Когда начинала писать для этого блога, клялась и божилась, что никогда и ни за что не напишу про политику, образование и медицину. Буду писать добрые рассказы о себе, семье и жизни. Хочешь насмешить Бога - расскажи ему о своих планах. Сегодня все девятиклассники сдавали устное собеседование и я повелась на провокацию. Вот теперь знайте, сторонники и радетели этого мероприятия, что это значит для тех, кто с другой стороны баррикад. Да, родной язык знать нужно. И даже необходимо. Да, уровень образования недопустимо низок. Да, с этим нужно что-то делать. И в этом месте, как у нас принято, самое время жечь костры. А на кострах жечь очередное зло - на этот раз двоечников.
Открою секрет (может, кто не знает) - процент неуспевающих в той или иной степени детей стабилен не просто из года в год, но и из поколения в поколение. В каждом классе всегда было несколько человек, которые с большим трудом всего школьного коллектива доживали до выпускного. И да, именно эти подростки обычно отличались хулиганистым поведением, неусидчивостью, и, как теперь принято говорить, отсутствием мотивации.
Но это не всё. Есть ещё один секрет - эти школьники не виноваты в том, что они такие. Вот кто-то родился с голубыми глазами, а кто-то с карими, у кого-то есть музыкальный слух, а у кого-то нет, кто-то различает семь цветов, а кто-то семьдесят, и столько же оттенков. И никакой личной заслуги в этом нет. Просто кому-то повезло - к музыкальному слуху выдали младенцу маму, считающую, что самое главное - чтоб рояль дома стоял. А кому то не повезло - и мама к музыке вообще никаким боком. И папа тоже. И так во всём. Не повезло, не попались в первые годы жизни взрослые, умеющие и желающие увидеть способности малыша, - и всё, ты безнадёжно потерян для общества. И тебе об этом обязательно скажут! И не один раз! И, не дай Бог, наедине - нет, пусть все знают, что ты бесперспективен и бесполезен для государства, а оно (государство, в смысле) на тебя и тебе подобных столько денег потратило! А некоторые и калькулятором трясти будут перед лицом, сложив все цифры! Но и этого мало иным радетелям за чистоту родной речи. На этом же калькуляторе сосчитают все родительские грехи, за которые несчастный теперь изгнан навеки из мира живых (именно это услышал сегодня мой "тройняшка", подчёркиваю - услышал, возможно, сказаны были другие слова, но услышал он именно это).
Паренёк не набрал заветные 10 баллов. Готовился в школе, готовился дома, не с утра до ночи, конечно, но каждый день. Но как можно было ждать 10 баллов от человека, который в девятом классе "одиннадцатое сентября" пишет одним словом, и в слове этом от 27 до 43 букв, в зависимости от неизвестно чего? Дисграфия помноженная на дислексию. И вдобавок ко всему он левша. Настолько левша, что только к концу третьего класса научился писать слева направо. Это то, что видит школа. Учителя понимают, за это им спасибо. Тянут изо всех сил. Никто не хочет оставить его на второй год - потеряем человека совсем. Но система беспощадна.
А я знаю про своего мальчика совсем другое, и расскажу вам. В четыре с половиной года, когда прошло всего полгода с тех пор, как он пришел в нашу семью, он с братом приволок домой кошку. Беременную. Плешивую и блохастую, куда ж без этого. А в другой руке у него была огромная палка. А в глазах - готовность ввязаться в смертный бой за эту кошку. Только попробуйте её не принять! Конечно же, приняли. Отмыли, откормили, подлечили. Когда родились котята, он каждую свободную минутку сидел возле коробки и приговаривал - "не бойтесь, вашая мама не умрет...". И это только начало. Сейчас им с братом пятнадцать с половиной лет. За эти годы у нас побывало столько котят, щенков, взрослых собак и кошек, больных и облезлых - не сосчитать. Карманные деньги тратят на корм и на лекарства. Ещё он с удовольствием нянчит цыплят и индюшат, работает в огороде, особенно любит теплицу. Вкусно жарит картошку и солит сало. Занимает первые места в соревнованиях по спортивной гимнастике и лёгкой атлетике. Любит плавать и играть в волейбол. Курит тайком в кустах, пока никто не видит. Бесконечно добрый и очень ранимый. Такой агрессивный и такой нежный мальчик. Уже совсем взрослый. Ещё такой маленький. Они в этом возрасте все такие. Их сложно любить и невозможно понять. Они жутко раздражают и мешают жить взрослым людям. Они портят статистику, эти мальчики и девочки. И да, некоторые так и не научились составлять описание картинки из 10 предложений. Но это не даёт повод взрослым женщинам даже с высшим образованием (педагогическим!) унижать и оскорблять. Возможно, кому-то сложно понять, откуда в "одиннадцатом сентября" двадцать семь букв. Но в русском языке есть ещё много слов - гуманность, уважение, достоинство, милосердие, сочувствие, понимание, любовь... Не все эти слова изучают в университетах, раз на первом месте в наших школах буквы и цифры, падежи и дроби. И среди этой грамматики и арифметики иным детям просто нет места.
Какими словами объяснить ему, что мир разнообразен, и люди разные, большей частью - хорошие? Как убедить его продолжить идти по этому тернистому и бессмысленному пути к аттестату? Как сказать, что его никто не хотел обидеть, просто специалист из отдела образования привыкла работать с бумажками, а живых детей видит только на экзаменах? И при этом сделать это так, чтобы он понял, что оправдания хамству и жестокости нет и не может быть?
Куплю-ка я ведро мороженного и огромную шоколадищу. И забуду на сегодня про уроки и про экзамены. Про воспитание и обучение. Ведь есть ещё и любовь, семья, принятие и поддержка. Давно мы не смотрели Джека Воробья! Самое время...