Ну что, показываем вам третий цветной город Индии (и самый крупный из коллекции) – Джайпур. А кого он цвета? Ответ на этот вопрос не так очевиден, как кажется. Давайте присмотримся.
Но сначала к истории. Гляжу на события возникновения города, и хочется в шутку назвать его Джайбургом. Уж очень напоминает биографию Санкт-Петербурга. Два города даже появились в одном веке (XVIII), оба по распоряжению политического лидера и даже с аналогичной целью. Джайпур основан в 1727 году махараджей (длинное имя не привожу, ибо всё равно не запомнится) в качестве новой столицы государства – княжества Дхундхар. К слову, сегодня Джайпур и Санкт-Петербург сопоставимы по численности населения (4,5 млн против 5,5 млн). Но какие же они принципиально разные по духу!
Здесь интересно увидеть, как уже ставшая привычной индийская суета локализуется в непривычно прямых и и единообразных улицах. Ощущается, что Джайпур построен по плану, и весьма новаторскому для своей эпохи. Это был единственный в то время индийский город с прямоугольной планировкой. В каждый квартал попадаешь через многочисленные ворота, одна арка краше другой.
Спустя сотни лет через них сегодня свободно пролетают неугомонные тук-туки. Большинство из них, кстати, на электричестве. Это первый город на нашем пути, где они вытеснили более привычные бензиновые повозки. Правда подвеска у технологичного транспорта оказалась так себе, но её жёсткость компенсируется невысокой стоимостью проезда.
А если хочется не экологичного, а экзотичного, то в Джайпуре очень много слонов, на которых охотно катают всех платёжеспособных. Мы не стали отягощать своим весом добродушных гигантов, только погладили и покормили.
Необычный стиль застройки выделяют в отдельный жанр «раджпутская архитектура». Самое известное строение в стиле – Хава-Махал или Дворец ветров. Жили в нём, вероятно, ветреные особы (в этом крыле располагался гарем), но история возникновения названия иная. Фасад здания пронизан 953 крохотными окошками, которые отвечали за вентиляцию внутренних помещений в жаркую погоду. Впечатляет – не то слово! Особенно когда смотришь со стороны улицы. Но мы зашли и внутрь, подвигали кукольные оконные створки, лично убедились в проветриваемости здания.
И на примере Хава-Махал, и глядя на другие исторические постройки города, задаёшься вопросом: «А где тут, собственно, розовый цвет?». Не знаю, может, у индийцев иное цветовосприятие? Но Джайпур скорее терракотовый, а местами даже оранжевый. И от этого не менее завораживающий.
Отдаляясь от центрального района, проезжаешь мимо небольшого искусственного озера Ман-Сагар, по центру которого разместился Джал-Махал (Дворец на воде). После Удайпура такому уже не удивляешься. Но взгляд приковывают стаи самых разных птиц, которых внутренние и иностранные туристы излишне закармливают. Женщины продают порции хлеба, лепёшек. Мучное принято кидать ошарашенным от такой щедрости пташкам. По итогу вся эта съедобная масса превращается в кашу и устилает водную гладь побережья.
Заезжаешь на гору и попадаешь в район Форта Амбер. С высоты на вас смотрит живописная крепость из песчаника. До строительства Джайпура именно отсюда сильные региона сего руководили своим княжеством. Немалую часть сооружения можно посмотреть и без покупки билета, который стоит 600 рупий (около 540₽).
У нас за эту поездку уже случился настоящий передоз крепостями, поэтому мы предпочли толпам туристов одинокую историческую заброшку у порога форта. И не прогадали! Нас ждали несколько этажей аутентичных жилых пространств, росписей, колонн, старые погреба и даже ванная комната. Всему этому великолепию точно более сотни лет. Вот она, настоящая история без напускного лоска.
Да и сам Джайпур не сказать что вылизан. Вдоль высоких городских стен протекает обычная жизнь, люди занимаются своими делами, практически не обращая внимания на роскошь прошлого, лежащую у них под носом вместе с мусором. Впрочем, чистота любому месту только к лицу. Чего желаем и улицам этого живописного места.