Найти тему
РЮКЮ КАРАТЭ

Место учителя в системе боевых искусств

Каратэ – это не спорт! Я всегда настаиваю на этой максиме потому, что каратэ, как и другие традиционные боевые искусства Азии – это не «быстрее, выше, сильнее». Это, в первую очередь, тонкая настройка тела. Это поиск абсолютной эффективности движения через уникальные методы управления и объединения тела.  Это контактная передача уникального опыта, которая возможна только при очном общении учителя и ученика. В качестве примера – когда я преподаю своим ученикам ката Санчин я, в буквальном смысле руками «объясняю» их телам то, что я от них ожидаю. Для того, чтобы понять идею, которую несет в себе любая традиционная школа боевых искусств недостаточно просто бить макивару. Макивара не научит правильному структурированию тела. Ударить сильно и ударить эффективно – это не одно и тоже.

Боевые искусства не вышли из пустоты. У них есть совершенно определенные корни, которые превращают путь боевых искусств не только в практику тела, но, в первую очередь, в работу с личностью через практику тела. Это сложившаяся система линостного совершенствования, возникшей под влиянием конфуцианства и буддизма в центре которой фигура Наставника. Причём Наставник в данной концепции выполняет роль не только проводника конкретных знаний, но и объекта, позволяющий ученику проявить те качества, которые считаются в данной системы важнейшими для формирования «благородного мужа» таких как: честь, верность своему долгу и принципам. Все то, что, на самом деле, является опорными столбами характера способного день изо дня идти по пути тяжелой практики, сравнимой с монашеской аскезой. Причем от учителя не требуется соответствовать всем ожиданиям своего ученика. Он, как и родитель, вправе быть самим собой.

«Но если родитель зол, стар и своенравен…полностью отдавать свои силы такому родителю – вот подлинная сыновняя почтительность.» (Бусидо. Ямамото Цунетомо).

Школа традиционных боевых искусств – это цельная система воспитания личности, в основе которой два «кита»: уникальные методики перепрограммирования двигательной модели и морально нравственные принципы имеющие целью воспитание характера способного идти по этому не легкому пути.

Тот, кто считает, что ему достаточно только технической составляющей школы и на каком-то этапе пути предает своего учителя не просто убирает из системы одну из опор, но предает себя. А если он сам является преподавателем – заражает свою школу гнилью, которая рано или поздно разрушит все, что являлось ее основой.

Богдан Курилко