Найти тему
ПоУшиВКино

“Шпионский мост” (2015): На защиту имеет право каждый

Оглавление

“Шпионский мост” (Bridge of Spies) – это художественный фильм режиссёра Стивена Спилберга (Steven Spielberg), в котором события основаны на реальных исторических фактах. Основным источником для сценария стала книга мемуаров Джима Донована “Незнакомцы на мосту” (Strangers on a Bridge), выпущенная в 1964 году.

Рекламный баннер для фильма "Шпионский мост" (2015)
Рекламный баннер для фильма "Шпионский мост" (2015)

*Поскольку история – это не мой конёк, впечатления от фильма представлены больше на эмоциональном уровне. Что-то я знаю, типа строительства Стены в Берлине, что в этом аспекте есть нестыковка во времени года – её построили в августе, а в фильме падает снег. Знаю о шпионах и о том, что информацию о спецоперациях нельзя разглашать, но не знаю тонкостей работы спецслужб во времена Холодной войны. Поэтому я могу оценить, что фильм очень классный, но не смогу оценить достоверность.

Например, момент с монетами. Я прочитала, что советский агент Рудольф Иванович Абель отправлял и получал закодированные сообщения в полых предметах –монетах, болтах и батарейках. В фильме показаны только монеты. Но, поскольку это художественное произведение, в нём важно передать суть происходящего через художественные средства. А у авторов это как раз получилось с помощью метафоричности монет. Сколько стоит жизнь человека, вот это я имею в виду.

У Стивена Спилберга получаются очень объёмные истории, он рисует их насыщенными красками, наделяет множеством деталей, чтобы погрузить зрителя в происходящее полностью. Мне очень понравилось здесь, как Том Хэнкс воплотил образ американского адвоката Джима Донована, как устроено его взаимодействие с советскими гражданами. Противостояние очевидно, но плюс к этому видна и точка зрения режиссёра на то, что в первую очередь все – люди. Хотя разные государства, но права есть у всех. Это очень возвышенная тема, но в “Шпионском мосте” нет преувеличения, она раскрывается вполне сдержанно. Всё же сказывается мрачный и жёсткий слог братьев Итана и Джоэла Коэнов, которые принимали участие в написании сценария.

Сюжет фильма

Действие начинается в 1957 году, в разгар холодной войны между США и Советским Союзом, угрожающими друг другу своим ядерным вооружением. При этом они подключили своих шпионов в конфронтации против друг друга, потому что ещё одним очень опасным оружием является информация.

Сотрудники ФБР арестовывают советского шпиона Рудольфа Абеля в Бруклине. Абель успевает уничтожить шифровку, но у служб есть другие доказательства его шпионской деятельности. На защиту Абеля в суде назначается бруклинский адвокат Джим Донован.

В суде. Марк Райлэнс, исполнивший роль Рудольфа Абеля, и Том Хэнкс, исполнивший роль адвоката Джима Донована
В суде. Марк Райлэнс, исполнивший роль Рудольфа Абеля, и Том Хэнкс, исполнивший роль адвоката Джима Донована

Выстраивается сложная ситуация – американский адвокат проникается симпатией к Абелю, он не хочет идти на поводу у судьи и осуществить показательный суд “для галочки”. И добивается для него изменения вердикта – заключение на 30 лет в федеральной тюрьме вместо казни на электрическом стуле.

В это же время американский лётчик Гэри Пауэрс сбит над территорией СССР и осуждён на 10 лет. Вся ситуация сводится к тому, что именно Джиму Доновану приходится осуществить сложнейшую операцию по обмену шпионов. СССР выдаёт Пауэрса в обмен на Абеля. Но как это осуществить, если есть усложняющие ситуацию факторы.

И вообще, возможно ли такое…

Художественное оформление

В повествование включено множество зеркал, через которые показаны действующие лица, проводится параллель между жизнью и её стоимостью, это практически один серебряный доллар, который нужно потратить в нужный момент. Ведь на кону судьба двух сверхдержав, которые обладают смертоносными орудиями: информацией и ядерным оружием.

Тема отражений мне понравилась особенно. Она задаётся с первого плана, когда советский шпион Рудольф Иванович Абель пишет свой автопортрет. Камера показывает крупный план лица Абеля, потом плавно отъезжает назад, как раз и давая понять, что это, во-первых, взгляд Абеля на себя, и, во-вторых, лаконичное описание его занятий в свободное время, в-третьих, это возможность оценить его натуру, что он “художник” как тот, кто любит рисовать, но и тот, кто умеет добывать информацию так, что никто этого не поймёт, как все художники шифруют смысл в своих работах и это понятно только им, если они не посчитают нужным это расшифровать.

Когда на квартиру Абеля напали сотрудники ФБР, был создан интересный художественный момент: Абель был в ванной комнате, дверь открыли, и в зеркале на двери отразились агенты, а в дверном проёме стоял советский шпион. Отражение безмолвно договаривает о сфере деятельности Рудольфа Абеля – он шпион, агент, находится на тайной службе. Причём сам он ни разу за фильм не говорит, что является шпионом.

Также ещё есть сцена с судьёй Брайером. Джим Донован пришёл к нему в дом, чтобы убедить его не выносить смертный приговор Рудольфу Абелю, подойти к рассмотрению дела с гуманной точки зрения. Судья в этот момент пытался завязать галстук-бабочку, собираясь на благотворительный вечер. Он переходил от зеркала к зеркалу, словно перед каждым новым зеркалом у него будет получаться лучше. Мне кажется, что зеркала тут были нужны для отображения многоликости человека. То, как он видит себя сам, как его видят со стороны, как он видит себя через общественное мнение (похоже это воспроизведено через сводки новостей в газетах – когда в газетных статьях сообщили о решении американского адвоката защищать в суде советского шпиона).

Итогом этой игры в отражения является подарок Абеля своему американскому адвокату. Он подарил ему портрет маслом, нарисованный в тюрьме. Джим Донован изображён на портрете с задумчивым взглядом, устремлённым куда-то вдаль, он выглядит напряжённо, его озадачила моральная дилемма – рисковать жизнью членов своей семьи или поступить по совести и защитить того, кто имеет право на защиту. И потом – получается, Абель выразил Доновану глубокое уважение. Он сам себя считал хорошим человеком, на портрете тоже получился хороший человек.

Донован удивляется спокойствию Абеля и в момент заключения, и в момент рассказа о том, что ему пришлось пережить, и в момент передачи советским властям. "Вы не волнуетесь?" - "А это поможет?", - каждый раз отвечает Абель
Донован удивляется спокойствию Абеля и в момент заключения, и в момент рассказа о том, что ему пришлось пережить, и в момент передачи советским властям. "Вы не волнуетесь?" - "А это поможет?", - каждый раз отвечает Абель

Впечатления от фильма

На фоне страшного исторического (хотя вернее будет сказать, одного из страшных) периода с акцентом на факты – строительство Стены в Берлине, факты шпионажа, суды над шпионами – авторы фильма – режиссёр и сценаристы – делают уклон в сторону именно человека. Фильм говорит о предрассудках времени, он показывает образ нетерпимых граждан-антикоммунистов и безнадёжно злого правительства США, но и то, что американцы очень верили в Конституцию и американскую систему уголовного правосудия (на примере действий адвоката Джима Донована).

Образ адвоката Донована воплощает лучшее в 1950-х годах, в период пика холодной войны с Советским Союзом. Он верит в справедливость, он считает необходимым полагаться на свои принципы, они, по его мнению, являются ещё одним важным оружием в борьбе.

В его искреннем рвении защитить Рудольфа Абеля прослеживается всё вышесказанное, он желает предоставить своему клиенту наилучшую защиту, какую только мог, чтобы доказать, что американская правовая система справедлива ко всем, даже к своим врагам. И он ни разу не усомнился в своём мнении, на протяжении всего фильма, даже когда на него негативно реагировало общество, он проигрывал в суде по защите советского шпиона, его коллега восстал против него. В фильме есть сцена, когда адвокат утверждает, что заключение под стражу Рудольфа Абеля нарушает Конституцию. Сотрудники ФБР обыскали его гостиничный номер без ордера и содержали его на военных базах, принуждая к сотрудничеству с США. То есть в этом выражается решимость адвоката действовать максимально справедливо даже в отношении гражданина другого государства, потому что, как уже было сказано в этом тексте, на защиту имеет право каждый человек.

Глинникский мост (Glienicke Bridge), место обмена американского лётчика Гэри Пауэрса на советского шпиона Рудольфа Абеля
Глинникский мост (Glienicke Bridge), место обмена американского лётчика Гэри Пауэрса на советского шпиона Рудольфа Абеля