Найти тему
Курган и курганцы

«Союз «Чернобыль» — это первая зарегистрированная общественная организация в Курганской области

И именно Сергей Мишкарев стоял у ее истоков.

В этом году, 26 апреля, исполняется 37 лет со дня аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Дата некруглая, но для ликвидаторов последствий этой катастрофы всегда очень значимая.

Вместе с тем о самих участниках этих событий в последнее время говорят не так много, как они того заслуживают. Председатель Курганской региональной общественной организации инвалидов «Союз Чернобыль» Сергей Мишкарев очень хочет изменить эту ситуацию.

Мало кто знает, но «Союз «Чернобыль» — это первая зарегистрированная общественная организация в Курганской области: на свидетельстве о ее регистрации от 5 мая 1991 года стоит № 1. И именно Сергей Мишкарев стоял у ее истоков. Однажды он встретился на улице с еще одним курганским ликвидатором Александром Аркадьевичем Савенковым. Слово за слово — и они сошлись на мысли, что хорошо было бы создать организацию чернобыльцев. Участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в Зауралье было немало, они нуждались не только в укреплении связей друг с другом, но и в помощи, в защите своих социальных прав.

Организовали учредительное собрание, на которое приехали около сотни человек, собрали документы и создали «Союз». Первым его председателем стал Сергей Мишкарев.

-2

Сейчас организация, как и музей, посвященный зауральским ликвидаторам чернобыльской аварии, находится в центре Кургана, по улице Горького, 35, и это не просто офис — это история. Яркие моменты существования «Союза» зафиксированы на больших стендах. Вот встреча с президентом Всероссийского «Союза «Чернобыль» Вячеславом Гришиным. А здесь в 1996 году президент Борис Ельцин вручает на тот момент председателю организации Александру Савенкову орден Мужества. Отдельный уголок посвящен вдовам ликвидаторов. Можно увидеть памятники и памятные знаки чернобыльцам, установленные во всех районах нашей области.

Не все понимают, чем сегодня может заниматься «Союз «Чернобыль», кроме как сохранения памяти о событиях 1986 года. А работы у них много, и важной. На первом месте сейчас — патриотическое воспитание молодежи. Члены организации проводят выездные лекции для школьников и студентов, приглашают на экскурсии в свой музей. Его посещение не входит в образовательные программы и не является обязательным, но сюда приводят своих учеников те школьные учителя и преподаватели колледжей и вузов, которые понимают значимость совершенного своими земляками.

Обычно экскурсии по экспозиции проводит сам Сергей Мишкарев. «Начиная экскурсию, я всегда предвосхищаю вопросы: «А сам-то там был?» — и рассказываю, что участвовал в ликвидации последствий аварии в 1987 году. Показываю на панораме, что непосредственно работал на ОРУ-750 (открытом распределительном устройстве. — Прим. ред.) и на эстакаде между третьим и четвертым энергоблоком», — поясняет он. А еще добавляет, что многих подростков это удивляет: сами по себе чернобыльцы кажутся молодому поколению чуть ли не музейными экспонатами, а не живущими сейчас людьми.

-3

Между тем именно через рассказы непосредственного участника разрозненные на взгляд непосвященного человека события объединяются в настоящую историю. Некоторые предметы просто иллюстрируют ситуацию, например защитный костюм Л-1 или изолирующий противогаз, аналогичные которым использовались ликвидаторами. А другие — настоящие артефакты, они имеют непосредственное отношение к тем событиям. Вот целый стенд с вещами, принадлежавшими солдатам-срочникам из Курганской области, которые оказались на месте аварии уже 30 апреля 1986 года. Здесь военные билеты; карточки учета доз облучения; пропуск в зону заражения на машину; Благодарственные письма, которые вручали прямо на месте событий; фотографии и индивидуальные дозиметры. «Они были самыми молодыми ликвидаторами последствий аварии на ЧАЭС, и им уже около шестидесяти, да и не все сейчас остались в живых», — рассказывает Сергей Мишкарев.

«Скажи чернобыльцу: «Сосна», и он сразу поймет, о чем речь», — продолжает свое повествование Сергей Иванович, показывая архивные фотографии ликвидаторов под деревом очень приметной формы, — ветки у него растут под прямыми углами в форме креста или, скорее, вил. Это дерево сохранилось в лесу, после аварии получившем название Рыжий, со времен Великой Отечественной войны. На нем немцы вешали партизан, вбивая в его ветки скобы, чтобы веревки не соскальзывали.

Большинство людей с этих фотографий на стенах — именно зауральцы. «Когда я провожу экскурсию для школьников, студентов, часто слышу: «У меня дедушка был участником ликвидации». Я спрашиваю фамилию, они говорят: «Вы его, наверное, не знаете». А потом мы открываем нашу Книгу памяти и находим его. Почти всегда наши посетители находят здесь своих знакомых или родственников. В Курганской области многие каким-то образом имеют отношение к Чернобылю», — говорит Сергей Иванович.

В центре зала музея стоит объемный макет четвертого аварийного блока. Его лет десять-пятнадцать назад сделали курганские школьники, правда, какой именно школы, точно неизвестно. Но Сергей Мишкарев обещает докопаться до истины и установить соответствующую табличку.

При этом экспозиции постоянно пополняются. В ближайших планах — сделать стенд, посвященный офицерам запаса из Курганской области, который устраняли последствия аварии. Работа над ним уже началась.

Как можно оценить вклад зауральских чернобыльцев в патриотическое воспитание молодежи? У Сергея Мишкарева есть ответ: «Мой любимый отзыв в нашей музейной книге выглядит так: «Я патриот. Мне понравилось». Ни убавить, ни прибавить».

Помимо воспитания молодежи, «Союз «Чернобыль» занимается социальной защитой прав ликвидаторов аварии на ЧАЭС и вообще всех пострадавших от радиации. И это направление было одним из основных на момент создания организации. Правда, тогда отстаивать права чернобыльцев было гораздо проще. «Мы просто писали обращение в разные инстанции, и нам отвечали. То­гда чиновники были нашего примерно возраста, а чернобыльская катастрофа произошла совсем недавно и была свежа в памяти. А сейчас для многих что Чернобыль, что Куликовская битва — будто в одно время», — отмечает Сергей Мишкарев.

Но ликвидаторы аварии не опускают руки. В планах у активистов организации — проехать по районам Курганской области, провести собрания с местными чернобыльцами, поговорить о проблемах и перспективах. Обновить памятники и памятные знаки в регионе. И продолжать поддерживать память о тех, кто занимался ликвидацией последствий одной из самых страшных техногенных катастроф в мировой истории. Для этого, например, «Союз «Чернобыль» сейчас активно ведет сообщество в соцсети «ВКонтакте».