Христос говорит ученикам и народу: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф 5:20)
Посмотрим греческий текст. Словом «праведность» переведено греческое δικαιοσύνη (дикэосини) имеющее значения: правда, законность, благодеяние, оправдание.
Например, в Премудрости Соломона 14 7
"Благословенно дерево, чрез которое бывает правда!" (δικαιοσύνη), или "благодеяние"
Итак, о чем говорит Христос? Какой праведности (правды, благодеяния) требует он от христиан?
Иоанн Златоуст говорит, что имеется в виду добродетель
Здесь под словом: “праведность” разумеет Он вообще добродетель… В таком же смысле и апостол Павел праведником называет того, для которого, по словам его, и закон не положен: “Закон положен не для праведника” (1 Тим. 1:9). Да и во многих других местах можно видеть, что слово это употребляется для означения вообще добродетели. Из слов Христа ты можешь, между прочим, видеть, как приумножилась благодать, если Христос желает, чтобы ученики Его, едва вступившие на путь правды, были лучше учителей ветхозаветных.[1]
Правда, у христианина может возникнуть диссонанс: как так, фарисеи и книжники ставятся в пример, как некий ориентир, который нужно превзойти. Ибо, для многих "книжник и фарисей" звучит едва ли не как ругательство, ведь много раз Христос осуждает таковых. Иоанн Златоуст объясняет, что Христос приводит в пример, не тех, кто нарушал закон, но тех, кто ревностно служил ему, тех, кто исполнял закон.
По толкованию святого приводя в пример книжников и фарисеев, Христос "не хулит древнюю правду", и показывает, что старая и новая правда сходны между собой, но новая выше. Ведь, христиане получают от Духа Святого большие дарования, и поэтому должны проявить большую и добродетельность в жизни своей.