Найти тему
Юниверсал Моторс

"Русская оса" - История мотороллера Вятка ВП-150

Оглавление

В послевоенные годы мотороллеры были популярны во всем мире. Их доступность и неприхотливость делала свое дело. Не обошла эта мода и СССР. Экономика страны постепенно восстанавливалась после войны, поэтому руководство приняло решение сосредоточиться на выпуске таких машин. Они были дешевы, просты в производстве и позволяли с легкостью перемещаться по улицам города. А последующие грузовые модификации активно использовались жителями сел и деревень. Приказ о разработке первых мотороллеров от Миноборонпрома СССР вышел в 1956 году. В нашей стране существовало всего два производителя подобной техники - Тульский Машиностроительный Завод, выпускавший тяжелые мотороллеры «Тула» и Вятско-Полянский Машиностроительный Завод «Молот», на котором был налажен выпуск более легких мотороллеров «Вятка»

Как все начиналось

В апреле 1946 года итальянский предприниматель Энрико Пьяджио начинает серийный выпуск, своего культового мотороллера «Веспа», что в переводе на русский означает «Оса». Мотороллер пользовался огромной популярностью, и вскоре на многих заводах Европы, Америки и Азии начали приобретаться лицензии на производство «Веспы». Лицензии на ее изготовление приобрели французская «Велосолекс», американская «Оллстейт», германская «Хоффман», и многие другие. В нашей стране не могли не оценить успеха итальянской машины, поэтому 7 июля 1956 года, выходит постановление, рекомендующее освоить производство отечественного мотороллера на базе Vespa 150 GS. В соответствии ним конструкторы Вятско-Полянского машиностроительного завода(ВПМЗ) приступили к разработке собственного мотороллера с объемом двигателя 150 см3. Модель получила название Вятка ВП-150. Предполагалась пробная партия из 10 опытных образцов, с последующим освоением серийного производства.

-2

Проблемы производства

ВПМЗ основательно подготовились к серийному выпуску «Вятки», были оборудованы конвейеры для сборки и производственные линии. К сожалению, вскоре начались задержки – заводы-смежники не справлялись с навязанной им продукцией. Сторонние предприятия массово срывали поставки комплектующих, чем тормозили производство на головном заводе. Лишь с большими хлопотами и под большим давлением их заставили поставлять необходимые детали. В конце 1957 г. сложная система кооперации заводов, наконец, заработала, и до конца года удалось сделать 1668 мотороллеров — началось крупносерийное производство ВП-150.

Фрагмент из журнала "За рулем"
Фрагмент из журнала "За рулем"

Конструкция «Вятки» полностью повторяла строение оригинала. Главным элементом конструкции был штампованный корпус. Остальное крепилось к нему. В общий блок смонтировали двигатель с центробежным вентилятором и коробку перемены передач, на выходном валу которого закрепили ведущее колесо. Этот сложный агрегат располагался на рычажной подвеске заднего колеса. В корпус мотороллера был вмонтирован стабилизатор напряжения, аккумулятор и всю прочую электросистему. В его верхней части установили бензобак, поверх которого расположили двухместное сидение. Переключение передач осуществлялось поворотом выжатой рукоятки сцепления, находившейся на руле слева, а справа была рукоятка переднего тормоза. Между ними располагались переключатель освещения и спидометр. Визуально они отличались от дизайна «Веспы». Переднее колесо прикрывалось глубоким крылом. С 1960 года на крыле устанавливался красный флажок со звездой. На полу корпуса находилась педаль заднего тормоза, а под полом — боковой упор; из-под крышки мотора выступал рычаг пуска двигателя.

Модель МГ-150Ц
Модель МГ-150Ц

Судьба «Вятки»

Внешний вид «Вятки» оказался весьма привлекательным, а в движении она производила незабываемое впечатление. Пользователи отмечали практически полное отсутствие шума. К тому же, двигатель работал на бензине А-66, что не сильно било по карману водителя. Посадка мотоцикла и защитный щиток спереди позволяли ездить на нем даже женщинам. Разгонялась «Вятка» до 70 км/ч, а потребляла всего 3 л на 100 км пути. Но в процессе эксплуатации выявились и проблемы новой модели: мощность у двигателя была недостаточна, постоянно рвались тормозные тросики и их приходилось менять. Водители жаловались на плохую управляемость, в повороте мотоцикл постоянно заваливался на бок.

Конструкторы постоянно работали над ВП-150. Были исправлены многие недочеты конструкции и даже увеличена мощность двигателя. За счет улучшения продувки с 4,5 л.с. она выросла до 5,2. В 1960 году в продажу поступил целлулоидный ветровой щиток, подходивший для всех версий ВП-150.

На базе модифицированной вятки завод выпускал несколько модификаций:

В 1965 году конструкторы представили разработанную практически с нуля модель ВП-150М. Новая «Вятка» получила диплом на Выставке Достижений Народного Хозяйства. От заимствованного дизайна первой «Вятки» было решено полностью отказаться, поэтому ВП-150М получил совершенно новый дизайн в современном стиле. От прежней модели осталась лишь выштамповка передней части кузова, но это можно понять, только сняв фару и переднее крыло. Задняя же часть была сварной. Каркас жесткости состоял из труб. Это значительно снизило массу мотороллера.

Вятка ВП-150М
Вятка ВП-150М

Самая оригинальная деталь у Вятки ВП-150М – указатели поворотов, распложенные в торцах рукояток руля. Решение, безусловно, необычное, но очень непрактичное: поворотники разбивались даже при легком падении с мотороллера. Поэтому на модернизированной модели Вятка «Электрон» от них было решено отказаться.

-7

Мотопродукция Вятско-Полянского завода экспонировалась на многих международных выставках и экспортировалась в 50 стран: США, Канаду, Австралию и многие другие. По официальным заводским данным, за период с 1957 по 1967 было выпущено 290 467 штук мотороллеров Вятка ВП-150. Последней модификацией была Вятка 3 «Электрон», его производство было прекращено в 1986. Увидеть вятку сейчас можно в музее ВПМЗ и в фондах столичного Политехнического музея. Возможно кто-то до сих пор хранит ее у себя в гараже.