Найти тему

На помойку!: сколько чернового текста можно удалить из рукописи?

Этот вопрос – пожалуй, самый сложный для начинающих авторов. Неопытные писатели чрезвычайно дорожат своим текстом и порой боятся вычеркивать из него неудачные фрагменты и куски. Молодым авторам свойственны завышенные ожидания от своего творчества, поэтому на первых порах они искренно верят, что каждое их слово – на вес золота. Однако опытные писатели советуют поскорее избавляться от этого комплекса, который замыливает глаз. В самом деле, страх потери кусков текста тормозит развитие мысли и мешает движению вперед. Если Вы видите, что фрагмент, сцена или даже развязка истории получились откровенно неудачными, откажитесь от них без всякого сожаления. Зацикленность на черновике сковывает воображение и не дает фантазировать и экспериментировать с текстом.

Маститые авторы относятся к своим черновым рукописям демократично, либерально и философски. Они смело тасуют сюжетные линии, меняют первоначальный замысел, играют с героями, другими словами, – вычёркивают одни части чернового текста и без стеснения заменяют их другими. Такой подход дает автору ощущение свободы и власти над своим творением. Писатель – творец художественной истории и не должен цепляться за текст.

Впрочем, все вышесказанное не умаляет значимости черновиков. Черновые рукописи – это фундамент произведения, который требует творческого, но бережного отношения. Речь идет именно о ее неудачных частях, которые не вписываются в историю и от которых автор, жалея своих сил и потраченного времени, не решается избавиться. Не существует четко фиксированного объема текста, подлежащего выбросу: этот показатель зависит от индивидуальных особенностей творчества конкретного писателя. Тем не менее, есть смысл упомянуть о среднестатистическом показателе, вокруг которого варьируются частные случаи. Обычно писатели избавляются примерно от четверти черновой рукописи. Одни удаляют лишние описания, которые замедляют развитие сюжета, другие сокращают диалоги, а третьи вообще меняют композицию истории и без сожаления вычеркивают ключевые сюжетные ходы. Но не всегда неудачный черновик идет на помойку; иногда он в переработанном виде остается в тексте – в другом месте и под новым соусом. Чаще всего так происходит с бережливыми авторами, которые стараются ничего не потерять в своем литературном хозяйстве.