Жители крупного ЖК в Москве получили возможность использовать сервисы цифрового («умного») многоквартирного дома. Оператор системы ГИС ЖКХ (АО «Оператор информационной системы») совместно с участниками рынка цифровизации реализовал проект внедрения умных технологий в уже введенный в эксплуатацию и заселенный жилой дом.
В рамках пилотного проекта группа компаний «Юнисервис» подключила жилой комплекс «Город на реке Тушино-2018» к платформе для умных зданий Ujin, разработчиком которой является резидент Сколково, IT-компания «Юникорн». «Лаборатория цифровизации жилья» осуществляла управление проектом цифровизации.
Участникам пилотного проекта предоставили возможность отвечать на звонок домофона через приложение, открывать дверь с помощью BLE ключа, просматривать камеры видеонаблюдения, установленные на территории ЖК, создавать персональные и гостевые пропуска по PIN или QR-коду, отправлять заявки в УК и оплачивать квитанции онлайн.
«Сегодня внедрение современных цифровых сервисов в многоквартирных домах инициируется по большей части девелоперами. В этом случае уже при заселении человек получает широкий набор «умных» опций: доступ к управлению инфраструктурой ЖК, «умной квартирой» и другими сервисами. Для жителей уже построенных и заселенных домов, в которых умные технологии не были заложены изначально, такие возможности просто недоступны. Однако мы видим заинтересованность среди своих клиентов, поэтому приняли решение о проведении пилотного проекта «Умный многоквартирный дом». В первую очередь, он реализовывался с целью обеспечения комфорта и безопасности жителей, а также для повышения доступности современных технологий. Нашей задачей было оценить эффект от внедрения цифровых сервисов», — комментирует Андрей Кузенко, директор по информационным технологиям и информационной безопасности ГК «Юнисервис».
По итогам реализации проекта «Юникорн» и «Лаборатория цифровизации жилья» провели опрос жителей ЖК «Город на реке Тушино-2018», который выявил востребованность умных технологий у жителей вторичного жилья. Так, 83% опрошенных жителей выразили желание продолжать пользоваться цифровыми сервисами. Еще 16% заинтересованы в их использовании, но считают, что это дорогостоящей услугой. При этом 49% респондентов отметили, что сервисы «умного дома» должны быть учтены в текущем тарифе от управляющей компании, а 44% опрошенных готовы выделить дополнительную сумму для их оплаты.
«Современному человеку, с одной стороны, некогда тратить время на решение повседневных задач, с другой – он привык пользоваться цифровыми сервисами (онлайн-ритейл, онлайн-банк, госуслуги и т.д.). Приобретая квартиру в новостройке, он ожидает, что «цифра» поможет ему и в части эксплуатации жилья, но на данном этапе развития рынка комплексный подход к цифровизации только начинает применяться», — Кирилл Захарин, генеральный директор Лаборатории.
«Существует мнение, что сделать умным уже построенный жилой комплекс невозможно. Однако опыт нашей компании показывает, что для домов возрастом до 5-10 лет есть возможность подключить инженерные и информационные системы и создать единую цифровую среду. Для пилотного проекта мы повели аудит жилого комплекса, подготовили техническое решение на базе платформы Ujin, выполнили подключение и пусконаладку оборудования ЖК, провели обучение управляющей компании. Также мы оказываем техническую и маркетинговую поддержку проекта и будем сопровождать его и после завершения «пилота», чтобы в полной мере дать возможность пользователям оценить новые возможности и протестировать работу сервисов», — комментирует Светлана Перминова, директор компании «Юникорн».
В результате успешного завершения пилотного проекта и выявления востребованности цифровых сервисов среди жителей многоквартирных домов вторичного жилого фонда «Юнисервис» и «Юникорн» договорились о подключении к платформе Ujin еще нескольких столичных жилых комплексов.