Найти тему
Ruslan Arkady Ivanov

Плач на память Страстей Христовых

Архимандрит Антонин (Капустин). Проповеди. М.:2003г. (репринтное изд. 1867г.)

Кто может исцелить тебя? (Плач Иерем. 2,13).

Как близко совпадают с настоящим настроением наших чувств эти плачевные звуки, исторгшиеся из сердца скорбящего пророка! Кто может исцелить тебя? Как бы в ответ на это пророческое вопрошение возлюбленный Сын Божий воскликнул, предузрев близкий исход: Отче! избавь Меня от часа сего! – и Сам же присовокупил: Но на сей час Я и пришёл (Ин. 12,27). И так как Сам Он предъизбрал решение положить душу Свою (1 Ин. 3,16) за люди Своя, то уже никто не мог спасти Его.

А потому тщётно один из уверовавших в Него князей, более других мужественный, защищает Его (Ин. 7,50-51) перед первосвященниками и фарисеями. Напрасно Ему советуют не ходить в Иудею (Ин. 11,8) к празднику последней Пасхи. Напрасно народ иерусалимский делает Ему царскую встречу и приветствует Его словом спасения. Тщётно Пётр пытается мечом спасти Учителя. Тщётно Ироду представляется случай избавить Его, как Галилеянина, из рук иудеев. Тщётно жена Пилата просит мужа не делать зла Праведнику (Мф. 27,19). Тщётно сам Пилат хочет, наказав, отпустить Его (Лк. 23;16,22) и троекратно всенародно исповедует, что не находит в Нём вины (Ин. 18,38; 19,4 и 6). Всё, что по-видимому могло служить к сохранению Его жизни, оказывается напрасным…

Но ещё прежде предания в руки грешников (Мк. 14,41) печаль за печалью поражала сердце Искупителя. Смерть друга вызвала у него слёзы. Будущая участь Иерусалима – также слёзы. Бесчиние в доме Божием подвигло Его на гнев. Бесплодная смоковница – на слово клятвы; бесплодная синагога – на гласную речь обличения и поношения. Затем следуют: предательство Иуды, сон и бегство учеников, отречение Петра, заушение от одного из слуг и издевательства от всей прислуги и первосвященника, надмение и легкомыслие Пилата, вопли неблагодарной черни, посмеяние от Ирода, посмеяние от воинов, сопоставление с разбойником, неправедное осуждение, крестоношение, стыд обнажения, насилие распинания, злорадование врагов, хуление сораспятых злодеев – горечь и преогорчение до последнего вздоха!

Ты рождаешься для воцарения над домом Иакова на престоле Давида отца Своего (Лк. 1,32-33) и умираешь с поруганным именем притязателя на царство! При Твоём явлении на землю для Тебя светит новое светило небесное. При Твоём отшествии с земли от Тебя скрываются и древле вчиненные светила неба!

Ты алчешь, начиная дело спасения нашего, и Тебе искуситель – но предлагают в пищу камни. Ты жаждешь, оканчивая Своё искупительное служение, и Тебе последовательно дают в питие оцет и желчь! В пещере подземной встречаешь Ты первую ночь бытия земного, в пещере плотию возлежишь и в последнюю!

Умирает повешенный на Древе Человек, всенародно признанный невинным и по какой-то необъяснимой случайности названный Царём Иудейским. И что же? Вместе с тем меркнет солнце, раздирается надвое церковная завеса, потрясается земля, отверзаются гробы и восстают усопшие. После этого кто с богомудрым сотником не воскликнет: Воистину Он был Сын Божий (Мф. 27,54), или с апостолом не скажет: Бог во Христе примирил с Собой мiр (2 Кор 5,19), или не преклонит колени пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа (Еф. 3,14)?

-2