Найти тему
Ruslan Arkady Ivanov

Жизнеописание равноапостольной святой мироносицы Марии Магдалины

Из книги "Жития святых Святителя Димитрия Ростовского"

Великая равноапостольная святая мироносица Мария Магдалина, особенно прославившаяся в Церкви христианской своею пламенною, непоколебимо самоотверженную любовью к Господу Иисусу Христу, была родом из богатого в то время города Магдалы, который находился в Галилейской области Палестины, на берегу озера Геннисаретского, или иначе моря Галилейского, между городами Капернаум и Тивериадою.

Равноапостольная святая Мария Магдалина была истою галилеянкою. А галилеянин, галилеянка в проповеди и утверждении христианства означает очень много особенного. Галилеянином звали Самого Христа Спасителя, так как он с младенчества рос и жил и потом много проповедовал в Галилее, и даже в четвертом веке грекоримский император Юлиан-отступник умер (в 363г.) со словами, обращенными ко Христу:

- "Ты победил (меня) Галилеянин!"...

Первозванные апостолы Христовы, которые навсегда оставались самыми близкими к Спасителю, все были галилеянинами, исключая одного только Иуды Искариота - предателя не галилеянина. При явлении, после Воскресения, Христа Спасителя на горе в Галилее многочисленному сонму (более 500) верующих, большинство их состояло из галилеян, ходивших за Господом во время Его проповеди по Галилее, слушавших Его учение, бывших свидетелями Его чудес и на себе испытавших благость милосердого Целителя - Иисуса. И как вообще галилеяне воспринимали и распространяли учение Христово ревностнее иудеев прочих областей Палестины, поэтому в начале всех последователей Христа Спасителя называли "галилеянами". Так даже ангелы Божии, при вознесении Христа Спасителя, называли всех верующих, бывших на горе Елеонской с апостолами "Галилеянами". Галилеяне же также много и резко отличались от иудеев прочих областей Палестины, как контрастно отличалась природа Галилеи от южной Палестины. В Галилее природа была жизнерадостна и население живое, простое; в Палестине южной - бесплодная пустыня и народ, не желающий признавать ничего, кроме буквы и формы правил. Жители Галилеи охотно воспринимали идеи духа закона; у иудеев же иерусалимских господствовала одна рутинная внешность. Галилея стала родиною и колыбелью христианства; Иудея была изсушена узким фарисейством и близоруким саддукейством. Глилеяне были пылки, отзывчивы, стремительны, благодарны, честны, храбры, - были восторженно религиозны, любили слушать поучения о вере и о Боге, - были откровенны, трудолюбивы, поэтичны и любили греческое мудрое образование... И Мария Магдалина, исцеленная Христом Спасителем, проявила в своей жизни много прекрасных отличительных свойств своих родичей галилеян, первых и ревностнейших христиан.

Относительно первой части жизни святой равноапостольной Марии Магдалины известно только то, что она была подвержена тяжкому, неизлечимому недугу, была одержима, по евангельским словам, "семью бесами". Причина и обстоятельства возникновения этого ее несчастья неизвестны.

Но святое Евангелие и отцы Церкви Христовой поучают, что такие особенные тяжкие страдания Провидение Божие допускает для того, чтобы "явились дела Божии", то есть, чтобы явились особенные действия Божии в отношении к людям и особенные действия, совершаемые Богом через Мессию Христа, каково в настоящем случае исцеление от бесов, для славы Бога и Христа и для духовного просвещения, для спасения Марии Магдалины. По учению Христа Спасителя о подобных обстоятельствах следует полагать, что Мария Магдалина была одержима бесами не по причине грехов ее, или родителей ее, а Проведение Божие допустило это для того, чтобы Господь Иисус Христос явил дело Славы Божией, явил великое чудо исцеления Марии Магдалины, просветленья ее ума, привлечение ее к вере в Христа Спасителя и к вечному спасению. Причина же тяжкого страдания Марии Магдалины от бесов, как причины и других неведомых, непостижимых для человека действий и попущений Божиих в отношении людей, заключается в мировых тайнах премудрости Божией, которых люди не могут постигнуть. Не страдая столь тяжко и неизлечимо, Мария Магдалина могла бы или вовсе оставаться в стороне от дела Христа Спасителя, или же относиться к чудесам Христа Богочеловека с любопытством и удивлением, но без живой и спасительной веры, и она не возвысилась бы до той высшей, ничем непоколебимой любви к Господу, за которую она была утешена явлением воскресшего Христа Спасителя прежде даже всех ближайших Его апостолов. Но беспомощная в страданиях, не могла галилеянка Мария Магдалина быть равнодушна к слуху о Чудотворце, "исцеляющем всякую болезнь и всякую немощь в людях". И вот она спешит найти этого Чудотворца, делается самовидицею, как "многих исцелил Он от болезней и недугов, и от злых духов, и глухих, и слепых, и хромых, и прокаженных, и мертвых воскресил", - и Мария пламенно верит в Его всемогущество, прибегает к Его Божественной силе, просит себе исцеление и, по вере, получает просимое: мучительная сила злых духов оставляет ее, она освобождается от порабощения бесами и жизнь ее освящается Божественным сиянием ее Исцелителя, Которому Мария Магдалина вполне себя и посвящает, как пылкая благодарная галилеянка.

С тех пор душа Марии Магдалины воспылала самою чистою и возвышенною, самою благодарною и преданною любовью к ее Спасителю Христу, и она уже навсегда присоединилась к Избавителю Своему, всюду следовала за Ним, чтобы воспринимать Его спасительные наставления и пользоваться каждым случаем служить Божественному Исцелителю своему. А по тогдашним земным обстоятельствам, в которые поставил Себя Христос, как Сын Человеческий, Он нуждался в служении и материальном Ему и делу Его. Ведь Христос родился в бедности в пещере, в которую в Вифлееме загоняли домашний скот и колыбелью Его там были простые ясли. Мать Его в жертву, полагавшуюся за новорожденного, могла принести в храм Божий только двух молодых голубей по семейной бедности. В маленьком Галилейском городке Назарете Христос до 29 лет жил так же в бедности, как усыновленный член семьи простого плотника. И во время проповеди Евангелия Царствия Божия, для того, чтобы в деле исполнения великой миссии Богочеловека было возможно меньше препятствий, Христос оставил совсем в стороне отношения к семье Своего усыновителя Иосифа, в которой воспитывался, и всякие попечения о Своем материальном благополучии и личной собственности. Поэтому Христос не имел никакого имущества, кроме носильной одежды странствующего галилейского учителя веры, так что, после трех лет Его общественного служения, Христос оценен был только в тридцать сребренников, то есть около 30 рублей, что составляло тогда в Палестине цену за самого бедного неимущего из рабов. На земле, которую Он пришел спасти, Христос не владел никаким клочком земли, никаким домом.

- "Лисицы имеют норы и птицы гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где преклонить голову", - сказал Сам Христос.

Без жилища и имущества и обыкновенная пища Спасителя состояла, как пища самого простого бедного галилиянина, из ячменного хлеба (ячменный хлеб был хлебом бедняков и римским солдатам давался только в виде наказания, например, за утрату знамен. Евреи считали ячмень пищею лошадей и ослов), да изловленной в Галилейском озере и сваренной в кипятке там же на берегу рыбы, а по временам из куска дикого меда, который жители свободно собирали. Укор же лукавых фарисеев, что Сын Человеческий "любит есть и пить вино", относился к тому, что Христос не отказывал разделять трапезу приглашавших его, как общественного учителя, так как учители там пользовались гостеприимством. И хотя апостолы и некоторые последователи Христа владели небольшим имуществом, - у апостола Петра был дом в Капернауме, у Иоанна в Иерусалиме, - а другие почитатели Христа занимались некоторыми промыслами и имелся у них общий денежный ящик для оплаты расходов на насущные потребности, на вспомоществование другим бедным и на милостыню нищим. Но даже небольшие суммы на крайнии необходимости не всегда бывали там у них в наличности. Так что когда иудейские сборщики ничтожной подати на храм пришли к апостолу Петру и сказали:

- "Учитель ваш не даст-ли дидрахмы" (то есть около 40 копеек), - то ни у Христа - Учителя, ни у учеников Его не оказалось подобной ничтожной суммы!...

А между тем о Христе и чудесах Его "шел слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями, и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и разслабленных, и Он исцелял их. И следовало за Ним множество народа из Галилеи и десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из Иордана". И среди этого множества всякого народа из разных отдельных местностей находилось много бедных, нуждающихся не только в пище, а даже и в одежде...

Так вот по всему этому-то многие благочестивые жены, которые исцелены были Христом от тяжелых болезней и имели достатки от своих имущественных средств, сопутствуя своему Благодателю в хождении Его с проповедью Евангелия, "служили Ему имением своим", то есть, в случаях нужды, уплачивая расходы по насущным потребностям бедных, сопутствовавших их Спасителю и, по указанию Его, оказывали необходимые пособия, нуждающимся в материальной помощи. Из таких благодарных жен евангелист Лука называет Марию Магдалину первою, потому что она первая подала другим пример такого признательного служения делу Богочеловека, или же она преимуществовала пред всеми прочими усердием в этом святом деле. А безкорыстное, ревностное их служение Христу Спасителю в то время, когда "Он не имел, где головы преклонить", и от большинства людей видел холодность, удивление и вражду, - было отрадно Господу Иисусу, много утешало Его среди постоянных трудов и частых оскорблений.

Особенно замечательна при этом была чрезвычайная стойкость и необыкновенное мужество, с которыми относилась святая Мария Магдалина к своему Избавителю. И не смотря на всякие препятствия и страшные опасности, даже в тяжкие дни и часы жестоких страданий Христа, Мария Магдалина явила себя мужественнее и преданее апостолов до того, что, когда почти все и апостолы, не смотря на обещания свои умереть с Господом, побеждены были страхом от врагов Господних, "бежали" и скрылись, - Мария Магдалина любовью победила страх и непоколебимостью своего участия к Страдавшему старалась смягчить тернистый путь, каким Он шел для спасения мира. Жестокие страдания Спасителя, распятого на кресте, усугубляли вызывающие наглые глумления иудейских первосвященников, книжников и старейшин, которые, не довольствуясь исполнением их гнусного мщения, находясь близ креста Распятого Христа, насмешливо высказывали безсовестные и дерзкие упреки Невинному Страдальцу, говоря:

- "Других спасал (от смерти), а Самого Себя не может спасти. Пусть спасет Себя, если Он Христос, Царь Израильский, пусть теперь сойдет со креста, чтобы мы видели и уверуем в Него"...

Также и воины римские ругались над ним и, подходя, говорили:

- "Если ты Царь Иудейский, спаси Себя"...

И разбойники, распятые с ним, ругались над Ним, и, злословя Его, один сказал:

- "Если Ты Христос, спаси Себя и нас"...

И проходящие из толпы, злословили Его, кивая головами своими и говоря:

- "Э, разрушающий храм и в три дня созидающий, если Ты Сын Божий, сойди со креста".

-2

И вот когда таким образом глупость и дикость толпы с низкой злобой иудейских старейшин окружали Распятого Христа, - мученический взор Его с утешением замечал слезы благочестивых женщин, между которыми Мария Магдалина была "из первых же". В этих сострадательных слезах как бы блеснул для Сына Человеческого луч света среди мрачного царства греха и этот луч от благодарных женщин утешил Невинного Страдальца свидетельством еще не в конец испорченной природы человеческой.

День великого искупления Богочеловеком падшего человечества был ясный. Время было уже около полудня, а по еврейскому названию времен дня, был час шестой. Но вот в этот ясный полдень "меркнет солнце и делается тьма до часа девятого, то есть, по современному названию часов дня, до третьего часа пополудни. Страшное, величественное, внушительное небесное знамение - угасание солнца, тьма, обнявшая все земное, среди полуденного яркого света, тяжело сдавила хулителей Невинного Христа, привела их в ужас и молчание. Знакомые же почитатели Распятого, сначала стоявшие вдали и смотревшие, приблизились к страдальцу, окружили крест Его и из них евангелист называет Марию Магдалину опять первою. Таким образом Мария Магдалина у ног Христа Спасителя не только чудотворца, прославляемого и воспетого младенцами, но и у ног Иисуса Назорянина, униженного, обезчещенного, позорно распятого, оставленного даже Его апостолами!...

И после смерти Исцелителя Своего Мария Магдалина не покидает Его: она сопровождала перенесение тела Его Иосифом Аримафейским и Никодимом от креста ко гробу, была при погребении его, смотрела, где полагали Христа и когда, чтобы отдать честь по закону Божию наступающему уже великому празднику Пасхи, оставила погребенное Его тело, то пламенная благодарная любовь Марии Магдалины в глубокой скорби открыла ей источник утешения. Любовь внушила ей желание оказать и с ее стороны возможную последнюю честь униженному иудеями ее Спасителю. Она покупает миро и ароматы, чтобы помазанием тела погребенного Христа воздать Ему, по еврейскому обычаю, возможную почесть (давшее Марии Магдалине наименование мироносицы).

И вот среди ночного еще сумрака, первого дня недели, после скорбной Субботы, среди опасности от злобных иудеев, уже покушавшихся наложить руки на учеников Христовых, и в то время, когда апостолы Распятого с разбитою душею заперлись в своем помещении, - Мария Магдалина с некоторыми благочестивыми женами, презирая угрожавшую опасность, безстрашно идет ко гробу Спасителя, неся ароматы и миро, приготовленные для помазания тела Христова, чтобы оказать Почившему последнюю дань любви и почитания. О страже, приставленной иудеями к пещере гроба Христова, и о запечатании первосвященниками входа в нее Мария Магдалина не знала, так как все это произошло уже после удаления всех почитетелей Иисуса из сада Иосифа Аримафейского. Но теперь, на пути из Иерусалима к пещере гроба Христова, Мария Магдалина вспомнила, что вход в ту пещеру был закрыт Иосифом и Никодимом таким большим, тяжелым камнем, которого не в силах убрать от входа ни она, ни спутницы ее. И вот, в смущении об этом препятствии, мироносицы говорят между собою:

- "Кто отвалит нам камень от дверей гроба?"...

Размышляя об этом, Мария Магдалина, опередя прочих мироносиц и подойдя ближе к пещере гроба, взглянув, вдруг видит, что, смущавший ее камень уже отвален от входа в пещеру...

У иудеев того времени, камень, закрывавший доступ ко гробу умершего, считался неприкосновенным, как-бы священным. Мария Магдалина, поразившись увиденным, с мыслью, что лишилась возможности воздать Христу последнюю честь, немедля же, не входя в пещеру, побежала назад в Иерусалим, чтобы известить апостолов Петра и Иоанна о случившемся при гробе Христовом. Она была уверена, что, извещенные ею, апостолы примут самое деятельное участие в разыскании тела Иисуса:

- "Унесли Господа из гроба и не знаем, где положили Его", - говорит она апостолам. <...>

Когда в смутном и слабом настроении апостолы ушли от опустелого Гроба Христова, к нему возвратилась опять Мария Магдалина. Дойдя до пещеры Гроба, она стала плакать и, безутешно скорбя, наклонилась в низкий вход пещеры, чтобы еще взглянуть туда, где был погребен ее Спаситель. И там видит, в белом одеянии сидящих, двух ангелов, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей:

- "Жена, что ты плачешь?"...

Мария отвечает им:

- "Унесли Господа моего и не знаю, где положили Его!"

Горе Марии было столь велико, что она не сообразила, что с ней говорят не люди, а ангелы, принявшие вид людей для облегчения ее горя светлым торжественным праздничным своим видом на месте печального погребения Христа...

И вот в то время, когда Мария Магдалина в ответе своем ангелам поведала им причину своего плача, Христос Спаситель внезапно появился позади Марии, от чего ангелы приняли особо почтительное к нему положение; Мария же Магдалина, заметя в них перемену, обратилась назад и увидела "Иисуса стоящего, но не узнала, что это Иисус". <...>

- "Я возьму Его", - говорит она.

- "Мария!" - назвал ее по имени Господь.

- "Учитель!" - она бросилась к ногам Христа Спасителя.

В радостном восхищении Мария Магдалина еще не могла себе представить и сознать всего величия Христа Воскресшего.

- "Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не взошел к Отцу Моему", - сказал Господь.

Мария Магдалина восторженно выразила поклонение человечеству своего и Спасителя и Учителя, а Христос, запрещением ей прикасаться, возвышает, освящает ее помышления, научает более благоговейному обращению и дает разуметь Марии Магдалине, что время для теснейшего духовного общения с ним настанет тогда, когда Он совсем скроется от чувственных очей Своих учеников и взойдет на небо к Богу Отцу Своему. А так как и прочие ученики Христовы, при вести о воскресении Его, могли подумать, что теперь Он уже навсегда с ними на земле и, быть может, осуществит народные мечты о великом иудейском земном царстве, то Христос Спаситель посылает Марию Магдалину предостеречь их от таких мыслей и мечтаний. Удостоверяя теперь апостолам Воскресение Христово ясным созерцанием его Воскресшего и Его речью, она посылается Господом возвестить им, что Христос уже не долго будет на земле, что Ему с самым прославленным телом надлежит вскоре взойти к Богу Отцу. Но, чтобы весть об этом удалении не привела их в смущение и скорбь, Господь повелевает Марии Магдалине сказать ученикам Его, что Отец Его, к которому Он восходит, есть вместе и их Отец, милостиво называя их при этом Своими братьями:

- "Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему"...

Сказав так, Христос стал невидим. А обрадованная, осчастливленная Мария Магдалина идет и возвещает все, случившееся с нею апостолам Христовым, и с восторгом утешает их скорбь дивными словами:

- "Христос воскрес!"

Вот поэтому-то, как первая, посланная от Самого Господа, благовестница совершившегося Христова Воскресения, Мария Магдалина Церковью христианскою признана - "Равноапостольною".

- "Жена, - учит святый Григорий Богослов, - из уст змия приняла первую ложь, и жена же из уст Самого Воскресшаго Господа первая услышала радостную истину, дабы чья рука растворила смертное питье, та же самая подала и чашу жизни"...

Освященная созерцанием Воскресшаго, восторжествовавшего над смертью, победоносного Христа, пламенная Мария Магдалина и без слов была полным, решительным свидетелем Воскресения Христова. Но благодатной ее вести о Воскресении Иисуса Учителя апостолы и все, бывшие с ними в доме Иоанна Богослова, не поверили - столь велико было тогда уныние небольшого общества учеников Христовых. В душах учеников Иисуса после распятия Его осталась вера в Него только как в Пророка. В тяжко угнетенном сознании учеников Христовых не укладывалась мысль о том, что истинный Мессия; Христос, Сын Божий может умереть, как человек, и так, как Иисус действительно умер на кресте. И хотя они видели чудотворное воскрешение Иисусом дочери Иаира, сына вдовы Наинской и Лазаря, - но вот Сам Иисус умер, как и прочие пророки, то и воскреснуть может Он только со всеми людьми в последний день; а чтобы ранее этого чудотворцы пророки сами воскресали, не было примера никогда...

А Мария Магдалина с прочими мироносицами (мать апостола Иоанна Богослова, мать апостола Иакова, Марфа и Мария сестры Лазаря и прочие), сияющие счастьем и презирая все опасности от неистовых врагов Иисуса Христа, не могли оставаться спокойными на одном месте и переходя из дома в дом, от одних учеников Христовых к другим, в чистоте, простоте, глубине и крепости любви к Своему Исцелителю и Учителю, восторженно повторяли несчетное число раз отрадное благовестие:

- "Христос Воскрес! Во истину воскрес!"...

О том же свидетельствует и апостол Петр:

- "Во истину воскрес Христос!"... Я сам видел Его: Он и мне явился на пути".

И Мария Магдалина с прочими мироносицами, сияющие счастьем и презирая все опасности от неистовых врагов Иисуса Христа, не могли оставаться спокойными на одном месте и переходя из дома в дом, от одних учеников Христовых к другим, в чистоте, простоте, глубине и крепости любви к Своему Исцелителю и Учителю, восторженно повторяли несчетное число раз отрадное благовестие:

- "Христос Воскрес! Во истину воскрес!"...

И благодатно, быстро стало расти из семени самого меньшего из всех зерновых семян огромнейшее дерево Церкви Христовой. Малая горсть искренно преданных Христу Спасителю учеников и учениц, из коих самою ревностнейшею была святая равноапостольная мироносица Мария Магдалина, восторжествовали над надменным суемудрием язычества, овладели целыми царствами с их царями и Божественное учение Христово пронесли из края в край - во всю вселенную земли, повторяя торжественные слова первого благовестия святой Марии Магдалины:

- "Христос Воскрес! Во истину воскрес!"...

Святая Церковь Христова сохраняет нам и предлагает нашему вниманию очерки жизни святых людей для нашего самоиспытания, самоусовершенствования и спасения чрез подражание вере и духу этих Божиих святых, дабы мы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетовании Божии. Святая равноапостольная мироносица Мария Магдалина саоотверженно исполнила первую и главную заповедь Христа Спасителя: "возлюбила Господа всем сердцем своим, всею душею своею, всем разумением своим и всею крепостью своею". Осуществление святою Мариею Магдалиною при всяких обстоятельствах такой истинной всецелой любви к Господу служит жизненным образцом для любви каждого христианина к Богу Спасителю нашему. И по примеру святой Марии Магдалины все мы, христиане, должны иметь и проявлять самоотверженную любовь к Богу, всем сердцем своим, всеми желаниями, стремлениями и силами души своей и всем разумением, всеми познавательными способностями своими, должны мы всецело прилепляться к Господу Спасителю нашему. Сила любви нашей к Богу должна быть такова, чтобы никто и ничто не могло отлучить нас от этой любви: "ни жизнь, ни смерть, ни высота, ни глубина, ни какая тварь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее".

<...>

Некоторые христианские церкви запада и также отцы Церкви с учеными богословами объдиняют в одну, или в две личности трех евангельских жен: грешницу, которая в доме Симона фарисея покаялась, обливала ноги Христа Спасителя своими слезами, отирала своими волосами и помазала драгоценным миром; потом еще Марию из Вифании, сестру Лазаря; и еще Марию Магдалину, которая была освобождена Христом Спасителем от семи бесов. Но Восточная Греко-Российская православная Церковь ныне, как и прежде признает все эти, упоминаемые Евангелиями с разными признаками, три личности за различные, особые, не желая основывать исторические сведения на произвольных, только вероятных толкованиях.

Вследствии этого предание Восточной греко-русской православной Церкви сообщает, что после Евангельских явлений Воскресшего Христа до Вознесения Его и после, святая равноапостольная Мария Магдалина пребывала с Пресвятою Богородицею и апостолами и была деятельною споспешницею первых успехов распространения христианской веры сначала в Иерусалиме. Но, полная усердия, пылкой веры и ревностной любви к благоветсию Божию, она затем проповедывала и по другим странам, всюду возвещая небесную благодать, радость и спасение всем, уверовавшим в Спасителя мира Христа Воскресшаго.

Посетив, между прочим, Италию, святая равноапостольная Мария Магдалина изыскала случай явиться к царствовашему в то время императору Тиверию I-му и поднесла ему, по общепринятому восточному обычаю, яйцо, окрашенное в красный цвет, сказав при этом:

- "Христос воскрес!"

Не удивила императора бедность подношения святой Марии Магдалины, впервые явившейся к нему, потому что он знал древнее обыкновение, вообще на Востоке и также у иудеев, являясь в первый раз к высшим, или в торжественном случае к знакомым и покровителям, подносить в знак почтения дар, с каким либо известным, или с особым, специальным, символистическим значением. Мария Магдалина с разъяснения значения такого ее подносения начала свою горячую проповедь о Воскресении и учении Христа Спасителя. Она с большим вдохновением и убеждением рассказала императору о жизни, чудесах распятии и воскресении Иисуса Христа и прямым, простодушным изложением чрезвычайно несправедливого, пристрастного суда над Иисусом Христом озлобленных членов Иерусалимского Синедриона и попустительства при этом малодушного римского правителя Иудеи Пилата Понтийского, к осуждению на распятие Иисуса Христа, навлекла на них гнев императора. <...>

После этого император Тиверий, по преданию, сам уверовав во Христа Спасителя, предложил причислить Иисуса Христа к лику богов римских и даже тогда, когда Римский Сенат отверг такое его предложение, Тиверий царским указом грозил наказывать всякого, кто осмелился-бы оскорблять верующих во Иисуса Христа. Таким образом ревностною бесстрашною проповедью о Христе Спасителе святая равноапостольная Мария Магдалина, с прочими благочестивыми христианами, побудила и языческого правителя Иудеи письменно засвидетельствовать всемирное событие Воскресения Христова пред миром языческим и самого языческого императора, всемирной тогда, империи Римской, побудила признать величие и Божественное могущество Христа Спасителя, облегчив всем этим распространение христианства.

Христиане же того времени, узнав о значении и силе впечатления, произведенного подношением святою Марию Магдалиною императору Тиверию красного яйца со словами: "Христос Воскрес!" - начали подражать ей в этом и, при воспоминании Воскресения Христова, стали дарить красные яйца и говорить:

- "Христос Воскрес!... Во истину воскрес!"...

Так мало-по-малу обычай распространился повсюду, сделался всеобщим между христианами всего мира.

Святая равноапостольная Мария Магдалина долго продолжала проповедовать благовестие Христа Воскресшаго в Италии и в городе Риме, и при первом посещении Рима апостолом Павлом и после отбытия его через два года оттуда.

Из Рима, по преданию Церкви, святая равноапостольная Мария Магдалина прибыла в город Ефес, где, по преданию, помогала святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову в благовестнических трудах, оставаясь там до мирной своей кончины, и в Ефесе же она была похоронена.

Нетленные прославленные мощи святой равноапостольной Марии Магдалины в девятом веке торжественно перенесены были из Ефеса в Константинополь и помещены были в храме монастыря св. Лазаря (предание Восточной христианской Церкви). Римско-католическая церковь утверждает, что мощи св. равноап. Марии Магдалины, за исключением ее главы, покоятся в Риме.

-3