Часть 1
Часть 2
Семнадцатилетняя невеста, которая за два дня до свадьбы справила именины, сидела за столом и тряслась от волнения. Гриша тоже волновался, оттого запрокидывал стакан за стаканом.
Несколько раз Полина порывалась встать и прекратить это все. Эту свадьбу, эти поздравления, эти пожелания и шуточки. Ей хотелось плакать и стонать от той глупости, которую она сотворила. Ну бросила Сережу, так зачем надо было за Гришку идти? Ему больно сделать хотела? Но ей-то ведь теперь куда больнее...
Отец будто прочитал ее мысли, он глянул на нее и покачал головой. Полина поняла - назад пути нет. Она сама прислала письмо с согласием, сама поставила свою подпись в документе. Всё.. Она всё сделала сама...
1941 год
Четыре с половиной года прошло с тех пор.
Сергей, узнав о том, что его любимая вышла замуж, остался на лесопилке еще на год. Приехав в родное село, он начал строить дом. Девчата вились вокруг него, но он предпочитал жизнь отшельника. Не хотел он ни с кем делить свою жизнь, только Полина ему нужна была. Но та зазывно улыбалась своему мужу, носила ему на работу обеды и ворковала с ним, будто бы назло Сергею. Гриша ходил гоголем, однажды он заявил Сергею, что тот упустил самую прекрасную девушку на свете, теперь ему остается локти кусать. Сергей еле сдержал себя чтобы не надавать ему тумаков. Ничего бы хорошего из этого не вышло.
Но после трех лет брака Поля перестала играть роль любящей жены. Ее саму уже с души воротило от этого спектакля. Втайне от Гриши пила она травки чтобы не понести ребенка, Танька узнала для нее рецепт от той же Ульяны. А еще Полину спасало то, что несмотря на замужество, он продолжала учиться в городе. Так что их брак был в основном на бумаге. Лишь на каникулах, сцепив зубы и растянув губы в фальшивой улыбке, она ложилась к мужу в постель.
А когда училище закончила, Полина вернулась в село молодым специалистом, медсестрой. Ни отец ни муж не позволили поступить в институт, как это сделала Татьяна. И тогда будто бы обидевшись, она стала открыто проявлять холод к мужу. В конце концов и Гриша понял, что из их брака ничего путного не выходит. И он завел интрижку на стороне. Однажды Полина их застала - она пришла на ферму чтобы отдать часть зеленки и бинтов, полученных в городе, и увидела своего мужа с молодой дояркой. Облокотившись о стенку, она не закатила истерику или скандал. В этот раз она даже была рада таким обстоятельствам.
-Гриш, давай разведемся. Ну что мы друг друга мучаем...
-Поля, я.. Ты прости меня.. - он натягивал штаны. - Я сам не знаю почему..
- Знаешь. И ты и я знаем почему это случилось. Гриша, давай лучше разведемся и останемся друзьями, пока мы не начали друг друга ненавидеть.
Он молча кивнул. Еще утром он думал о том, что ошибся и Полина не смогла его полюбить. А от ее холодности и сдержанности он и сам остыл к своей супруге.
Родители устроили скандал, ругали и Гришу и Полину, но супруги стояли на своем. В конце концов Афанасий плюнул, махнул рукой и произнес:
-Делайте что хотите.
В марте их развели, а уже в апреле Гриша женился на той самой доярке Оксане, потому что она забеременела от него. Родители Григория вздыхали и говорили, что так даже к лучшему. За те несколько лет брака у них так и не родился ни один внук. А Оксанка еще до свадьбы понесла.
-Отец, в институт пойду. - Заявила Полина.
-Чегой-то? Чем тебе в медсестрах плохо?
-А я может врачом стать хочу. Да как ты не понимаешь, тошно мне здесь, тошно! Вроде с Гришкой хорошо расстались, но друзьями стать не выходит. Да и Оксанка настороженно на меня смотрит, все еще ревнует. А Сергей...Видеть его еще больнее. И простить не могу, да и он меня за мое глупое замужество вряд ли простит. Отец, позволь уехать.
- Поезжай, может это и к лучшему.- Подумав, ответил он.
Полина стала усердно готовиться к поступлению, и вдруг в июне по радио приходит страшная весть...
-Дочка, останься, а ну как отца заберут.. - плакала мать.
-Да кто же его заберет? Возрастом не вышел, полтинник на носу. Да и председатель он, на кого село оставить? А теперь уж точно поеду на врача учиться, это в наше время важной профессией будет.
Мужиков из Ивановки стали забирать в августе. Полина уже уехала в город и жила в комнате с Татьяной, оттого не знала она что Сергей уехал один из первых, по доброй воле.
А Гришу забрали в августе.
Сдав сессию, Полина пробиралась сугробами к родному дому и сердце ее щемило от боли и тоски. Парней молодых в селе не осталось, вообще стояла тягостная тишина. Пройдя мимо дома Сергея, она не выдержала и зашла во двор. Новый сруб радовал глаз, слезы потекли сами собой. Если бы не его ошибка и не ее глупое упрямство, она была бы счастлива с ним здесь. И ребенок у них наверняка бы уже родился, может быть даже не один... Прижавшись лбом к бревну, от которого исходил тонкий запах дерева, Полина прошептала:
-Вернуть бы все назад... Если вернется он, приду, скажу как я его люблю. Мы простим друг друга и начнем новую жизнь.
Теперь она молилась только лишь о том, чтобы он вернулся.
Подойдя к своему дому, она вдруг услышала крик своей бывшей свекрови, которая жила по соседству. Она ринулась к калитке и, распахнув ее, бросилась к женщине , лежавшей без чувств на земле.
-Тамара Ивановна,Тамара Ивановна. Что с вами, вы меня слышите?
Женщина пошевелилась, потом встала и, обливаясь слезами, покачиваясь, пошла к дому.
Только сейчас Полина увидела желтый листок на снегу. Его чуть не унесло ветром, она успела его подхватить. Листков оказалось два, они были приклеены друг к другу в уголке. Извещения...
Прочитав их, Полина сама едва смогла добраться до крыльца, сев, она зажала рот рукой чтобы не закричать. Это были похоронки на Гришу и Оксану.
Зачерпнув пригоршню снега, Полина обтерла им лицо, пытаясь прийти в себя. Взяв извещения, она вошла в дом, где когда-то хозяйничала. Подойдя к бадье, она зачерпнула воды в ковш и дала бывшей свекрови, которая сидела на стуле и раскачивалась. Затем вышла в сени, протянула руку за занавеску и с полки достала бутыль, налив себе в граненный стакан мутную жидкость, она выпила ее залпом, не чувствуя ни крепости, ни вкуса.
- Почему и Оксана была там? - наконец тихо спросила она Тамару Ивановну.
- Она очень Гришку любила. Девочку она родила, но будто помешалась. На уме только Гришка, Гришка... Ни дня ни ночи не было покоя. Врач сказала, что у некоторых после родов так бывает. У Оксанки даже молока не было, пропало через неделю. Дитенку месяца еще не исполнилось, как собралась она на фронт. Уж как я отговаривала, как ругала ее, ни в какую. Говорит, не может здесь быть пока Гриша в опасности. Что без него ей никто не нужен, а коли суждено умереть, так вместе с ним, в один день. Я-то думала что бредит девка, но нет, сбёгла она. И вот смотри, два месяца прошло и что? Похоронка на обоих.. Как мне жить теперь, а? Как дите без матери расти будет?
-Тамара Ивановна, вы еще молодая женщина, вам всего 48 лет, вы в силах воспитать ребенка. Вы с мужем справитесь, я уверена...Ради ребенка нужно взять себя в руки, кроме вас у него больше никого нет... Вы хотите чтобы его Зойка воспитывала, мать Оксаны?
-Зойка? - тут же оживилась Тамара Ивановна. - Да не в жизнь! Да кто же ей дитя доверит-то? Она же, зараза, ни разу здесь не появилась с тех пор как у нее внучка родилась. Ей нет до нее никакого дела. Не зря же Оксанка с шестнадцати лет одна жила!
Зоя, мать Оксаны, была гулящей бабой, которая не прочь пригубить стакан-другой самогонки. Ее дети росли сами по себе, как сорняк в поле. И вряд ли она обрадуется лишнему рту.
Обе женщины посидели еще, Тамара Ивановна немного успокоилась, бывший свекор пришел, он был мрачнее тучи, узнав о похоронках. Сидел за бутылкой, глядя в одну точку.
На всякий случай Полина попросила почтальонку чтобы та передала в соседнее село дочери Тамары Ивановны и Леонида Петровича о том, что случилось с ее братом и невесткой. Мария прибыла на следующий день и пообещала Полине, что побудет с родителями несколько дней. У Марии самой было четверо детей и она ждала пятого. Ее муж был учителем, у которого была бронь...
На сердце было тяжело, но Полина знала, что ее бывшие свекры не одни, что младенец под присмотром будет. Каждый день она заглядывала к ним, чтобы проведать, а спустя несколько дней вернулась в город. Она плакала по Грише, как не крути, но он был ее мужем.. И он ни разу не обидел ее, наоборот, сама Полина была к нему несправедлива. И вот когда он нашел свое счастье, выяснилось, что оно было недолгим. Вместе с той, которая его любила, он ушел в один день.
Полина стала еще усерднее молиться за Сергея. Она вспоминала молитвы, которые разучивала с матерью и отцом, когда была еще маленькой и пока не стали сносить храмы. Она не помнила их наизусть дословно, потому молилась от всего сердца.
Чтобы не сойти с ума от ожидания и тоски, она училась. И писала письма в стол, потому что даже не знала где сейчас Сергей и в какой части он служит.
В 1944 году ей пришла весть от родителей, они писали, что ее бывший свекор Леонид Петрович скончался. Полина приехала домой, а спустя несколько дней поняла - ей придется здесь остаться. Здесь она теперь нужнее...
Продолжение
16