О чем можно писать 23 февраля? Ну, конечно...
Был у меня один друг - Егор. Точнее, он и сейчас есть, просто мы с ним практически не видимся - не вынес он тягот московской жизни и подался в эмиграцию. Лет пять уже как. Эмигрировал, впрочем, не особо далеко - слегка за Урал, но на выходные не наездишься. А тут вдруг звонит:
- Привет! Приезжай ко мне на ДР. Мы на аэродроме будем праздновать. Все как ты любишь. Ну и заодно осмотришь наши красоты с адекватной высоты, а не с 10 тысяч, как вы там привыкли.
Ну, а что я? Я взял, да и поехал. Все-таки не особо далеко это, вот прям тут за углом за Уралом. Приезжаю, а меня встречают:
- Оооо, привет! Вот знакомься, это Миша, это Паша, это Кеша, это Гоша!
Ну то есть все как всегда, когда приезжаешь к друзьям в аэроклуб. Если ты из этой же братии, то очень быстро становишься своим.
- А это вот, тоже знакомься, Цессна 152! Вот на ней мы тебя и покатаем!
- Да? А кто именно?
Вот тут, господа и дамы, поймите меня правильно. Я, разумеется, не ханжа, но ребята (и сам Егор и Паша и Миша и Кеша с Гошей) уже несколько часов были на аэродроме, ну и... Без "этого", сами понимаете, не обошлось. Все-таки собирались не летать, а исключительно праздновать.
- Не боись! У нас есть Женечка! А вот и...
И точно, смотрю - идет Женечка. В летном комбезе чистеньком. Милая девушка-блондиночка, с пучком на затылке и строгим-строгим лицом. Сними комбез и не поймешь - то ли учительница начальных классов, то ли налоговый инспектор. Ручку протягивает и говорит металлическим голосом:
- Здравствуйте! Я Евгения и я алкоголик сертифицированный пилот!
Вот тут я растерялся. Вроде я весь такой воспитанный, а что делать с протянутой ручкой не знаю - то ли ее надо поцеловать, а то ли пожать. Но, как услышал про "сертифицированного пилота" сомнения отпали, ручку пожал.
- Здравствуйте, - говорю, - Евгения! Это ничего, что вы сертифицированы, это не страшно. Я уже летал с сертифицированными пилотами. Я уже почти вашей братии не боюсь!
- О! Так вы уже летали? - шутку про "сертифицированных" она предпочла не заметить, - Прекрасно. Тогда пройдемте к самолету и я вам про него расскажу. А после - краткий инструктаж по технике безопасности.
И мы прошли и я узнал о том, что "Цессна 152 представляет собой подкосный высокоплан, то есть самолет нормальной аэродинамической схемы, с носовой стойкой шасси и тянущим винтом". И еще много подобной ерунды, впрочем, и так мне давным-давно известной.
- Все-таки не налоговый инспектор! - подумал я тогда, - Все-таки учительница начальных классов.
Но, к чести Жени, нужно сказать, что рассказывала она все это с энтузиазмом (хоть и все тем же жутковатым металлическим голосом) и было понятно, что её просто забыли предупредить о некоторых моих... скажем так... особенностях как пассажира. Выражающихся в тысячах часов самостоятельного (то есть - за ручкой/штурвалом) налета и десятках освоенных типов (Cessna 152 вошла). С не меньшим энтузиазмом она выпалила и "технику безопасности": "КВС (то есть сама Женечка) на борту царь и бог, руками ничего не трогать, по возможности лучше и не дышать!" уложив эту, в общем-то простую мысль, в двадцатиминутную лекцию.
- Хорошо! - сказал я на это, - Я попробую все в точности выполнить.
И Женечка объявила посадку на наш экскурсионный рейс.
- 152, разрешите запуск на стоянке. По плану обзорная экскурсия на 30 минут.
Дальше все прошло без особенностей - Цессна как Цессна, ну в самом деле. Женечка рулила неплохо, но, на мой взгляд, несколько скованно. Уважение к РЛЭ быть должно, это бесспорно, но сидеть 10 секунд с рукой на тумблере и ждать пока самолет наберет ровно 300 футов для уборки закрылков... Зачем это? Ну, убери ты их на 200, никто и не заметит. А заметит так не скажет. Впрочем, я придираюсь. Местные же красоты и в самом деле - радовали своей красотой. Полет был приятен, общество Женечки, попутно выполнявшей роль экскурсовода - тоже. Женечка расслабилась в небе, оставила свой учительский тон и мы давно уже перешли на "ты". За время перелетов между красотами мы обсудили все околоавиационные вопросы (я больше слушал), а заодно выяснили, что свой заветный PPL Женя получала в Москве всего полгода назад и налет у нее пока только едва перешагнул за 100 часов. Полет наш продолжался (Женю предупредили, что я отношусь категории "свои" и за временем следить не надо) уже больше часа. Это нас и подвело. К моменту нашего возвращения задул сильный порывистый ветер. Слишком сильный для маленькой Цессночки и маленькой Женечки... Которая, к сожалению, с заходом не справилась:
- 152, уход по метеоусловиям, сдвиг ветра!
Ну, тут бы я поспорил - никакой это не сдвиг ветра. Хотя... Какая разница, как это назвать, если шашлык на земле стынет, а мы в небе болтаемся...
- Всё, это на пару часов. - сказала Женечка, - Местная особенность. К закату утихнет. Но у нас нет столько топлива.
- А запасные варианты у нас есть?
- Ну, можно уйти в международный... Там я сяду и с документами у нас порядок. Но оттуда потом так просто не улетишь.
- Еще есть варианты?
- Нет особо. Да и... не нужно. Будем пробовать заходить еще. У меня получались такие посадки. Надо подгадать между порывов. Не волнуйся.
Нуууу, вот тут ты, Женя, ошибаешься. Я и не думал волноваться - вариант у нас есть, и он надежный как кирпич. Мне этот ветер таким уж страшным почему-то не кажется... И дело всего лишь в том, что налет у меня на легкомоторке в десятки раз превышает Женин.
- 152, на третьем, заход, посадка.
- 152, разрешил.
- 152, уход по метеоусловиям, сдвиг ветра.
- 152, принял. А кто выполнял заход?
- Ээээ, КВС И...ова! Кто же еще-то?
- 152, ммм... Передайте управление второму пилоту. Пожалуйста. У нас, ээээ, мясо стынет...
- Ээээ, пассажиру?
- Ну, да, пусть будет пассажиру.
Женя повернулась ко мне:
- Ты что - пилот? У тебя что - есть PPL*?
- Видишь ли Женя... PPL-а у меня нет.
- Я так и думала! - прочитал я по ее победно поджатым губкам.
- И именно PPL-а даже никогда и не было... А вот CPL... Или ATPL... ATPL у меня есть... Если тебя устроит ATPL, конечно...
И вот тут Женя на три секунды зависла...
- ATPL? А на чем летаешь? Нууу, лаааадно... Бери тогда управление.
* PPL - удостоверение пилота-любителя, CPL - удостоверение коммерческого (профессионального) пилота, ATPL - удостоверение линейного пилота.
- Взял управление!
- Отдала.
Эээх, давненько не брал я в руки шашек! В смысле не летал на 152-й Цессне. А ну-ка попробуем! Для начала прибавим режим... Теперь выберем ориентир и... плаааавно дадим до упора правую ногу, а против развивающегося крена применим штурвал. Вооот, заскользили мы на правое крыло, а нос самолета при этом продолжает смотреть на ориентир. Теперь меняем ногу и оп-па, скользим уже влево, при этом нос, правильно, смотрит все туда же. Курсантское упражнение на координацию и чувство самолета, вроде как, но на посадке в таких условиях нам именно координация и чувство самолета и нужны... А теперь приберем газ и посмотрим как падает скорость... А если резко сунуть РУД? Эх, а руки то помнят... И действительно - зашли и сели мы с первой попытки. Крутая глиссада с большой вертикальной, крен против ветра, скольжение на ветер, работа газом, а главное, извини Женя, но просто чуть больший чем у тебя налет, который и есть опыт. А Женя сидела с каменным лицом...
- Бери управление, заруливай.
- Взяла управление. - сказала Женя упавшим голосом и, зажав кнопку передачи, продолжила:
- 152, полосу освободил, руление на стоянку.
После заруливания, выключения и швартовки самолета Женя исчезла.
- Ну все. - сказал на это Егор, - Обиделась. Часа на полтора.
- А что тут обижаться? - я не понял, на что она так отреагирвала, - Ну я же просто старше и опытнее. И что тут такого страшного и обидного? Через год она сама посмеется над этим ветром.
- Да нет, не на это. Обиделась она на то, что не предупредили. Теперь решила, что ей специально проверку устроили, а она не справилась.
- Ммда. Тогда нехорошо вышло.
Но, закончилось все хорошо. Через час Женечка вылезла из ангара и присоединилась к поеданию шашлыка. Женечка все-таки вспомнила фразу Егора: "Прилетает мой старый друг, он тоже пилот..." и все мы были прощены.
И напоминаю, господа и дамы, я таки завел телеграмм канал:
Переходим, подписываемся...