Найти тему

Письмо из психушки

Всю ночь Тане снились музыкальные кошмары. Туси в комнате не было. Помощи просить было не у кого.

Таня и шпаргалки? Шпаргалки по сольфеджио? Другие оценки по сольфеджио, кроме чистой пятёрки? Не слышали! Шпаргалки выполняли для Тани только одну функцию, если она их писала: в процессе написания лучше запоминался материал. У Тани была хорошая зрительная память. И абсолютный слух, а тут уж шпаргалки ни при чём! Экзамен на сольфеджио на чистую пять она сдавала даже если приходила на него, не помня себя. Случиться это могло только по одной причине: перезанималась.

Начало Часть III Глава 3 (окончание) «ДесятиКлеточные» теоретики: учителя и ученики.

Однажды, перед экзаменом за девятый класс, Таня целый день к нему готовилась. Она пела с листа (ей казалось, что она это плохо делает). Три раза охрипала, отпаивала себя чаем с мёдом, и снова бралась за пение. Затем учила двухголосные инвенции Баха: один голос играла, другой пела. Затем голоса менялись местами. Потом пела романсы Шумана из цикла «Любовь поэта» на немецком языке, с собственным аккомпанементом. Такие были домашние задания к экзамену по сольфеджио у десятиКлеточных теоретиков! И когда она легла спать поздно вечером, мозг отказался отключиться.

Все главы автобиографической повести Татьяны Брунько "Прозрачная девочка" читайте здесь:

Повесть "Прозрачная девочка" Татьяны Брунько.Текст.

Повесть в авторском чтении смотрите здесь:

Повесть Татьяны Брунько "Прозрачная девочка". Видео в авторском чтении. | Музыкалка с Татьяной Брунько | Дзен

Части повести в тексте целиком публикуются:

Татьяна Брунько: музыка для вас! - уроки фортепиано, теории, ноты, стихи, проза.

Всю ночь Тане снились музыкальные кошмары. Туси в комнате не было, она уехала в Германию по обмену, который был налажен с подобной школой в городе Халле. Помощи просить было не у кого. Промучавшись всю ночь, Таня к утру решила, что сошла с ума, и стала мысленно сочинять письмо родителям из психушки. Утром она встала и прямо в интернатских шлёпанцах пошла объяснять Сарре Евсеевне, что не может сдавать экзкамен. Педагог уговорила её попробовать. Если что, пересдаст. Тане было всё равно, ей казалось, что всё хорошее в жизни осталось позади, и она села писать диктант и аккордово-интервальные цепочки. Как ни странно, хватило сил и на устный экзамен. Каково же было всеобщее удивление, когда объявили Танину оценку: чистая пять! Нет, никто её не «натягивал»! Сарра Евсеевна даже показала Танину работу, всю испещрённую точками, когда она по нескольку раз проверяла одни и те же такты, ставя точку, если всё верно. После этого мудрый педагог сказала слова, которые Таня запомнила на всю жизнь: «Если тебе плохо, просто начни работать, и всё пройдёт!» Воистину, они стали для неё панацеей! После экзамена Таня выспалась, и всё хорошее в жизни продолжилось.

Фото из интернета. Питерский речной трамвайчик
Фото из интернета. Питерский речной трамвайчик

Ещё два высказывания Сарры Евсеевны прошли вместе с Таней по жизни. «Когда я начинала преподавать, то думала, что будет трудно год-другой, а дальше всё пойдёт, как по маслу! Но чем больше я преподаю, тем меньше масла!» Воистину, педагогическое творчество – процесс бесконечный! И ещё, когда на уроках анализировали музыкальный язык какого-нибудь романса Чайковского или Глинки, она говорила: «Как я вам завидую! Вы всё это открываете для себя первый раз»! Дорогая Сарра Евсеевна, светлая Вам память, девочки не осознавали тогда, что музыка – такой безграничный океан, что за всю жизнь не переслушаешь и не проанализируешь того, чем можно восхищаться! А способность к восхищению шедеврами воспитали у них именно Вы!

Самый ужасный теоретический предмет, можно сказать, «притча во языцех», гроза всех музыкантов, была гармония с её ЗАДАЧАМИ! Однако, для Тани всё оказалось не так страшно. «Гармония – предмет вполне перевариваемый, хотя меня стращали им ужасно. Сейчас мы занимаемся гармонизацией мелодий с правильным соединением аккордов. Этот педагог нас тоже не щадит, даёт на неделю гармонизовать восемь мелодий. Но я уже получила пятак». Евгений Александрович, потрясающе эрудированный теоретик, известный композитор, действительно девочек не щадил. К каждому уроку он заставлял их переписывать целую страницу задач из учебников гармонии Мутли или Алексеева и решать их. Решить задачу по гармонии – это значило приписать к одноголосной мелодии ещё три голоса, чтобы получились четырёхголосные аккорды, соединённые по всем правилам.

Фото автора. Вот так выглядит решённая задача по гармонии
Фото автора. Вот так выглядит решённая задача по гармонии

Учитель гармонии был большой юморист. Однажды, ради шутки, он заставил девочек переписать две страницы задачек и решить их. И они всё сделали! В конце- концов, навык решения задач достиг такого уровня, что теоретики на переменке, стоя на одной ноге, на подоконнике за пять минут решали для своих одноклассников пианистов «задачки по гармошке, которые Череп задал» (да простит автора интеллигентнейший Юрий Николаевич, потомок известного русского композитора Черепнина, автора «Павильона Армиды»!).

Экзамены по гармонии, как и по другим специальным предметам, проходили летом. Вместе с теоретиками посещала занятия по гармонии и, соответственно, сдавала экзамен пианистка Вика. Конечно, она волновалась больше всех, пятёрка была совсем не единственным вариантом для неё. Вика, как и Юля, была ленинградка, у неё была энергичная мама, и к экзамену она испекла шикарный торт «Графские развалины».

Фото из интернета. Торт "Графские развалины"
Фото из интернета. Торт "Графские развалины"

Узнали об этом только после объявления результатов. Вике «пять», и её мама радостно вносит торт в класс, приглашая педагогов вместе с учениками отметить благополучное окончание экзамена. Удивлённый Евгений Александрович поинтересовался, что было бы, если бы Вика получила не «5»? Ведь она, выпекая торт с мамой, не знала, что получит пятёрку! Вика, шутя, ответила, что тогда бы выбросила торт в форточку! На что учитель ответил: «Все были бы очень удивлены, увидев, что из теоретического класса летят ТАКИЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ вещи»! Ну а отличную сдачу экзамена, как уже мы рассказывали, полагалось по традиции отметить прогулкой по Неве на речном трамвайчике или подъёмом на колоннаду Исаакиевского собора!

Так что в жизни десятиКлеточных теоретиков были и радость, и юмор, и свои честно заслуженные удовольствия. Тем более что возраст был самый к ним располагающий! После достопамятного экзамена по сольфеджио, предварявшегося ночью с музыкальными кошмарами, Таня пошла в Юсуповский дворец, который находился совсем рядом, на набережной Мойки, получать паспорт в торжественной обстановке.

Фото из интернета. Юсуповский дворец на набережной Мойки
Фото из интернета. Юсуповский дворец на набережной Мойки

Паспорт тогда вручали в шестнадцать лет. В апреле одиннадцатого класса Тане исполнялось восемнадцать…

А была ли любовь в жизни десятиКлеточных теоретиков! В какую антисоветскую акцию втянули примерную девочку? Читайте об этом в следующей главе.

Первая любовь
Музыкалка с Татьяной Брунько23 февраля 2023

Глава 3(17) "ДесятиКлеточные теоретики" (окончание) в авторском чтении:

Выбирайте формат, который вам больше по душе, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить продолжения истории прозрачной девочки Тани! А в вашем детстве были похожие моменты? Хотели бы вы оказаться на моём месте в детстве?