Вернувшись в интернат, Таня дописала: «…она уже вполне оправилась, но похудела, наверное, вдвое. Я её еле узнала».
Вот так девочки оказались вместе в одиннадцатом классе и должны были вместе заканчивать школу и поступать в консерваторию. «Не было бы счастья, да несчастье помогло», ̶ была их любимая грустная шутка.
Начало Часть III Глава 3(17) "«Десятиклеточные» теоретики: учителя и ученики" (начало)
Апрель. Финальная четверть финального класса. Все уже чувствовали себя в позиции низкого старта перед вступительными экзаменами в консерваторию. Внутри постоянно ощущалось какое-то напряжение, как будто гудела натянутая струна. «Гудение» усиливалось от того, что скоро Тане предстоял сольный концерт. Надо сказать, что Наталья Иосифовна, преподаватель по фортепиано, не хотела терять её как пианистку, хотя, как большинство учителей по специальности, принимала живейшее участие в её больничных бедах. Она продолжала усиленно заниматься с Таней. Итогом занятий пианиста в десятилетке становился сольный концерт. Решили, что и Таня тоже должна его сыграть, хоть она и теоретик. Причём сделать это надо было раньше всех пианистов, чтобы осталось время на подготовку к четырём экзаменам по специальности.
Все главы автобиографической повести Татьяны Брунько "Прозрачная девочка" читайте здесь:
Повесть в авторском чтении смотрите здесь:
Части повести в тексте целиком публикуются:
Фортепиано снова не было специальностью для неё, оно снова называлось ОКФ. Ну а лёгких программ в десятилетке не играли. Уж такая школа. Вот Танина программа:
И.С.Бах «Хроматическая фантазия и фуга»
Л. Бетховен Соната №17, в трёх частях
Ф.Шуберт Соната ля-минор в трёх частях
Р.Шуман «Новеллетта» №8
С.В.Рахманинов Этюд-картина ля-минор «Красная шапочка»
А.Н.Скрябин Три этюда ор.42: №3,4,5.
С.В.Рахманинов «Маргаритки»
Для такой программы час-полтора из трёх утренних часов занятий – это, конечно же, капля в море!
Но специальностью Тани были теперь сольфеджио, гармония и музыкальная литература, поэтому симфонии Шостаковича было уделено основное время. Как теоретики учили симфонии и оперы? Об этом вам расскажет сама Таня. Теперь мы будем давать ей слово всё больше, потому что письма её к Оле становятся всё подробнее и содержательнее. Вот что писала она о своём преподавателе по музыкальной литературе Марине Геннадьевне. «По муз. лит., как впрочем и по всем вышеуказанным предметам, у нас новый педагог. Она меня восхищает. Она очень молодая, учится в аспирантуре, сейчас она уже её кончает, пишет диссертацию. Но она уже преподавала в консерватории и второй год преподаёт в нашей школе. Я поражаюсь её знаниям, её поистине профессиональному подходу к предмету. У нас с ней отношения не как у учителя с учениками, а как у коллег. Она не просто излагает на уроках какую-то информацию, от сих до сих и потом требует с нас дословного её воспроизведения, нет, она предоставляет нам полную свободу мышления, в то же время как бы направляя его. Она даёт чисто профессиональный, глубокий анализ произведениям, творчеству композиторов и т.д., и у нас развивается не школярский подход к этому предмету, а подход специалистов (я имею в виду не то, что мы на этом деле собаку съели, а то, что мы специализируемся на нём). Это, конечно, здорово. Ну и соответственно объём работы тоже возрос.
Мы проходим Бетховена. Нам надо знать все 32 сонаты, а именно: значение каждой сонаты, её место в эволюции жанра сонаты в творчестве Бетховена, её особенности (и драматургические и уже чисто «технические»), ну и непосредственно темы всех сонат, всех частей. Кроме того, надо писать сочинение по Третьему фортепианному концерту, который нам предоставлено разбирать самим. Потом мы будем проходить все 9 симфоний, и нам надо будет просмотреть их и выучить темы (да, надо ещё выучить темы Третьего и Пятого концертов), а потом будет «Эгмонт», «Кориолан». Ну, я думаю, достаточно». «Нам надо будет просмотреть» симфонии Бетховена! Как это – просмотреть? Очень просто: проиграть на фортепиано. Уровень читки с листа был высочайший. Так же проигрывали и оперы. Например, в опере «Руслан и Людмила» М.И.Глинки пять действий с прологом и эпилогом. Таня брала толстенный клавир оперы и шла в класс. Сегодня проигрываем пролог, попутно учим темы, завтра первое действие и т.д. Симфонии зачастую проигрывались с Катей в четыре руки.
«Нерушимый тройственный союз, закалённый в огнях опросов по муз. литературе и экзаменов по гармонии, теоретики 11-а класса». Такую надпись сделала Таня в своём фотоальбоме под фотографией, где она запечатлелась вместе с одноклассницами Катей и Юлей. Фотография была сделана в фотоателье. Озорницу Катю, Танину соседку по интернатской комнате, мы помним по первой части. Это она рисковала опрокинуть манную кашу на свою кудрявую голову и кидалась обезьянкой Жаконей по ночам. Юля была ленинградка. Она поступила в десятилетку только в девятом классе, а это, как мы уже говорили, создавало дополнительные трудности. Несмотря на это, Юля быстро догнала и в чём-то даже перегнала девочек. Девочки были невероятно талантливы, прекрасно владели фортепиано, писали музыку.
С лёгкой руки одного большого юмориста и феноменального пианиста, учившегося классом старше, ученики и выпускники десятилетки при консерватории стали именоваться «десятиКлеточными». Произошло это позже, когда появились социальные сети. Так он назвал группу ВКонтакте, которая затем перекочевала в Facebook и там до сих пор благополучно существует. Так вот, по его терминологии, Таня, Катя и Юля были «десятиКлеточными» теоретиками.
Сольфеджио у теоретиков вела несравненная Сарра Евсеевна. Без сомнения, лучший преподаватель Ленинграда по этому предмету. Она возглавляла методический кабинет города. Как помним, Таню перевели в девятый класс из восьмого конкурсного почти без экзаменов. Но не вовсе без них.
«Через несколько дней у меня будет экзамен по сольфеджио (за восьмой класс). Тот объём материала, который я пропустила, настолько огромен, что я не полагаюсь на свою память, а потому усиленно заготовляю шпаргалки. На «5» я, конечно, не напишу, но и четвёрка тоже нежелательна, поэтому стараюсь по мере сил и возможностей учить».
Таня и шпаргалки? Шпаргалки по сольфеджио? Другие оценки по сольфеджио, кроме чистой пятёрки? Не слышали! Шпаргалки выполняли для Тани только одну функцию, если она их писала: в процессе написания лучше запоминался материал. У Тани была хорошая зрительная память. И абсолютный слух, а тут уж шпаргалки ни при чём! Экзамен на сольфеджио на чистую пять она сдавала даже если приходила на него, не помня себя. Случиться это могло только по одной причине: перезанималась.
В следующей главе читайте, как Таня писала письмо из психушки!
Глава 3(17) "«ДесятиКлеточные» теоретики: учителя и ученики" (начало) в авторском чтении:
Выбирайте формат, который вам больше по душе, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить продолжения истории прозрачной девочки Тани! А в вашем детстве были похожие моменты? Хотели бы вы оказаться на моём месте в детстве?