Разговоры о разовом налоге на бизнес, всплывшие на днях:
напомнили мне об одной важной и интересной проблеме:
- виды собственности в современной рыночной экономике.
Судя по всему у нас в этой теме плохо разбираются, если даже в бизнес- изданиях встречаются такие пассажи:
Так называемый windfall tax — налог на «доходы, принесенные ветром», — был введен в Великобритании в 1997 году. Этот налог был установлен правительством лейбористов во главе с Тони Блэром в отношении владельцев компаний, приватизированных в 1980-е годы. Тогда во время приватизации, проведенной премьер-министром Маргарет Тэтчер, в частную собственность было продано более 30 компаний, среди которых British Airports Authority, British Gas, British Telecom, British Energy, Centrica и др. В Британии реальную стоимость приватизированных компаний вычисляли как среднюю чистую прибыль этих компаний за первые четыре года после приватизации, умноженную на некий коэффициент (лейбористы рассчитали его в размере 9,3). В итоге казна Соединенного Королевства пополнилась на £5,2 млрд ($8 млрд).
Для Елены Чернышевой из РБК, а я думаю и подавляющего большинства граждан России , собственность в рыночной экономике бывают двух видов:
- государственная и муниципальная, как подвид
- частая
Переход из государственной формы в частную называется приватизацией.
Необходимостью прихода частного хозяина (Дерипаски, Абрамовича, Ходорковского, Потанина, Аликперова и так далее) и объяснял Чубайс свои методы приватизации.
Следовательно Чернышева интерпретирует британский windfall tax , как налог с новых частных владельцев этих корпораций (видимо неких британских абрамовичей и ходорковских) , которые в своё время «недоплатили» государству.
На самом все не так, а сложнее.
Собственность в современной рыночной экономике бывает следующей:
- государственная
- частная ( private )
- публичная (public )
- публичная с контролирующим частным акционером.
Если в России отсутсвует чистая публичная собственность, то в странах Запада, особенно с англо-саксонскими корнями это основной тип собственности для крупного, капиталоемкого бизнеса.
Более того в США под приватизацией понимается выкуп новыми частными собственниками публичной компании с рынка ( в США, в отличии от Европы, никогда не было крупной государственной собственности). А процесс трансформации частной компании в публичную - социализацией . Ведь фактически компания переходит во владение тысяч разрозненных акционеров и начинает следовать строгим правилам , установленными государством в лице Комиссии по ценным бумагам.
Так вот, во времена правления Тэтчер все эти бывшие крупные государственные компании (BP, British Airways, British telecom, British gas и так далее) не продавались каким-то частным лицам, новым хозяевам, местным «ходорковским и потаниным«, которых так алкал Чубайс в России , а акционировались и их акции размещались среди десятков и сотен тысяч различных инвесторов. Конечно были и исключения, когда компания целиком переходила новому контролирующему акционеру, например , Rolls-Royce Motor. Но контролирующим акционером становился не местный прохиндей, вроде Дерипаски, а другая успешная компания в этой отрасли с необходимой компетенцией, в этом случае BMW.
При такой трансформации в компаниях зачастую оставались и старые руководители. Например, практически все руководители «постприватизационной« BP сделали карьеру с нуля внутри этой компании.
Этот процесс преобразования бывших государственных компаний правильней назвать «полной коммерциализацией».
Интересно как менялись доходы руководителей компаний после тэтчеровской «приватизации«. Руководитель British Gas Sir Robert Evans поднял себе з/п с £222,000 до £370,000, чем вызвал скандал в обществе и Парламенте. Российские »новые хозяева» только посмеются в ответ над сэром : «Как можно делать дела при таких нищенских доходах…»
Вот в этом и заключалась тэтчеровская »приватизация»:
- никакой раздачи и дешёвой продажи неким «хозяевам». А у Тэтчер было кому отдать. Например, ее муж Дэнис Тэтчер, средний бизнесмен, вполне могла по-чубайсовски сосватать ему BP. Или Derek George Rayner, высший менеджер из Марк & Спесер , консультировал Тэтчер по поводу эффективности правительственных агентств. Также мог бы стать хозяином какой-нибудь British Gas.
- никаких заоблачных зарплат у руководителей приватизированных компаний.
Как видно, никакого отношения к чубайсовско - ельцинским махинациям это не имело, только слова похожи.
Теперь про windfall tax, которые ввело лейбористское правительство Тони Блэра. Раз у компаний не было контролирующих акционеров, то этот налог платили сами компании из своей прибыли.
Что касается России, то в будущем при демонтаже системы олигархического полуфеодализма и переходу к демократической рыночной экономике, windfall tax нужно будет ввести как раз на контролирующих собственников сырьевых компаний. Размер, способы взимания, критерий для объекта налогооблажения - предмет для анализа.
Удачи и трезвого анализа в ваших инвестициях!!!
P.S. Подписывайтесь на мой телеграмм-канал: