Мы уже рассказывали о знаках обслуживания. Напомним, согласно Гражданскому кодексу, это обозначения, которые служат для индивидуализации работ или услуг. Знак обслуживания характеризуется теми же чертами, что и товарный знак. Так, закон предоставляет для них следующие условия защиты:
· регистрация слова, фразы или даже изображения в качестве знака обслуживания наделяет его владельца исключительными правами (т.е. он может распоряжаться своим знаком любым способом, в том числе разрешать использовать другому лицу);
· при регистрации знака обслуживания выдается свидетельство;
· такое свидетельство действует только 10 лет, по истечении которых его можно продлить снова на 10 лет (количество таких продлений законом не ограничивается);
· общеупотребимые слова и выражения, символы без уникального графического дизайна, ругательства, гербы, деньги нельзя зарегистрировать, как собственный знак обслуживания.
Напомним, товарные знаки регистрируются в отношении к товарам, а знаки обслуживания – к услугам.
https://jurfininvest.ru/news/kak-zaregistrirovat-znak-obsluzhivaniya/
Зачем нужен знак обслуживания?
Разработка собственного знака обслуживания позволяет выделить фирму среди конкурентов. Уникальный образ позволит потребителю запомнить, что Вы оказываете определенные услуги или выполняете конкретную работу.
На рынке существует бесчисленное множество компаний, которые предлагают клиентам схожие услуги. Чтобы выделиться не всегда достаточно просто качественно выполнять свою работы. Порой нужно сформировать в сознании потребителей связь между каким-то типом услуг и Вашим знаком обслуживания. Чтобы при выборе, к примеру, риэлтерской фирмы, клиент вспомнил именно у Вас.
Поэтому знак обслуживания должен запоминаться и быть уникальным. Он может быть простым или сложным (с выбором Вам могут помочь наши специалисты). Правильный выбор обозначения и дизайна в перспективе могут сэкономить деньги на рекламе. Заметьте, следующие знаки обслуживания хорошо ассоциируются с конкретными услугами и компаниями:
· «Аэрофлот»,
· «МТС»,
· «Л’Этуаль».
Каждый знает, что первый принадлежит крупнейшей в России авиакомпании, второй относится к оператору связи из большой четверки, а третьим владеет сеть магазинов косметики.
Это уже «раскрученные» и известные знаки обслуживания. Они зарегистрированы в Роспатенте и закреплены за своими владельцами. А бывает, что фирма начала предоставлять услуги. Клиенты оказались ими довольны. Об этом узнали недобросовестные конкуренты и продублировали, к примеру, чужой логотип или дизайн, или даже название. В итоге предприниматель, который пренебрег регистрацией знака обслуживания, не смог доказать, что некачественные услуги оказывались другими лицами. В результате пострадала его репутация и он потерял доход, так как клиентов переманили конкуренты.
Что дает регистрация знака обслуживания?
Разработка знака обслуживания – это созидательный процесс, требующий креативных усилий. Так как он может оказаться довольно сложным, особенно для непрофессионалов, закон защищает права его владельца (при условии регистрации знака в Роспатенте).
Если кто-то использует ваше «имя», то есть знак обслуживания, который официально зарегистрирован в Роспатенте, Вы можете взыскать с него компенсацию. Таким образом, Вы не только защитите свой бренд, запретив его использовать, но и получите возмещение нанесенного Вам вреда.
Что можно зарегистрировать в качестве знака обслуживания?
Знак обслуживания может содержать, к примеру, наименование фирмы или услуги. Кроме того, им могут стать:
· слова и изображения,
· объемные обозначения,
· комбинации выше перечисленного.
Таким образом, бывают следующие типы знаков обслуживания:
· Словесные (простое название, например, Coca-Cola или Panasonic);
· Изобразительные (это могут быть логотипы Adidas, Chanel и Apple);
· Объемные (это сложное понятие, здесь речь идет, к примеру, об оригинальной подаче услуги);
· Комбинированные (например, сочетание слова и изображения);
· Звуковые (например, у радио «Маяк» имеется своя узнаваемая музыкальная заставка - вступление песни «Подмосковные вечера»);
· Обонятельные (это самая редкая категория, к примеру, в Австралии спа-салон зарегистрировал в качестве товарного знака запах лимонной травы).
Однако Роспатент не примет заявку на регистрацию знака обслуживания, если он содержит что-либо из следующего перечня:
· общеупотребимые выражения, относящиеся к услугам определенного вида (так, слова «консалтинг» или «аудит» присвоить не получиться);
· общепринятые символы и термины, если они не имеют уникальное графического дизайна;
· слова, которые только и характеризуют услугу (ее качество, время, место и способ ее предоставления);
· слова, противоречащие общественным интересам, гуманности и морали;
· официальные символы (флаги, гербы, ордена, денежные знаки);
· слова, которые способны ввести в заблуждение потребителя.
Таким образом, знаком обслуживания не смогут стать слова «юриспруденция», герб Санкт-Петербурга или аморальный рисунок.
Как зарегистрировать товарный знак или знак обслуживания?
Для регистрации знака обслуживания нужно подготовить следующие документы:
· заявка на регистрацию;
· сам знак обслуживания, его описание в свободной форме;
· перечень услуг, для которых будете использовать знак обслуживания, составленный в соответствии с Международной классификацией (наши специалисты могут помочь Вам его составить);
· подтверждение согласия на обработку персональных данных.
Куда направить документы?
В Роспатент.
Как подать документы в Роспатент?
Сделать это можно несколькими способами:
· Лично;
· В электронном виде через сайт Федерального института промышленной собственности (ФИПС) или через «Госуслуги»;
· По почте.