Синема. СССР, 1977/1979. Режиссер Лиана Элиава. Сценаристы: Леван Челидзе, Лиана Элиава. Актеры: Мурман Джинория, Гурам Пирцхалава, Кетеван Кобулия, Авто Кереселидзе, Гурам Лордкипанидзе, Шалва Херхеулидзе, Тенгиз Арчвадзе, Ариадна Шенгелая, Лия Элиава, Тамара Цицишвили, Рамаз Чхиквадзе и др. 0,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Кинематографисты заинтересовались историей зарождения отечественного кинематографа. «Раба любви» Н. Михалкова рассказала нам о «Великом немом» двадцатых годов. В фильме «Синема» речь идет о самых первых опытах создания «живых картин». Наряду с этим в «Синема» отчетливо прослеживается характерная для грузинского кино тема «чудаков» — людей, одержимых, конечно же, благородной целью, для достижения которой они жертвуют всем, даже любовью.
....Молодой князь (М. Джинория), получивший образование в Париже, порывает со своим сословием ради «синема» — волшебного искусства будущего. Его друг — потомственный дворянин, имеющий единственную собственность — коня и саблю, загорается идеей взлететь на воздушном шаре...
Стала доброй традицией и другая черта кинематографа Грузии — тонкий, мягкий юмор в сочетании с проникновенным лиризмом. Примеров тому не счесть. Но «Синема» тут, пожалуй, не эталонно: юмор в картине приглушен, лиризм несколько ассоциативен, характеры лишены психологической глубины.
Может быть, перед нами произведение иного плана? Фильм, в котором господствует яркий зрелищный изобразительный строй, близкий к живописи, изобилующей сложной символикой? Были в грузинском кино и такие картины.
Но нет. Строгая черно-белая гамма. Скромные, точные композиции лишь в немногих местах обнаруживают символическую выстроенность. Снова элементы стиля, но не сам стиль…
Лиана Элиава попыталась сделать «Синема» синтезом течений национального кинематографа. Фильм не стал эклектичным (что, несомненно, относится к числу его достоинств), вместе с тем «гладкость» картины достигнута за счет усреднения сюжета и выразительных средств. А это влечет неизбежные потери для эмоционального восприятия фильма.
Александр Федоров, киновед
Сирота казанская. Россия, 1997. Режиссер Владимир Машков. Сценарист Олег Антонов. Актеры: Елена Шевченко, Николай Фоменко, Валентин Гафт, Лев Дуров, Олег Табаков, Михаил Филипчук, Людмила Давыдова, Татьяна Рогозина, Фёдор Валиков, Владимир Машков и др. 0,04 млн. зрителей.
Рождественская мелодрама Владимира Машкова (известного прежде в основном по главной роли в фильме «Вор») рассказывает невероятную историю. Под Новый год в скромной избушке сельской учительницы-сиротки один за другим появляются ее... отцы.
Первый из них — бывший иллюзионист. Интеллигентный и ироничный, он, бесспорно, сразу же нравится героине. Тем паче, что его блистательно играет Валентин Гафт.
Второй — летчик-космонавт. Эксцентричный Лев Дуров намеренно делает его чуть походит на таких известных героев космоса, как Леонов и Гречко. А им-то уж в обаянии не откажешь...
И наконец, появляется третий «отец» — шеф-повар. Здесь уже неподражаемый Олег Табаков очаровывает своим кошачьим шармом...
Кто же из них настоящий отец героини? В конце фильма зрители, конечно же, узнают, кто есть кто...
Владимир Машков, на мой взгляд, уверенно и профессионально дебютировал в кинорежиссуре. «Сирота казанская» — поистине фильм актерских бенефисов. Картина с доброй, душевной интонацией. Ее можно с удовольствием посмотреть не только в новогоднюю ночь...
Александр Федоров, киновед