Лика гордилась своей племянницей Ариной. Которая делала свою жизнь сама. И не потому, что нет любящих и заботливых родителей. Есть. И, прямо жаждут, заботиться о старшей дочери. Но, у неё, эта вся свобода, от прабабушки Анны, которая была дочерью репрессированного морского офицера.
И, так хотела стать юристом, чтобы прожить свои годы по максимуму. Видно, сильна неукротимая тяга, к лучшей доле, в их семье. А может это свойственно всем, только не слишком видно со стороны? Как знать? Анна – пример.
Ведь, после войны, так и не принимали прабабушку в юридический институт. Эх! Всё говорили: «Варфоломеева, тебе место, где и отцу. А ты всё учиться хочешь. На завод бы шла – советскому народу, своими руками, делать счастливую жизнь».
А ведь, её отцу дали в 1937 году – 10 лет без права переписки. Стандартный приговор для всего народа. Ужас!
Господи! А, они-то, сердечно думали, что это власть папе просто не разрешает писать и даже говорить, где он находится. А он, как и миллионы, давно уже покинул этот мир. А ведь, такими же, совсем наивными, были десятки миллионов тех, кто был родственниками пострадавших.
Ох, страшное время и лукавая власть. Неужели никто и никогда не ответит за миллионы убиенных и страшную судьбу всей страны? Кто им дал право на террор? Кто позволил им присвоить право учить жизни каждого человека? Кто позволил устраивать голод, убивать людей и забирать последнее? Как разбойники с большой дороги. Партия?
Прабабушка Анна тогда пошла работать на хлебозавод, после школы и золотой медали, которую не выдали из-за отца. И заработала себе трудовой стаж, чтобы поступать, через три года, в юридический техникум. А потом, заочно, и в юридический институт.
Она так мечтала быть адвокатом, но была вынуждена трудиться юрисконсультом в кооперативной торговле. Эх, тяжела власть рабочих и крестьян. По иронии, прежде всего, для них самих.
Послабление пришло только при Хрущёве. И то, только до поры, когда массово стали защищать диссидентов. А как вводили наши танки в Венгрию и Чехословакию? А потом удивляются, почему нас не любит Европа.
А за что любить? За страны социализма. Когда мы, своими руками, изуродовали судьбы десятков народов. Ради чего? Планово делить все оставшиеся крохи и проедать отобранное имущество у «буржуев».
Восточная Германия, до сих пор, не может достичь уровня жизни и экономики Западной. И это всё достижение?
Прабабушка благополучно доработала до времени новой России. И сказала родным: «Если честно, то, думала, не доживу. Как, и те три поколения, которые всё ждали лучшей жизни в ХХ веке».
За 20 лет, при новой уже власти, она решила все свои проблемы и всей семьи. А когда, ездила на отдых, за рубеж, то приговаривала: «Хоть, в старости, можно насладиться жизнью присяжных поверенных в Российской империи. Ах, времена были!».
В 90 – е годы, когда её дядя приехал из деревни и стал защищать колхозы, она, к месту, вспомнила же один примечательный случай. «Народную артистку СССР Яблочкину часто приглашали на встречи со студентами. Она всё это любила и охотно соглашалась на такие мероприятия.
Однажды её спросили: «Александра Александровна! Скажите, а как люди будут жить при коммунизме?». Умная женщина посмотрела на студентов, потом в окно, и медленно ответила: «Знаете, мне кажется, что всё будет так, как при царе-батюшке. Когда всё было и всё – дёшево!». В зале воцарилась тишина». А дядя даже поперхнулся обедом.
Арина училась на юрфаке и снимала квартиру, вместе с тремя сокурсницами, которые тоже решили жить самостоятельно. Вместе они организовали правовую фирму. И теперь процветают на своих юридических услугах. Там - в миллионном городе.
А на тумбочке, возле кровати Арины стоит фотография красавицы прабабушки Анны на отдыхе в Крыму. Дама – в фасонном платье и в элегантной шляпе. И надпись: «Моей любимой Аринушке! Никогда не сдавайся! И береги совесть и справедливость».
Лика, когда, они вместе, были на отдыхе, читала чудные Аринины рассказы, которые та пишет перед сном и в выходные. Лика карандашом сделала портрет Арины. И написала: «Поверь! Всё только начинается!».