Межгосударственный авиакомитет предметно разобрался в обстоятельствах катастрофы самолета-лаборатории Ан-26, разбившегося в сентябре 2021 года.
Столетие гражданской авиации отметят в Хабаровском крае
Было проведено обследование подлетов к аэропорту Хабаровска. Согласно выводам экспертов, причин произошедшего множество, также как и виноваты по версии специалистов все участники того трагического рейса.
Причиной гибели экипажа из шести человек стало роковое стечение обстоятельств, в числе которых специалисты отметили близость зоны обследования к китайской границе с одной стороны и горе Хребтовая на Хехцире — с другой. Из двух опасных направления пилоты выбрали горное направление. Об ошибке их предупредить было некому, так как маршрут прокладывал стажер, а диспетчером был практикант.
Как следует из отчета МАК, в сентябре 2021 года экипаж самолет лаборатории Ан-26 должен был выполнил запланированные по договору работы по обследованию радиомаячной системы.
Погода не препятствовала облету, хотя в районе и установились так называемые многоярусные облака с постоянно меняющейся нижней границей.
Как показала расшифровка установленного в кабине речевого самописца, около 18 часов, когда летающая лаборатория отдалилась от полосы на 38 километров, опытнейший штурман-инструктор, по сути, руководивший экипажем, дал довольно необычную команду, сообщает «Коммерсант».
- Поехали вправо обратным посадочным, а то там слева граница, они орать начнут, - сказал он.
Первы разворот, как показал эксперт, был необычным для экипажа. До сих пор пилоты разворачивали машину только влево.
Как показал анализ самописцев, Ан-26 двигался в сторону горы Хребтовая на высоте 600 метров. Как показали самописцы, Ан-26 двигался в сторону Хребтовой на высоте 600 метров, и все это время система предупреждения об опасной близости земли самолета молчала.
Согласно выводам экспертов МАКа, трагедия, как это обычно и случается в авиации, произошла из-за стечения сразу нескольких неблагоприятных факторов, а виноваты в ней оказались все.
Об опасном приближении к горе пилотов могли бы заранее предупредить автоматические системы, установленные не только на борту Ан-26, но и на пульте наблюдавшего за самолетом диспетчера аэропорта. Однако обе системы оказались отключены.
Площадь повреждённой территории составила 0,4 гектара.
- Как мы отмечали ранее, ущерб нанесён различным компонентам окружающей среды: лесным насаждениям и почве, объектам животного мира, таким как благородные олени, косули сибирские, кабаны, бурые и гималайские медведи, соболь и другие, а такжепочвенным и иным беспозвоночным животным, — рассказал руководитель Большехехцирского заповедника Антон Фетисов.
По предварительным данным, ущерб объектам животного и растительного мира заповедной территории превысил 4 миллионарублей. Окончательный размер ущерба можно будет подсчитать только весной. Когда при таянии снега остатки разлитого топлива сойдут с вершины к подножью горы.
Расчёт ущерба предоставлен руководством ФГБУ «Заповедное Приамурье»в Хабаровскую транспортную прокуратуру.
Напомним, самолёт Ан-26 выполнял работу по проверке наземных средств радиотехнического обеспечения полётов на территории Хабаровского края 22 сентября 2021 года. В конце того же дня, в районе 38 км от Хабаровска самолёт исчез с радаров. Позже выяснилось, что он потерпел крушение, врезавшись вгору Хребтовая, входящую в горную систему Большехехцирского заповедника.