Найти в Дзене
Гид покупателя

Что продавец не может запретить покупателю – часть 1

«Клиент – всегда прав», - гласит поговорка. Но многие предприниматели на это никакого внимания не обращают и поэтому отказывают своим покупателям даже в некоторых законных требованиях. Судебная практика 2022 года прояснила некоторые моменты из взаимоотношений сторон в торговом процессе, о некоторых важных прецедентах мы и расскажем в этом цикле статей. Нельзя запретить покупку по указанной в договоре (на сайте) цене Продавец не может отказать покупателю в праве приобретать товары или услуги по цене, приведенной в договоре купли-продажи или на официальном сайте. Один из ИП провел рекламную компанию, призывающую приобретать у него билеты на ряд автобусных маршрутов. Цены на проезд были указаны на сайте предпринимателя. Когда же дело доходило до реальной покупки, стоимость билета возрастала на 300 рублей в сравнении с указанной на интернет-портале. Жалоба в Роспотребнадзор помогла – организация признала за ИП нарушение законных прав гражданина в части статей 8-10 Закона «О защите прав пот

«Клиент – всегда прав», - гласит поговорка. Но многие предприниматели на это никакого внимания не обращают и поэтому отказывают своим покупателям даже в некоторых законных требованиях. Судебная практика 2022 года прояснила некоторые моменты из взаимоотношений сторон в торговом процессе, о некоторых важных прецедентах мы и расскажем в этом цикле статей.

Нельзя запретить покупку по указанной в договоре (на сайте) цене

Продавец не может отказать покупателю в праве приобретать товары или услуги по цене, приведенной в договоре купли-продажи или на официальном сайте.

Один из ИП провел рекламную компанию, призывающую приобретать у него билеты на ряд автобусных маршрутов. Цены на проезд были указаны на сайте предпринимателя. Когда же дело доходило до реальной покупки, стоимость билета возрастала на 300 рублей в сравнении с указанной на интернет-портале.

Жалоба в Роспотребнадзор помогла – организация признала за ИП нарушение законных прав гражданина в части статей 8-10 Закона «О защите прав потребителей», регламентирующих доступ покупателей к достоверной и полной информации о товаре.

Как подать жалобу в Роспотребнадзор мы рассказывали в отдельном материале.

Как подать жалобу в Роспотребнадзор
Гид покупателя12 ноября 2022

Продавец билетов с таким решением не согласился и обратился в суд. Свою позицию он аргументировал тем, что на его сайте присутствовала текстовая оговорка, которая предупреждала посетителей: цена билетов в кассе может отличаться от указанной на интернет-портале. Разница в стоимости объяснялась включением агентского вознаграждения для ИП.

-2

Судебный орган этому доводу не внял и поддержал Роспотребнадзор. В пояснении было сказано, что информация, приведенная на сайте, должна быть доступной и понятной для потребителей с первого прочтения. Арбитражный суд постановил, что в данном случае не стоит предполагать, что покупатель обязан изучать агентский договор индивидуального предпринимателя, высчитывать полную стоимость билетов и только потом покупать их в кассе. (Решение АС СЗО № Ф07/9949-22 от 10.08.2022 г.)

В еще одном случае суд посчитал незаконным пункт договора покупки автомобиля, который предполагал, что Продавец вправе повысить цену реализуемого транспортного средства, если произойдет скачок валютного курса выше 10% за определенный период. Судьи постановили, что стоимость авто является существенным условием контракта, а следовательно её нельзя изменять в одностороннем порядке. (Решение 11го ААС № 11АП/3934-22 от 17.04.2022 г.)

-3

Указанная на сайте или на витрине цена – публичная оферта, поэтому Продавец обязан продать товар по этой стоимости. Даже если произошла ошибка, и стоимость была занижена в несколько раз. Ценник на товар – публичное предложение всем желающим приобрести его именно на таких условиях, магазин не вправе отказаться от этой операции.

Подписывайтесь на нас и узнавайте о всех хитростях умного покупателя👇