Во многих известных произведениях Леонардо да Винчи прячется загадка, будь то улыбка Джоконды или скрытая символика фрески «Тайная вечеря». Много вопросов вызывает у историков и искусствоведов и его рисунок «Витрувианский человек». Что известно о нем и об источниках вдохновения Леонардо?
Описание рисунка
«Витрувианский человек» (Homo Vitruviano) создан да Винчи в 1492 году. Его размеры – 34,3 × 24,5 см, материалы – перо, чернила, бумага. Основную часть рисунка занимает изображение обнаженного мужчины атлетического телосложения. Фактически, это даже два изображения, наложенные одно на другое: разное положение расставленных рук и разное положение ног (сдвинуты и немного расставлены).
Тело мужчины вписано в две геометрические фигуры: круг и квадрат. Выше и ниже находятся блоки текста, написанного самим да Винчи в типичной для него «зеркальной» манере – справа налево. В идейном плане рисунок представляет собой исследование пропорций человеческого тела – одну из важнейших тем в творчестве да Винчи.
Кто послужил моделью для изображения – неизвестно. Некоторые исследователи творчества д Винчи предполагают, что художник изобразил себя самого.
«Витрувианский человек» был нарисован Леонардо не для публики, а для собственных исследований; эскиз хранился в записной книжке. Впервые рисунок был опубликован в репродукции в начале XIX века, но не привлек особого внимания публики. Его приобрел итальянский живописец Джузеппе Босси.
После его смерти рисунок попал в венецианскую Галерею Академии, где и находится по сей день. Увидеть его вряд ли получится: оригинал очень хрупкий и редко выставляется для публики.
О Витрувии
Однако что именно скрывается за словом «витрувианский» и почему да Винчи использовал его в названии? Речь идет об известном древнеримском архитекторе и механике по имени Марк Витрувий Поллион, жившем при императоре Октавиане Августе.
Витрувий строил в Римской империи храмы, виадуки, мосты, оставил ряд биографических трудов. Наиболее прославился он благодаря трактату «Десять книг об архитектуре». В нем он обобщил представления об архитектуре, характерные для его времени. Также зодчий сформулировал так называемую «триаду Витрувия» – три принципа, которым должно отвечать любое здание: красота, полезность, прочность.
При жизни труды Витрувия большой известности не получили. Однако позже они оказали большое влияние на архитектуру, особенно эпохи модернизма. В частности, он был в числе основоположников теории о связи композиции и конструкции в зодчестве. Но центром его идей было то, что архитектура всегда строится на подражании природе и ее формам, в том числе человеческому телу.
«Витрувианский человек»
Текст, который находится над и под рисунком да Винчи, отсылает к трудам Витрувия. Вот его начало:
«Архитектор Ветрувио пишет в своем сочинении об архитектуре, что размеры человека в природе распределены следующим образом: ладонь — четыре пальца, ступня — четыре ладони, локоть — шесть ладоней...»
И далее в том же духе. Однако в самом рисунке нет прямой связи с теориями Витрувия. Единственное, что их объединяет, это замечание о том, что рост человека с идеальными пропорциями равен длине его раскинутых в стороны рук (то есть вписывается в квадрат, что мы и видим на изображении). Есть предположение, что название «Витрувианский человек» и вовсе было присвоено рисунку по ошибке, не самим Леонардо.
Рисунок да Винчи многие называют изображением канонических пропорций тела мужчины. Впрочем, далеко не он один создавал подобные зарисовки, но и другие мастера эпохи Возрождения. В частности, «Витрувианский человек» появляется у Чезаре Чезариано, Франческо ди Джорджо Мартини и Такколы.
________________________
Спасибо за внимание! Лайки и подписки не обязательны, но приветствуются :)
Больше интересного об искусстве - здесь