Ещё больше полезных и интересных материалов на нашем сайте: https://le.kinzhal.media/bzpc8
Письмо Оксаны:
Привет! Проблема: я не понимаю, как бережно и по делу дать обратную связь. Особенно учитывая то, что меня об обратной связи не просили.
Я занимаюсь UX-исследованиями, сейчас вместе со мной это делают две маркетологини. На интервью девчонок мне иногда бывает больно. Они подсказывают респондентам ответы, задают закрытые вопросы и проскакивают места, о которых важно спрашивать. В итоге я получаю меньше информации, чем могла бы.
Мне хочется поговорить с ними и дать несколько советов, как лучше проводить интервью. Но я не понимаю как: они не спрашивали меня об обратной связи, а мне не хочется вести себя так, как будто я всё знаю лучше всех.
Кинжал, помоги
Мы уже отвечали на этот вопрос когда-то давно. Тогда всё вертелось вокруг таких тезисов:
- Должны быть стандарты и правила работы, чтобы было понятно, кто где косячит.
- Нужно собирать примеры, а не оперировать общими впечатлениями. Прямо разбор кейсов, а не просто претензии.
- Побольше уважения — не «маркетологини», а «мои коллеги». В этих мелочах проявляется общее отношение, а оно влияет на всё остальное.
С тех пор нам есть что добавить по теме, а также есть мнение нашего друга Ани Смирновой. Сначала добавим от себя.
Можно не быть экологичным. Можно прямо говорить, если кто-то делает что-то откровенно плохо. Можно не бояться обидеть кого-то жёсткой критикой. Можно быть тем человеком, от которого сначала всем плохо, а потом все хотят с ним работать.
Но нужно делать это последовательно и системно. То есть, если вы делаете так, вы так делаете всегда. Говорите: «Юля, я сейчас тебе прямо скажу как есть. Ты можешь обидеться, твоё право, но работа у тебя делается плохо, и это всем нам вредит».
Если я знаю, что вы всегда прямо и честно раскритикуете мою работу, я буду работать с вами всегда. Потому что любому человеку нужна опора, предсказуемость, понятность и прямота.
Никто не хочет работать, зная, что его коллега говорит одно, а думает другое. Никому не приятно получить комментарий в духе «Отличная работа», когда на самом деле работа плохая и нужно переделать. Никто не хочет каждый раз решать в голове загадку: это человек сейчас искренне или притворяется?
Вы имеете право не беречь чужие чувства, если вы можете компетентно обосновать, что именно не так с работой и как её улучшить. Вы имеете право не отвечать за людей, которые не способны воспринимать прямую и аргументированную обратную связь. Такие, как вы, становятся самыми ценными сотрудниками, а потом — предпринимателями.
Можно при этом и быть экологичным. Тогда тёплое место в корпорации вам обеспечено на долгие годы.
И ещё слово нашему другу и консультанту карьерного центра «Практикума» Анне Смирновой:
Оксана, привет!
Из вашего сообщения я поняла, что работа коллег напрямую или косвенно влияет на результат вашей работы. Значит, и на результат всей компании.
Ваша логика мне близка, и ответственность за качественное исследование в итоге лежит на вас (или вашем руководителе). То есть те изменения, которые будут внесены в продукт, или тот продукт, который будет выпущен после искажённых исследований, рискуют быть ненужными или неприбыльными.
Именно поэтому вы имеете полное право направить ваших коллег в нужное рабочее русло.
Теперь пара слов о том, как это можно сделать экологично. Попробуйте прийти к коллегам не с претензией или критикой, а с просьбой или предложением. Попросить задавать вот такой вопрос или предложить убрать вот такой вопрос из исследования и обосновать, как это влияет на вашу работу и результат работы всей команды.
В итоге мы растём в профессии во многом благодаря фидбеку и новому опыту. Поэтому не стесняйтесь предлагать свои варианты: в худшем случае вам откажут, а в лучшем — прислушаются и обогатят свой опыт, получат свежий взгляд на свою работу.