Леонард Фезер рассказывает о данном альбоме:
"Никто из предшественников не был равен Диззи, и никто из последующих не показал способности стать его преемником. Он просто величайший трубач в мире".
Никто до него не был равен Джону Бирксу Гиллеспи, и никто в обозримом будущем не сможет унаследовать его трон. Он просто величайший трубач в мире.
Если кажется излишним повторять то, что уже должно быть само собой разумеющимся, читатель должен помнить, что прошло много десятилетий с тех пор, как Диззи Гиллеспи утвердил себя и свою музыку, отцами-основателями которой были он и Чарли Паркер, как артист несравненного творчества и технического мастерства.
За прошедшие с тех пор годы появилось много гигантов. Некоторые пали слишком рано, как, например, Клиффорд Браун. Другие - Майлз, Фредди Хаббард, Вуди Шоу - по-прежнему среди нас. Однако никто из них не может не признать превосходство Гиллеспи и необходимость для молодого поколения понять, что он представляет собой в эволюции той формы искусства, которую он принял в середине 1930-х годов.
Пять сессий, на которых были записаны эти треки, проходили во время решающего этапа в карьере Гиллеспи и в борьбе за утверждение бибопа как наиболее значительного и потенциально долговечного нового направления в музыке со времен свинга. Диззи и тем, кто разделял его убеждения, приходилось терпеть возмущенные нападки реакционных критиков и даже некоторых более консервативных музыкантов, которые опасались за свою безопасность, поскольку приливная волна новых мелодических и гармонических концепций оказалась слишком сложной для их понимания.
Моя собственная роль в этом движении была не просто ролью наблюдателя или критика. 22 февраля 1946 года я продюсировал сессию, на которой были сделаны три переизданные здесь записи: Night In Tunisia, Anthropology и 52nd St. Theme. 29 сентября 1947 года, поставив свои деньги на место, я представил Диззи, Чарли Паркера и Эллу Фицджеральд на первом концерте в Карнеги-холле, посвященном бибопу. Хотя "заплесневелые фиги" массово бойкотировали нас, инициатива прошла так хорошо, что мы смогли повторить ее на Рождество 1948 года и еще раз в декабре 49-го, при сотрудничестве Симфони Сида, Монте Кея и других, кто помог сделать эти акции такими успешными, какими они стали.
Все три мелодии, переизданные здесь, стали стандартами. Диззи уже записывал "Night in Tunisia" с Сарой Вон (под названием "Inter-lude") и с оркестром Бойда Рэберна, но это была его первая комбо-версия. Антропология была менее тесно связана с Дизом, чем с Бердом, который записывал ее несколько раз. Тема Телониуса Монка "52nd St. Theme" была без названия на момент записи, но поскольку все боп-комбо вдоль улицы использовали ее в качестве сигнальной, я сказал: "Почему бы нам просто не назвать ее "52nd St. Theme"?". - и так оно с тех пор и осталось.
После этой даты Диззи подписал контракт с Musi-craft Records, но в 1947 году он вновь присоединился к RCA, заключив эксклюзивный контракт на два года. Поскольку 1 января 1948 года надвигался очередной запрет на запись, незадолго до этого срока были сокращены две сессии, на одной из которых была записана песня Ool-Ya-Koo. Дуэт с участием Диззи и "Пачо" Хагуда - это типичный боповый вокал того периода. Соло Диззи на рожке великолепно.
Также в записи участвовали Джордж "Большой Ник" Николас на теноре и Кенни Кларк на ударных в ритм-секции, в которую входили Джон Льюис, Эл Маккиббон и Чано Позо.
Lover Come Back To Me, один из самых замечательных чартов, когда-либо исполнявшихся группой Гиллеспи, был собственной аранжировкой Диззи, уникальной для своего времени тем, что первый припев был написан как вальс. В те времена джаз в формате 4/4 был практически неслыханным. Тонкое использование Диззи динамики и нот изящества сделало это соло одним из его самых запоминающихся.
В тот же день (12/29/48) была записана композиция Guarachi Guaro, написанная Гиллеспи в аранжировке Джеральда Уилсона. Это напоминание о пионерской роли Диззи в афро-кубинском фьюжн имеет пассаж "вызов и ответ" с участием Сабу Мартинеса и группы. Персоналии: Дэйв Бернс, Вилли Кук, Элмон Райт, трубы; Джон Браун, Джо Гейлз, Эрни Генри, Сесил Пейн, Бадд Джонсон, саксофоны; Энди Дюрье, Сэм Херт, Джесси Таррант, тромбоны; Джимми Форман, фортепиано; Эл Мак-Киббон, бас; Тедди Стюарт, барабаны; Сабу Мартинес, бонго; Джо Харрис, конга.
St. Louis Blues, аранжировка Бадда Джонсона классической композиции У. К. Хэнди, начинается с цитаты из знаменитого "Паркеровского настроения" Птахи. Солирует тенор - молодой Юсеф Латиф. Персоналии, как указано выше, за исключением того, что Бенни Харрис заменил Бернса, Юсеф Латиф и Эл Гибсон заменили Джонсона и Пэйна, Гуэрра заменил Харриса, а Стюарт и Мартинес были отпущены.
Jumpin' With Symphony Sid, названная в честь первого диск-жокея, пропагандировавшего боп, была аранжирована Уолтером "Гилом" Фуллером, частым соратником Диззи на протяжении многих лет. Первоклассные соло исполняют Диззи и Дж. Дж. Джонсон. In The Land Of Oo-Bla-Dee - "боповая сказка", сочиненная Мэри Лу Уильямс, одной из первых гигантов эпохи свинга, принявших боп, и ее соавтором Милтом Орентом. Джо Кэрролл - рассказчик в этом примере светлой стороны бопа.
Как показывают эта запись и Ool-Ya-Koo, Диззи был не из тех, кто отвергает комедию как оружие; но при всех проявлениях хорошего юмора, которые принесли ему друзей по всему миру за последние три десятилетия, никто никогда не был более серьезен в отношении своей музыки, когда хотел и нуждался в этом, чем этот человек, который перевернул мир джаза. В его великолепных сольных выступлениях с этих сторон достаточно доказательств, чтобы подтвердить то, что многие его поклонники знали с самого начала: другого Диззи никогда не будет, и мы должны быть бесконечно благодарны тому, кто был и есть.
Благодарю за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, чтобы не пропустить новые выпуски моих рубрик!