История Древней Греции, по сути, это история соперничества в величии и торговой конкуренции небольших городов-государств. Борьба за гегемонию над Элладой приводила к междусобным конфликтам, а внутренние противоречия - к гражданским войнам в полисах. Может быть, именно, желание быть свободными и независимыми побуждало греков пускаться в дальние плавания, искать благодатные земли, строить новые города. И обретать новую родину, вдали от большой Греции.
На смену "темным векам"(11-9вв.до н.э., перерождение Древней Греции после дорийского вторжения) пришёл архаический период, время сотворения "греческого чуда". Формируется гражданское общество на основе установленного законодательства, складывается экономическая(товарно-денежная) система, основанная на рыночных отношениях. Возникает греческая философия, основы эллинского искусства и культуры.
Именно тогда(8-6вв до н.э.) жили и трудились семь великих мудрецов Древней Греции. Это люди, разные по происхождению и по роду занятий, - особо чтимые мыслители, авторы сентенций о разумной и плодотворной жизни, выразители практической житейской мудрости. Их имена были объявлены в Афинах, в 582/581г.до н.э. Список "семи мудрецов" приведён в "Диалогах" Платона, упомянут в трудах историка Диогена Лаэртского. Выдуманная встреча в гостях у коринфского тирана(и мудреца) Периандра описана Плутархом в философском труде"Пир семи мудрецов".
Не следует расставлять их в порядке первенства достижений и заслуг, все они самоотверженно трудились на ниве общественной и научной деятельности. После них не осталось письменных сочинений, их мысли и доводы послужили основой для трудов следующих поколений. Подчас, невольно либо намеренно, присвоены.
Фалес Милетский (625-548гг.до н.э.) был из купеческой семьи, переселенцев из Финикии. Ведя торговые дела, он много путешествовал по Восточному Средиземноморью, долго пожил в Египте, тесно общаясь и обучаясь у местных жрецов. Был другом и советником милетского тирана Фрасибула, пребывал, в качестве инженера, на службе у лидийского царя Крёза.
Фалес стал основоположником геометрии и астрономии, ввёл принцип математического доказательства. Он открыл пять кругов небесной сферы, теорию расчёта равноденствий и солнцестояний. Объяснил, что Луна не светит, а отражает солнечный свет, предсказал дату солнечного затмения в мае 585г.до н.э. Выдвинул революционную теорию о том, что природные явления, не воля богов, а процессы, подверженные исследованиям и логике.
Будучи в гостях у лидийского царя Крёза, мудрец взялся доказать необходимость науки в повседневной жизни. Спрогнозировав высокий урожай оливок, после двух нещедрых сезонов и истощения запасов оливкового масла, Фалес рассчитал стоимость сырья и максимально приемлемую цену продукта. На небольшой заём он взял в аренду все маслобойни вокруг г.Сарды. Полученная прибыль поразила Крёза, легендарного богача.
Под началом Фалеса появилась Милетская(Ионийская) школа естественно-научной философии, с неё началась история европейской науки.
К тому же, Фалес был прекрасным оратором, активно участвовал в общественной жизни. Благодаря его усилиям был заключён достойный мир с Лидийским царством, выгодный договор с могущественным Коринфом. Фалес неустанно призывал к созданию Ионийской конфедерации(с центром в г.Теос) и единой армии, ввиду угрозы вторжения молодой энергичной Персидской державы. На фоне неутихавших споров о главенстве и правах в будущем альянсе среди городов Ионии, граждане Милета, по совету мудреца, вступили в союз с персами. Избежав, в дальнейшем, грабежа и разрушений.
Как всякий грек, Фалес занимался гимнастикой, любил посещать физические состязания. Наблюдая спортивные игры, обессилев вследствие жары, мудрец умер на 78 году жизни, в год 58-ой Олимпиады.
В это же время, на северном берегу Латмийского залива, в небольшом городе Приена жил мудрый Биант(625-545гг.до н.э.), коренной иониец, потомок первых греков-переселенцев. Он был достаточно богат, занимался обучением юнцов законам и правилам жизни, принимал деятельное участие в общественной жизни, выступая в суде(и судьёй, и адвокатом), выполняя важные дипломатические поручения. Благодаря обоснованным и взвешенным решениям, он снискал уважение и известность.
Для помощи в разрешении споров и обсуждения проблем в гражданских взаимоотношениях, Бианта часто приглашали в другие города и полисы Древней Греции. Остались лишь поздние, отрывочные свидетельства о его жизни, но, можно с уверенностью предположить, что, Биант был знаком со многими мудрецами, ставшими видными политическими деятелями. Находясь Спарте, он, наверняка, встречался с Хилоном Спартанским, мудрым эфором Спарты. Там Биант выкупил молодых девушек, пленниц 3-ей Мессенской войны(восстания илотов, 464-455г.до н.э.), которых он воспитал и вернул в семьи, после замирения в Лакедемоне(спартанское государство, объединившее Лаконику и Мессению). Некоторые эпизоды жизнеописания Бианта стали темами басен Эзопа, с которым, весьма вероятно, встречался. Например, человеку, взявшемуся выпить море, он советовал запрудить реки и ручьи, дабы, не пить море которое есть, а не то, которое будет. Когда мудреца попросили вырезать у жертвенного животного самую ценную и худшую часть, Биант указал на язык. "Когда человек управляет языком - это дар, когда язык - хозяин человека, это несчастье".
Гераклит Эфесский, мрачный критик скупой на похвалы, говорил :"Был в Приене Биант, сын Тевтама, в котором больше толку, чем в других". Странствующий поэт и актер Гиппонакт употреблял поговорку" Сильнее нет, чем приенянин Биант в споре"!
Не занимая значимых должностей, Биант всегда находился в гуще событий. При осаде Приены лидийским царём Алиаттом 2(отцрм Крёза), Биант поехал в лагерь осаждавших для переговоров на заранее откормленных мулах. Приглашённым в город лидийским послам показывали кучи песка, осыпанные зерном. Благоприятный(для приенцев) договор был достигнут. Позже, личные встречи Бианта с царём Крезом укрепили мирное соглашение. Спорные вопросы с соседним Милетом, тоже, успешно разрешались, согласно дельным советам мудреца. В Приене, в отличие от многочисленных городов и полисов Древней Греции, сохранялось общественной правление, не случались тирании(узурпации власти, единоличного правления с узаконеным наследованием).
Путешествуя по Греции, встречаясь со многими людьми, разбирая конфликты и споры, Биант составил картину окружающего мира. "Сильно то государство, где закона боятся больше, чем тирана"
"Несчастен тот, кто не умеет переносить несчастий",
"Человеку сладко иметь надежду, и приятно получать наживу"
"Худших всегда больше/Худшие всегда в большинстве"
Когда персы поступали к городу, Биант советовал согражданам, не надеяться на чудесную помощь и отплыть на Сардинию, чтобы основать новый город. Когда персы покорили Приену, и жители, покидали город, забирая свое имущество, Биант уходил налегке, опираясь на посох. На вопрос, почему он ничего не берёт, мудрец ответил, показав на голову и на сердце, : "Всё свое ношу с собой/Omnia mea mecum porto".
После недолгих скитаний Биант, вместе с другими горожанами, вернулся в родную Приену.
Будучи в почтенном возрасте, произнеся на суде защитную речь, он сложил руки и закрыл глаза. После принятия решения в пользу подопечного Бианта, обнаружилось, что уважаемый мудрец мёртв.
О мудрецах Большой Греции известно немногим больше, им довелось стать тиранами...
Так получилось, что люди, создавшие основы и принципы разумной жизни, забыты вместе со своими наставлениями...