживает страх, без которого невозможно ни то, ни другое – ни экстаз, ни агония.

Дебютный альбом группы Squeeze не стал исключением в насыщенном графике продюсерской деятельности Джона Кейла. Сколько бы времени не прошло с момента ознакомления, сорок лет или сорок минут, вопрос остается прежним: как это могло появиться и почему меня тянет слушать это еще и еще?

Прослушивание каждой новой пластинки Squeeze вызывало тот же вопрос в более мягкой форме. Эпатировать кого-либо симпатией к музыке такого сорта было некого. Тридцатилетние семейные люди всматривались в монстра Эдди как в ту бездну, которая, если верить Ницше, пока ты любуешься ею, присматривается к тебе, чтобы утащить.

На фоне новой волны британского металла саунд и облик Squeeze были достаточно мягки. Так должны звучать и выглядеть обитатели параллельной реальности, чтобы тот, кого они в неё переманили, не запаниковал и не стал проситься обратно, соглашаясь на покаянную пресс-конференцию, какие в те времена происходили регулярно.

Первая пластинка имела всё необходимое, чтобы остаться культовым курьезом, будь она первой и единственной. Тут и нелепая, интригующая обложка а ля Том Финляндский, и песни с названиями, которым мог позавидовать Заппа и Бонзо Дог Бэнд – типа «Буйный сброс нечистот беспокоит Бразилию» или «Секс-репетитор». Почему-то то, что было нормой в тематике диско, казалось неслыханной дерзостью в рокерских устах…

Каждый новый диск демонстрировал восхождение на новую ступень совершенства, вызывая параллель с заокеанскими Aerosmith и Kiss, чье повышение квалификации также происходило без отрыва от производства.

Среди более близких примеров маячили Buzzcocks, органично перешедшие от скорострельных инвектив к битовой лирике 60-х.

С приходом Пола Керрака группа созрела для шедевра, который, как правило, не имеет ни предшественников, ни повторений. Таким островом в поп-океане стал альбом East Side Story.

Возможно, свою роль сыграла причастность к его созданию Эдмундса и Костелло, двух неистовых ревнителей старины. Крупицы волшебства окутывают каждую композицию подобно снежинкам в луче прожектора. Так в мизансценах у Фассбиндера переливаются стекляшки и фужеры. И, конечно же, мимо такого шедевра как Tempted не смогли пройти мимо ни Джо Кокер, ни Рита Кулидж...

Пол Керрак, чей Ace, наряду с Little River Band, можно назвать эталоном «золотой середины» в мировой поп-музыке, превратил Tempted в то же самое, во что и собственное How Long – в песню, которая требует равной самоотдачи от исполнителя и слушателя, иначе оба рискуют остаться в дураках. По себе знаю.

Перенервничав, я отдал за новенькую East Side Story двойной сборник Литтл Ричарда, и не расставался с этой пластинкой минимум три года. Остальные можно было хвалить, не прослушивая. Squeeze создали свой Rubber Soul, свой Between The Buttons.

Многие песни этого коллектива дублируют название телепередач и кинофильмов на молодежную тематику, герои которых могут вызывать неимоверное ощущение утраты и тленности, подчас невыносимое, которое сменяется благодарностью за перенесенный катарсис.

Песня Someone Else’s Heart  стимулирует этот процесс не хуже старых записей дуэта Питер и Гордон или Don't Bother Me. И это я, увы, тоже знаю по себе.

Музыка «Сквиза» имеет эффект обратного полнолуния, когда озлобленный монстр-самодур на одну ночь становится волонтером, который возвращает божеский вид незнакомым людям.

Вот, собственно, и всё. Среди коротко-именных групп не были названы The Now, The Pop, The The. Но это не проблема, про них у нас тоже есть что сказать…

-2

👉 Бесполезные Ископаемые Графа Хортицы

-3

Telegram Дзен I «Бесполезные ископаемые» VК

-4
-5
-6