Давайте поговорим о вечном - о постоянной и непреодолимой тяге, кою ещё именуют амбициями. А точнее, как не просто не задохнуться от своих амбиций, а вырваться из грязи в князи. Особенно если на дворе эпоха, когда знание своих предков до 20 колена и фамилия длиннее, чем типичное ругательство по поводу очереди в МФЦ, значили больше, нежели талант, размер земельного надела и мошны с деньгами. Нет, конечно, при наличии титула это имело прямое влияние на статус среди равных тебе по знатности. Но вот торговец, сколотивший состояние на шерсти, будь он даже богаче принца крови, был ничтожной букашкой для тех, кто стоял во главе этой пирамиды власти.
Так и наш герой находился у самого подножья этой пирамиды - мелкий побочный род другого мелкого рода, по знатности лишь чуть выше собственных крестьян. Такое положение, с одной стороны, открывало возможности, презрев условности и правила приличия, заняться, прости Господь, ремеслом или торговлей. Потеря репутации среди другой аристократии тут была меньшим злом, нежели возможный профит. Но сколь малое число людей так делало! Да и через несложную схему деньги-земля-власть получить статус было нереально, ибо не земля делает тебя знатным, а титул, который не купить. Каким бы ты ни был богатым, но что ты значишь против человека, чьи предки вместе с Шарлеманем покорили Саксов! Можно, конечно, было пойти на королевскую службу, но для этого тоже нужно быть не пальцем деланным, да и истинным аристократом всё равно не стать, ведь аристократы не служат королю, а оказывают услуги. Тем не менее это был шанс, ибо король мог возвысить тебя, дав статус столь же значимый, как и у всех этих герцогов и графов. Да, ты не сможешь посоревноваться с ними в древности рода, и они всегда будут напоминать, что ты, новоявленный дворянин, им не ровня, ну да и пусть! Но чтобы добиться этого, нужно было проявить себя, показать своё превосходство в том, что отличает истинного аристократа - в умении воевать.
А, уж поверьте, таких желающих показать себя много: имя им легион и крови их океан! Чтобы пробиться, продемонстрировать своё превосходство, нужно превзойти сотни таких же бедных детей бедных родов. Потому наш герой с головой уходит в безумие войны - в 17 лет он впервые участвует в рыцарском турнире и с этого момента почти не вылезает из битв, благо эпоха этому благоволит. Ну и что, что его страна разваливается, а он на стороне, которая явно проигрывает, зато ценность победы в таком случае гораздо выше. Не скованный предрассудками и выросший среди черни, хорошо усвоивший, что в драке все средства хороши, а победа всё спишет, он становится расчётливым сорвиголовой. Первый в рубке, активный, напористый, но никогда не подставляющийся, он быстро сколачивает отряд из таких же, как он. Как командир, он не гнушается "бесчестных" притворных отступлений и засад, благо на дворе война малых отрядов, где переиграть тактически - это почти гарантированная победа. Он всегда будет стремиться избежать генерального сражения, если можно бить врага по частям, — тогда даже проиграв одно сражение, ты всё равно выиграешь войну. И скоро по герцогству, что некогда основал Роллон Пешеход, будет ходить слух, что где он - там победа. Легенда ковалась на полях сражений, конвертируясь в нечто большее - в 35 лет он уже рыцарь, обойдя многих более родовитых, но, что важнее - он одно из доверенных лиц герцога. И это только начало.
Вы уже, наверное. Догадались о ком идёт речь, но давайте еще немного сохраним интригу, посмакуем его историю, не впадая в эгоцентричное "ах, ну это же username, всё и так понятно". А наш герой тем временем делает головокружительный взлёт. Война двух монархий снова раскручивается, и на этот раз на троне сидит не просто король, а мудрец в короне. Он понимает, что цвет рыцарства, эти родовитые петухи, подвели его отца и подведут его. А потому он начинает искать новых, таких же как он не зашоренных и гибких, и наш герой, слава о котором ушла дальше, чем он мог себе представить, оказался как нельзя кстати. Король делает его генерал-капитаном герцогства, передавая ему в подчинение все силы на вверенной территории, а также ставя цель навести-таки порядок. Земли и так разорены войной, а по ним еще и ходят отряды рыцарей, не нашедшие работы, а потому решившие воевать не с оккупантом, а с куда более безопасными торговцами да крестьянами. И наш герой, видя это, делает гениальный ход: он нанимает этих ронинов средневековой Европы, именуемых рутьерами, в армию, которую тут же бросает в бой: победят - и все затраты окупятся, проиграют - мёртвым уже не нужны деньги. В скоротечной кампании он наносит ряд поражений оккупантам и их союзникам, а потом технично сливает армию наёмников в одном сражении, сам попав в плен.
Поражение? Да как бы не так! Ведь он сделал все, чего от него хотели. Решил проблему рутьеров, нанёс поражение злому тёзке короля, вынудив своими действиями того пойти на мир. И вот он сидит в плену, а шахматная доска политики уже перевернулась. Он еще не знает, что король даровал ему титул графа, а его пленители не знают, сколько ещё бед он им принесёт. За его выкуп выставляют немалые 16 тысяч фунтов серебра, которые собирают буквально всем миром. Выкуп получен, и наш герой тут же снова окунается в свою привычную стихию - битвы. Теперь на юг, где за горными перевалами сцепились два брата - союзники никогда лишними не бывают! И снова старая схема - теперь рутьеров собирают со всей страны, обещая кисельные реки, молочные берега и шлюх с шестью руками, как в Индии. Для пущего успеха это дело еще и называют крестовым походом против безбожных магометан, благо долго уговаривать святой престол не пришлось - он сейчас находится под защитой мудрого короля в его державе. И снова победа, во имя Бога и короля, хотя ни один магометанин в этом крестовом походе не пострадал, трон передан другу Энрике, а друг Энрике делает нашего героя ни много ни мало герцогом.
Но в игру снова вмешивается извечный враг, оккупировавший почти половину его родины. На этот раз наш герой технично сливает армию самому Чорному Принцу в сражении у милого русскому уху местечка Нахер. И снова если и не победа, то и не поражение - Энрике вынужден скрываться и партизанить, а сам Бертран, давайте уж раскроем хотя бы его имя, он заслужил этой малости, отправляется в почётный плен. Но рутьеры, терзавшие его страну, полегли в далёкой чужбине, еще и унеся жизни многих врагов, а это уже хорошо. В плену же теперь отношение к нашему герою другое - он слишком опасен, чтобы отпускать, а убить его не позволяет честь, потому за него просто не выставляют награду. Ага. Приходят посланцы короля, а им сходу: этот ваш Бертран не продаётся.
Пат? Не совсем. Рыцарская честь штука сложная - не выдавать пленного это большое пятно на чести, и скоро уже среди пленителей нашего героя поползли неприятные слухи, что Чорный Принц, вообще-то, неправ. Вот теперь точно пат - не выдать нельзя, но и выдать тоже. Тогда Чорный Принц предлагает Бертрану компромисс: отпустить без выкупа, но с клятвой не воевать против него и его союзников. Но Бертран был непреклонен - он верен своему Королю. Тогда ему предложили самому озвучить сумму, и он озвучил - 100 тысяч золотых дублонов (или примерно 20 тысяч фунтов серебра). Сумма огромная, не за любого такую дадут.
Поэтому оправившись от шока, его пленители начинают уговаривать урезать осетра, ведь за такую сумму его никогда не выкупят, так как его сюзерен и так на грани банкротства ходит уже который год. Но наш герой непреклонен: я стою не меньше 60 тысяч флоринов, джентльмены! Попытки множества сочувствующих захватчиков дать ему денег на выкуп отвергались им самим: "По всей стране нет ни одной пряхи, что не прядёт нить для моего выкупа!" Что всё это было? Гордость, рыцарское бахвальство, звёздная болезнь и опухшее ЧСВ? Нет, это опять законы рыцарской чести. Бертран просто не мог дать сумму меньше, чем за которую его выкупили в прошлый раз, а с учётом того, что с тех пор он поднялся по службе, и цена должна была несколько подрасти. Принимать же деньги от своих же пленителей - ну, это тоже было ниже чести рыцаря, такие времена.
И - почувствуйте иронию! - пленители идут уговаривать сюзерена пленного выкупить того за такую сумму, так как предложив меньшую, они сами нарушат законы чести. И его выкупили - он действительно был настолько ценен. И снова наш герой возвращается из плена прямо в седло - и на юг, помогать другу Энрике! Пока через 2 года, когда война выиграна, его не отзывают, чтобы вознести на небывалую высоту - повышают до высшего военного поста - коннетабля. Думаю, теперь уже не имеет смысла скрывать, что речь идёт о мелком бретонском рыцаре, нормандском графе, кастильском герцоге, коннетабле Франции Бертране дю Геклене. И снова война. В 1371 году он додавливает короля Наварры Карла Злого, и тот приносит оммаж французскому монарху Карлу V Мудрому, чем сносит половину шахматных фигур с доски англичан. Уже в следующем году он берёт злополучный Пуатье, затем еще не прославившийся порт Ля-Рошель, покоряет родную Бретань. Англия стратегически проиграла войну, хотя тактически еще иногда одерживала победы. Следующие 7 лет Бертран постоянно воюет во славу Франции, изгоняя англичан из Нормандии, пока смерть не настигает его, глупая и незаслуженая для великого воина - тяжелейшая ангина после выпитого кувшина ледяной воды в жаркий день.
Дю Геклен завещал захоронить его прах на его малой родине, но Карл Мудрый не мог не отдать последние почести человеку, спасшему лилии от ненасытного льва. Тело Бертрана дю Геклена было мумифицировано и разделено на части, что было прерогативой только королей. Его останки разделили на 4 части, распределив, как ценные святыни, по Франции, так что его сердце было упокоено в родном Динане, а его несгибаемый скелет - в саркофаге в усыпальнице французских королей - Сен-Дени, - прямо напротив его сюзерена Карла V. Небывалая честь для выходца из богом забытого края! И что вы на это скажете, графы и герцоги? Правильно, слава спасителю Франции, да хранит Бог флаг с лилиями!
Автор - Владимир Герасименко