«Дочь учится в 6-м классе и не может справиться с одной проблемой: она очень боится экзаменов и проверочных работ, за которые ставят оценки. И всегда пишет их хуже, чем могла бы это делать в спокойной обстановке. Вообще, дочь учится хорошо — на „4“ и „5“, отлично пишет сочинения, делает самостоятельные работы. Но как только учитель сообщает о контрольной или диктанте, у ребенка начинается паника. Говорит, что на уроке спешит, чтобы уложиться в отведенное время, и в результате делает ошибки. Волнуется, что испортит итоговую оценку. А так и происходит. Как помочь дочери?» Ольга, 42 года
Как помочь ребенку
Дома
Страх контрольных работ формируется постепенно, а значит, есть момент его первичного появления и процесс закрепления. Поговорите доверительно с ребенком в спокойной обстановке, уточните:
- когда у него впервые появился этот страх,
- чего именно он боится,
- что, по его мнению, произойдет, если это «страшное» случится,
- как он будет справляться с данной ситуацией,
- есть ли те, кто ему помогут в этом,
- что произойдет, если у него не будет страха контрольных.
Такая работа с самим страхом делает эмоцию доступной для исследования, а значит, и для изменения — вплоть до избавления от страха или использования его в своих целях.
Попросите ребенка представить страх в виде какого-либо метафорического предмета или существа. Можно предложить нарисовать его (или сделать из какого-либо материала) и решить, что с ним сделать. Например, он может его брать с собой в школу и запирать в портфель на время контрольной, или оставлять дома, или разорвать на мелкие кусочки, или спрятать внутрь какого-то предмета (игрушки, коробки).