Двенадцать лет назад я впервые после долгого перерыва попробовал вновь печатать фотокарточки. Не на принтере, а все как встарь: фотоувеличитель, ванночки, красный фонарь и фотобумага. Ниже - моя статья в ЖЖ, который я вел в те времена. Он и посейчас доступен по адресу https://malahov-street.livejournal.com/ и иногда его прикольно перечитывать. Не сочтите за некропостинг, но этот текст дает понимание, почему, лет пятнадцать снимая на фотопленку, я так и не «поставил на рельсы» фотопечать. Несмотря на то, что и сегодня все для этого реально приобрести…
…Первые попытки фотопечати предпринимались и ранее. Но то все делалось на бумаге и с химией 20-летней давности. Получалось очень аутентично - например, я приносил на работу фото дочери, сделанное на прошлой неделе и спрашивал - когда снято? Все говорили, что это моя жена в детстве и снято еще в советское время. Было очень забавно...
В этот же раз я подготовился более основательно. Купил проявитель СТ-1, набодяжил концентрат Х-тола. В "Фото-Видео" за 2004 год про кодаковский проявитель Х-тол была хорошая статья и в конце автор писал, что пробовал его в позитивном процессе и, мол, все получилось очень пристойно. В фотомагазине "Экта" мне про это ничего не сказали, а сайт всех химиков-пленочников www.d-76.ru хранил гордое молчание.
Бумага была у меня - унибром "Славич" (нормальный матовый барит картон) и "Березка" на полимерной основе. В качестве пробников - просроченный на 20 лет "Унибром" тонкий нормальный.
В общем, оба униброма (и старый и новый), как не странно, оказались примерно равной чувствительности. "Березка" оказалась менее чувствительная, но более контрастная.
Делал пробы поочередно в СТ-1 и в Х-толе. Не лень было туда-сюда переливать.))) Под "Березку" последний более подошел под мои негативы (я печатал с негативов, отснятых на Кодак-Трикс, а он контрастен по умолчанию), баритовая же вышла сероватенько. Показалось, что Х-тол помимо более мягкой проработки полутонов еще и зерно тоже мельчит.
НО НА САМОМ ДЕЛЕ ВСЕ ЭТО ФИГНЯ,
Потому что, поюзав свежие и более-менее нормальные материалы, я наконец-то убедился, что имея такое чудо увелостроения, как "Упа" ( такой компактный, в чемоданчике), мой удел - штамповать карточки 12 на 18 максимум на попсовой "Березке". Только в этом случае не стыдно дарить друзьям отпечатки с пьянок.
Ничего путного на этой технике на барите, который брался на пробу, (авось получится выставочный маленький отпечаток с рамкой 18 на 24, предел по размерам для "Упы"), попросту не выйдет. Хоть я и центровал лампу для равномерности освещения и два часа совместно с дружищем Доктором Симпсом болгаркой растачивал оправу из дерьмового силумина, чтобы вкрячить в "Упу" дальномерный объектив "Юпитер-8".
Нужен другой увел. Нужен другой объектив. Нужно вообще все другое. А главное - и в этом случае великого печатника из меня не выйдет.. с моими умениями. А на серьезных увеличителях я никогда не печатал.
***
Мы с нашим фотохудожником Александром Калионом как-то выбирали снимки на выставку в честь полувекового юбилея Тверского народного фотоклуба. Выпили полбанки на двоих. Он сказал - если нравится процесс и дрызготня вся эта с пленкой-бумагой-химией, дело твое. Но все гораздо проще и качественнее делать цифрой или хотя бы комбинированной технологией...
Да. То что я печатал сам с негатива и что напечатал на цифромашине со скана того же кадра, по качеству - земля и небо.... Зато ручной отпечаток прикольнее....
Сам Калион точно никогда к этому не вернется. Если тока блажь вступит на форматку поснимать... ну там игра стоит свеч. Он вспомнил, как лет 25 назад печатал свою "Паузу" (выставочный отпечаток). Две недели из подвала не вылезал, извел уйму бумаги, проклял все и вся, только чтобы сделать ОДНУ работу как положено.... после этого мне понятна его ненависть ко всей этой теме.
Мне же тогда все это было по кайфу. В детстве не наигрался. Я ведь не печатал, как он по 10 свадеб в месяц ВРУЧНУЮ....
Осень 2011 года.
Постскриптум:
Увы, на всем этом тема фотопечати и закончилась. Саша Калион спустя какое-то время подарил мне два своих фотоувеличителя "Крокус", один с рамкой 6 на 9 см. Пролежали они несколько лет в редакции. Поди, и сейчас там лежат....
Все-таки, печатник – это другая профессия. Ведь пишут же, что великий Анри Картье-Брессон никогда сам не проявлял свои пленки и уж тем более, не печатал фотокарточки. Великому было проще – у него было целое фотоагентство, с фототехниками, печатниками, редакторами. Он только кадры выбирал и метки ставил на контрольных отпечатках.
А у нас с советских времен из-за нашей бедности фотограф сам снимает, сам проявляет, сам печатает и сам картинки на стенки вешает. Когда в красном уголке профкома надо выставку к очередному пленуму сварганить…
***
ОТБЛАГОДАРИТЬ АВТОРА: Перевод по СБП на карту "Почта банк" по номеру +79520655055 (Максим М.)