Ко мне обратился за консультацией друг. Он высококлассный специалист в своей области:
- 8 лет работы в международной логистической компании (основной бизнес в США)
- руководитель отдела (в подчинении флот)
- выстраивание логистических процессов в США
- работа на английском (продвинутый профессиональный уровень владения) и постоянное общение с представителями Латинской америки.
- полностью удаленная работа
К сожалению в силу геополитических факторов Российский офис был закрыт, а персонал сокращен. Люди оказались на рынке труда.
Оказавшись в таких обстоятельствах, он попросил дать обратную связь по его резюме.
Я был крайне удивлен, когда увидел такой непривлекательный оффер для рынка труда, на который вряд ли обратит внимание грамотный HRD, поскольку точно знал, что парень обладает сверх-компетенциями в своей области, более того ценность такого сотрудника на рынке весьма высока из-за узкого профиля должности (я имею ввиду продвинутое знание английского языка именно в сфере логистики, также с легкостью переводит сложные технические тексты, опыт организации и руководства отделом, срок работы на крайнем месте 8 лет- т.е. знает все процессы досконально).
Какие ошибки я увидел:
- Отсутствие фото
- Запрос по зарплате для линейной должности, вместо руководящей и без учета минимального количества таких специалистов на рынке.
- Резюме не отражало карьерный рост специалиста в рамках компании
- Название резюме содержало запрос на линейную позицию
- Текст был не читабелен из-за отсутствия разделения на буллиты.
- Опыт описан весьма размыто и длинными тезисами (как сочинение в школе)
- Узкие навыки указаны некорректно и спрятаны в тексте.
- Ключевые навыки размыты.
- Не указаны достижения, а только процессы
- Нет ни одной цифры
- Нет контактов рекомендателей
- Нет информации “О себе”, как о интересном разностороннем человеке, который увлекается многими вещами помимо работы (интересы, достижения, предметы гордости).
- Нет информации о дополнительном образовании.
- Нет видео-спича
- Незначительные, но все же, грамматические и лексические ошибки.
ВЫВОД: Высококлассные специалисты и ТОП-Менеджеры часто не умеют писать резюме и продавать себя на рынке. При этом обладают личностными характеристиками, навыками и знаниями в узких областях, которые так необходимы сегодня бизнесу!
Так происходит из-за того, что они работают, а не ищут работу, соответственно, как это делать правильно не знают. Им кажется, что итак все видно. Сейчас огорчу- НЕ ВИДНО!
Например в Москве за последний месяц обновилось 29897 резюме с запросом на должность руководителя отдела продаж и конечно же в этой массе затерялись настоящие “Бриллианты”, но к сожалению там и останутся из-за неумения правильно проявится, выделится и заставить обратить на себя внимание.
Краткий исторический экскурс.
В текущий момент на рынке есть площадка “негласный монополист” для поиска квалифицированного офисного персонала. Я говорю про HH.RU.
В 2019 году эти веселые ребята одномоментно решили начать зарабатывать в 10 раз больше. Что произошло? Изначально на данной площадке была возможность покупки базы резюме и ежедневным приглашением на собеседование до 500 человек. Т.е. это давало возможность приглашать за 5 рабочих дней 2 500 соискателей, такая воронка позволяла довести до офиса не менее 30 человек.
Но с августа 2019 года HH.RU ввел ограничение- стало возможно просматривать до 500 человек в день, а вот приглашать не более 240 кандидатов за неделю, при этом за те же деньги. Далее простая математика, без дополнительной покупки открытия контактов, шансы найти достойного кандидата стремятся к нулю. (был еще инструмент ВЫБОРКА РЕЗЮМЕ, который сейчас убрали тоже, но и он имел ряд недостатков- кому интересно спросите, расскажу).
Вывод: покупать базы кандидатов стало очень ДОРОГО! Это значит, что ТОПОВЫЙ специалист, просто обязан выделяться на фоне рынка своим резюме, чтобы привлекать внимание работодателей!
КАК НУЖНО ПИСАТЬ РЕЗЮМЕ:
- Фото обязательно
Внешний вид крайне важен, поскольку до того, как начать писать резюме- HR обратит внимание на его отсутствие и уже сделает выводы. Фото должно быть уместное, аккуратное, возможно с элементами, которые подчеркнут системный характер и сильные черты кандидата (например диплом или золотая медаль на стене, блокнот и аккуратно разложенная канцелярия на столе)
- Запрос по зарплате должен соответствовать рынку
Проверяется просто. Заходим на HH.RU, вводим в строку поиска именно кандидатов, а не вакансий название должности. Справа смотрим уровень дохода который хотели бы получать большинство претендентов и ставим в своем резюме немного выше- это выделит вас среди остальных и у HR появится мысль “Этот парень знает чуть больше остальных и хочет за это деньги”
- Резюме должно содержать не более 3-5 крайних мест работы и отражать карьерный рост на каждом из них.
Например: если кандидат вырос в одной компании с линейного сотрудника до руководителя, необходимо указать этот опыт, как 2 разных места работы с указанием обязанностей навыков и достижений по каждой из должностей. Так HR сможет увидеть ваш рост и развитие, как специалиста.
- Название резюме должно соответствовать вашему запросу
Глупо рассчитывать на позицию руководителя, даже если вы имеете такой опыт, если в названии указан запрос на линейного сотрудника. ВАЖНО: так же через HH.RU посмотрите, как именно чаще называют вашу должность и пишите именно так, иначе HR вас просто не найдет (как бы круто не звучало название, которое вы намудрили)
- Читабельность
Делите текст резюме на буллиты (разделяйте абзацами), в каждом не более 2 максимум 3 тезисов. Используйте вертикальные списки при перечислении.
- Опыт
Пишите короткие тезисы и используйте цифры. НАПРИМЕР: “Что делал?” - “Закручивал гайки”, Динамика: “в мае 2018 года закрутил 1000 гаек, в июне 2018 уже 3000, сделал за счет того, что изменил технологию закручивания ”
- Узкие навыки
Узкие навыки нужно выделять в отдельный буллит их должно быть жирно видно. Также дублируем в блоке “Про себя”. Это повышает вашу ценность на рынке.
- Ключевые навыки
Перечисляем вертикальным списком. Пишем конкретно (стараемся уложится в 2-3 слова, лучше одно)
- Достижения
Избегаем процессного мышления. Сухо пишем про то чем гордитесь (Точка А, Точка Б или Было и Стало. Получил за это то-то)
- Цифры
В каждом блоке используем цифры, как твердый результат вашей деятельности. Пишем честно, чтобы можно было декомпозировать ваши достижения и прикрутить к системе мотивации (если интересно спрашивайте, расскажу подробнее)
- Рекомендатели
Указываем минимум 3х непосредственных руководителей(именно непосредственных), которые могут вас рекомендовать.
- О себе
В первую очередь вы интересная и разносторонняя личность, а не винтик в гигантской системе, поэтому не стесняйтесь рассказывать о своих увлечениях, спортивных результатах, прочитанных книгах. Это многое даст грамотному HR и повысит уровень личной эмпатии. С вами должно быть интересно.
- Дополнительное образование
Пишем вертикальный список с блоками: доп.образование, курсы, профессиональные книги.
- Видео-спич
Не поленитесь и запишите короткое видео о себе. Это необычно и точно выделит вас из безликой массы кандидатов, плюс также повысит уровень интереса к вашей личности и эмпатию (если конечно вы сможете сделать это ярко). И конечно это скажет о вас, как о человеке, который не боится проявлять себя.
- Знание языков
Указывайте уровень владения честно, интервью может состоятся на указанном языке.
- Грамматика
После написания резюме, тщательно проверьте его на наличие грамматических и лексических ошибок. Пусть ровный и грамотный текст станет изюминкой на торте.
Дополнительные рекомендации:
- Дублировать резюме
Если вы претендуете не на одну должность, а на несколько, то рекомендую после создания идеального резюме просто продублировать его и изменить названия дублей на те позиции с которыми вы еще готовы работать. Важно, чтобы навыки и опыт указанный там был релевантен.
- Исходящие отклики
Финал! Чтобы ускорить поиск работы которой вы действительно достойны и увеличить ваши шансы найти ее быстро, на нас должна поработать теория вероятности:
- делаем фильтр на вакансии которые размещались в крайний месяц, максимум 2 месяца с учетом критериев на которые вы рассчитываете (удаленная работа, название должности, уровень дохода и т.д.)
- откликаемся на все вакансии подходящим резюме и продолжаем откликаться на появляющиеся новые минимум один раз в день, а лучше два. НА РЫНКЕ ПОБЕЖДАЕТ БЫСТРЫЙ!
- Обновление
Обновляем все резюме 2 раза в день, утром и через 4 часа.
- ОЧЕНЬ ВАЖНО: Резюме должно быть не более 2х страниц иначе его никто не будет читать!