Найти тему
Сам себе сэнсэй

Как появилась американская ветвь годзю-рю.

Годзю-рю является одним из крупнейших стилей карате. Существует три разновидности (или, как говорят - ветви) данного стиля: окинавская, японская, и американская. И если происхождение и становление первых двух вполне себе объяснимо, то третья ветвь стиля вызывает удивление. Одно из направлений стиля, получившее самостоятельный статус - по какой такой причине? Географическая удаленность от родины? Но ведь карате распространено на всех континентах, и никто при этом не говорит об австралийской, южно-африканской, или европейской ветви какого-либо стиля. Везде есть свои национальные федерации, которые, в свою очередь, подчиняются более крупным руководящим структурам. Но с годзю-рю вышла иная история, и, попав за океан, оно дало новую ветку.

Питер Урбан. Фто с сайта https://www.usadojo.com/peter-urban/
Питер Урбан. Фто с сайта https://www.usadojo.com/peter-urban/

Появление и развитие американской ветви годзю-рю, тесно связано с именем Питера Урбана. Именно деятельность этого мастера позволила новому стилю прижиться, и начать уверенно развиваться на новой для себя территории.

Англоязычные сайты, рассказывая о Питере Урбане, не скупятся на комплименты, называя его философом, лидером, поэтом. И даже «Джорджем Вашингтоном американского карате». Трудно понять, где здесь заканчивается описание реальных заслуг, и начинается откровенный пиар.

Среди мастеров, оказавших большое влияние на развитие карате в Северной Америке, есть такие легендарные имена,как Эд Паркер, Чак Норрис, Джо Льюис, Роберт Трайес, Аарон Бэнкс, Джордж Маттсон. При всем уважении к Питеру Урбану, эти люди оказали на становление карате ничуть не меньшее влияние, чем он.

На официальном сайте организации, развивающей американскую ветвь годзю-рю карате, говорится о том, что Урбан, будучи моряком, попал в Японию, где и познакомился с этим боевым искусством. Его учителями были такие мастера, как Масутацу Ояма, Ричард Ким, и Гоген Ямагути. Вернувшись домой, Урбан начал преподавание, а затем попросил разрешение у Гогена Ямагути на открытие собственного филиала. Получив отказ, он решил уйти в свободное плавание, и начал бурную деятельность по развитию карате в Америке.

Питер Урбан получил широкую известность, и часто  появлялся на обложках журналов. Фото с сайта https://www-americangoju-com
Питер Урбан получил широкую известность, и часто появлялся на обложках журналов. Фото с сайта https://www-americangoju-com

Вот тут не совсем понятный момент: Урбан, фактически, уже вел самостоятельную деятельность, обучая годзю-рю в своей стране. Получается, на это он согласие от сэнсэя Ямагучи уже получил. Если это так, то непонятно, зачем ему понадобилось еще одно разрешение. А если Гоген Ямагучи согласия не давал в принципе, то какой смысл было спрашивать повторно?

Как бы то ни было, после разрыва отношений с главной школой, последовали многие важные события. Питер Урбан продолжил обучение у сэнсэя Кима, стал обладателем 10-го дана, и основателем американского годзю-рю карате. Он открывал новые залы, организовывал турниры, и написал книгу.

Для чего Питер Урбан решился на этот шаг, создав не просто сеть филиалов, а самостоятельное ответвление стиля? На первый взгляд, напрашивается очевидный ответ: здесь, как и во многих других случаях, причиной послужили деньги. В мире боевых искусств, такое случалось множество раз: дерзкий ученик, которому надоело годами находиться в тени мастера, принимает решение уйти, и начать свой собственный путь. Впрочем,в некоторых случаях, мотивом служило стремление к переменам, которое категорически не приветствовали седые патриархи.

Сам Урбан свой разрыв прокомментировал примерно в таком стиле: «В Японии все еще действует старая, отжившая система, которая утратила истинный дух будо. Она порождает слепых последователей, а не тех, кто способен искать». Одним словом, он считал,что сможет создать (или возродить) дух боевых искусств, вернуть карате к истокам. Смелое утверждение, ничего не скажешь.

Питер Урбан воспитал много учеников, многие из которых впоследствии открыли свои школы и направления. К какой именно ветви годзю-рю они относятся, сейчас уже сказать сложно. Скорее всего, большинство из них – это коммерческие наименования, призванные привлечь новых последователей новизной и оригинальностью идей. Так появилось «китайское годзю-рю» Рона Ван Клифа, «китайско-американское годзю-рю» Билла Луи, «кандзен годзю-рю» Гарри Розенштейна, а также множество других стилей, представляющих собой компиляцию техник годзю-рю и других стилей.

Например, одна из школ предлагает к обучению программу, состоящую из объединения техник годзю-рю и хапкидо.

Таким образом, высадив годзю-рю на американскую почву, Питер Урбан дал начало бурной и неуправляемой селекции, которую с энтузиазмом подхватили его предприимчивые земляки. Сложно сказать, выиграл от этого стиль, или проиграл. Для кого-то, все это – хороший способ встряхнуть пыль, и вдохнуть новую жизнь в старый стиль, заставив его идти в ногу со временем. Но наверняка найдутся и такие, кто отнесется к подобным переменам резко отрицательно, небезосновательно сочтя их попыткой разрушить основы.

Было бы интересно в этой связи послушать мнения представителей годзю-рю, и узнать, что они думают поп поводу реформ и преобразований Питера Урбана.