Как я уже говорил, Чебоксары - город промышленный. Нашлось в нем место и тракторному заводу. Даже двум - один старый, советский, под названием "Чебоксарский завод промышленных тракторов", другой современный - "Русич". И вполне логично было бы в таком городе создать и музей трактора. Видимо, эта светлая мысль пришла в голову не только мне, поэтому по инициативе Концерна "Тракторные заводы" и при всемерной поддержке ГК "Ростех" и Союза машиностроителей России такой музей и был создан. Кстати, по меркам Вселенной не так уж и давно - официальное открытие состоялось 29 октября 2011 года. Как написано на сайте музея, он довольно уникальный:
Музей истории трактора, расположенный в городе Чебоксары, является единственным в России научно-техническим и просветительским центром, нацеленным на изучение эволюции мирового тракторостроения и прошедшем государственную регистрацию.
Разумеется, мы мимо такого музея пройти не могли, ибо любим всяческую технику.
Кроме различных тракторов в экспозиции имеется куча текстов, посвященных истории тракторостроения, фоток, а также моделей масштаба 1:43. Вот с моделек и начнем.
Вот примерно так выглядели первые трактора в мире.
Они были паровыми и некоторые весьма напоминали дорожные катки.
А вот первый российский трактор. Он же первый в мире трактор на гусеничном ходу.
Тоже паровой, разумеется. Изобрел его русский механик-самоучка Федор Абрамович Блинов, в 1879 году получивший патент на "особаго устройства вагонъ съ безконечными рельсами, для перевозки грузовъ по шоссейнымъ и проселочнымъ дорогамъ".
В 1897 году немецкий изобретатель Рудольф Дизель создал главный двигатель XX века - ДВС имени себя любимого. После этого трактора смогли избавиться от громоздкой паровой машины.
Кто хочет погонять на Порше?
Да, в прошлом веке у Порше было подразделение, занимавшееся производством небольших тракторов. На фото один из них - Porsche-Diesel P133.
С-65 "Сталинец"
Первый советский дизельный трактор, производившийся на Челябинском тракторном заводе с 1937 по 1941 год.
СХТЗ-НАТИ
Первый серийный трактор, полностью разработанный отечественными конструкторами. В 1938 году на Всемирной промышленной выставке в Париже он получил Большую Золотую медаль и диплом Гран-при. Выпускался на нескольких советских заводах с 1937 по 1952 год.
МТЗ-5 «Беларусь»
Универсальный трактор средней мощности, выпускавшийся с 1956 по 1972 год на паре советских заводов.
ДЭТ-250
Расшифровывается как Дизель-Электрический Трактор тягового класса 250 кН. Первый в СССР трактор с электрической трансмиссией. В основном предназначался для работы бульдозером, но на него можно было также навесить и много другого оборудования. Выпускался на Челябинском тракторном заводе с 1957 по 2015 год.
Т-25
Небольшой колесный трактор, выпускавшийся в различных модификациях и на различных заводах с 1966 года и аж по 2019 год.
Т-40АМ
Полноприводный колесный трактор, выпускавшийся на Липецком тракторном заводе с 1961 по 1995 год. Благодаря высокой надежности конструкции и узлов эти трактора трудятся и по сей день.
Т-125
Советский универсальный колесный трактор, выпускавшийся Харьковским тракторным заводом с 1962 по 1969 год.
К-700 "Кировец"
Еще один трактор общего назначения повышенной проходимости, но более мощный, чем предыдущий. Производился на Кировском заводе в Ленинграде/Питере с 1962 по 2002 год.
Т-500
Советский промышленный трактор, производившийся Чебоксарским тракторным заводом с 1985 по 2000 год.
Четра Т-25
Ну а это уже современный тяжелый бульдозер, который производит Чебоксарский тракторный завод с 2012 года.
Это, конечно, далеко не все модели, представленные в музее, но остальные выполнены менее качественно и симпатично, так что их мы пропустим.
Продолжение следует...