Найти тему

Комментарий к обзору BadComedian на «Вратарь Галактики» (2020)

Оглавление

Комментарий к обзору «BadComedian» по тезисам художественной, сюжетной и смысловой составляющей фильма «Вратарь Галактики».

«Вратарь Галактики» – это один из редких действительно полезных фильмов, который прорабатывает многие социальные проблемы, задавая зрителю полезные модели поведения. Как конкретно это сделано мною описано в десятке статей по каждой теме, а главное, что там раскрываются технологии пропаганды на примере конкретного фильма. Ссылки на них в заглавной статье:

Лучшая пропаганда в кино, что я видел – «Вратарь Галактики» (2020)
Владимир Шека: «За трезвость СМИ»15 февраля 2023

Встретить по-настоящему полезный фильм большая редкость, обычно в кино лишь имитируют полезную пропаганду, а это чуть ли не единственный фильм, который я могу рекомендовать к просмотру. Такое направление в кино пока еще редко и слабо, и нужно поддерживать и развивать его, но некоторые рецензии и обзоры вводят в заблуждение насчет содержания фильма. По-моему, в этом обзоре, как и в некоторых рецензиях, около 80% критики не соответствуют действительности, многое перекручено и преувеличено, а главная полезная пропаганда не замечена (о ней в статьях выше). Конечно, это все лишь мое мнение.

Теперь к комментариям тезисов из обзора:

1:01 «Но то что вышло на этот раз явно сделал не человек, это был какой-то сломанный репликант. И по-хорошему его надо найти и спросить, как он додумался до сюжета, который начинается так? [Вставка из фильма: Давным-давно великий Бело начал битву против бессердечного Черно.] BadComedian: – А как же битва хорошего добреша и плохого злодеуса? А то битва Бело и Черно, по-моему, слишком сложно.»

В том и прикол, фильм начинается с мемной фразы «Давным-давно», как «Звездные войны». Персонажей гротескно зовут Бело и Черно, и с такими же гротескными эпитетами «великий» и «бессердечный». Дети воспримут серьезно, а взрослые поугорают:

3:05 «Почему про это не рассказать сначала? Почему фильм непоследовательный?»

На протяжении всего хронометража нет переносов во времени в прошлое или флешбеков, нет даже перескоков в будущее вроде «год спустя». Всего из-за одной фразы «еще до катастрофы…» фильм объявляется непоследовательным?

Почему про это не рассказать сначала?» – сначала в рассказе идет экшен и введение суть, а потом детали.

2:20 «Навалено так много всего и сразу, будто это рассказ впечатлительного ребенка»

В начале идет закадровый голос, где действительно много навалено. Трудно запомнить все детали, если нет привычки смотреть внимательно. Но это необязательно, суть будет понятна по ходу произведения.

Насчет рассказа впечатлительного ребенка – в том и прикол, что это стеб над стилем повествования для детей. Например, гротескная фраза «бум-бум-бум». Что-то вроде такого:

А если точнее, то это не закадровый голос, а голосовое сообщение персонажа своему ребенку:

-2

5:50 «Раз «Танос» (Черно) его изобрел, как частица оказалась в теле землянина? Объяснять никто ничего не будет, ведь это детское кино»

Это объяснено. Черно при крушении корабля утерял протоген, который попал в тогда еще беременную мать главного героя: https://vk.com/video195454301_456243423

8:10 «На нем ведь нет ни отражений, ни желания работать»

При просмотре фильма графика «спутников» мне не мешала. Возможно, потому что «спутники» – это неземные технологии, и неизвестны свойства материала, из какого материала они сделаны. Но косяки по анимации есть, в паре сцен мимика Бело в инопланетном обличии отвлекала своей «графичностью», в остальном серьезных косяков мешающих просмотру незаметил.

Одержимый комментатор
Одержимый комментатор

8:45 «А почему он бьет тарелки об голову?»

Это один из основных посылов в фильмах – высмеивание эпатирования публики и спортивного фанатства, как пустой траты времени. Этому посвящено множество сцен, об этом есть отдельная статья:

Высмеивание фанатов в фильме «Вратарь Галактики» (2020)
Владимир Шека: «За трезвость СМИ»7 февраля 2023

Некоторые мемы из фильма
Некоторые мемы из фильма

9:38 «Тем не менее, авторы попытались вложить что-то близкое зрителю с помощью персонажа из Египта.

[вставка с египтянином, смотрящим матч и восхищенно произносящим «Наташа!», далее BadComedian говорит про «шутки за 300» и обращает внимание, что позже это показывают повторно]»

Не знаю, чем именно персонаж из Египта должен быть близок зрителю. Если речь про мемы в фильме, то этим персонажем дело не ограничилось. Кроме египтянина, был американец «веселый молочник» (отсылка на Джастаса Уолкера), была инопланетная раса «докторов зойдбергов» и амазонок, как из «Футурамы». Среди амазонок можно заметить «мемный» образ «девушки-качка» Юлии Винс, которая сама сыграла эту роль.

Был мем и про «приложить подорожник», подробнее в отдельной статье про приколы:

Приколы, мемы и отсылки в фильме «Вратарь Галактики» (2020)
Владимир Шека: «За трезвость СМИ»15 февраля 2023

-5

13:15 «Во вратаре к чему этот тайный заговор? Почему атлетам не бить сразу по волноеду при его появлении? Это ведь смертельная опасность»

Сразу у корабля Черно по «волноеду» не бьют, потому что при ударе он разряжается с мини-взрывом, а таких ударов нужно 5. Соответственно:

  1. Если от «волны» или самого «волноеда» погибнет Черно, то взорвется его заминированный корабль, что уничтожит планету.
  2. Если повредятся механизмы, удерживающие его в заточении, то он освободится.
  3. Черно владеет телекинезом, и может помешать.
Персонажи телепортируются от взрывной волны и защитное поле для зрителей
Персонажи телепортируются от взрывной волны и защитное поле для зрителей

Именно из-за опасности «волноедов» при ударе по ним постоянно говорят «волна», чтобы другие атлеты могли телепортироваться вне зоны действия ударной волны. По этой причине для зрителей на корабле-стадионе «Одуванчик» сделали защитное поле: https://vk.com/video195454301_456243424

К чему «тайный заговор»? С точки зрения сюжета, может быть, чтобы люди не паниковали. А может Бело что-то мутит, ведь он скрыл от атлетов, что создал Черно. И, возможно, скрыл даже то, что не хватило духу его убить, если фраза «я не смог его убить» относится уже ко времени после начала войны.

А с точки зрения пропаганды, то, возможно, это условие необходимо, чтобы поставить персонажей в нужные обстоятельства, через которые можно донести зрителю мысли. Но это неточно.

Люди на улицах заняты просмотром «космобола»
Люди на улицах заняты просмотром «космобола»

13:50 «Антон никак не может устроиться на работу, а тем, кто работает он портит свободные минуты отдыха своими нравоучениями. С таким уровнем лицемерия…»

Не знаю, откуда BadComedian взял информацию, что эти люди работают и у них лишь минуты отдыха.

Разряженный атлетами «волноед» и склад таких «волноедов» за 20 лет
Разряженный атлетами «волноед» и склад таких «волноедов» за 20 лет

Антон пришел на биржу труда, где, судя по всему, такие же безработные и только один работник, который, похоже, тоже весь день ничего не делает в виду отсутствия предложения на рынке труда.

-9

Судя по плакату на стене с надписью «1,2,7 зона – нет работы» проблема с работой у всех. Хотя в фильме Антон подчеркивает, что у него особые трудности найти работу. Учитывая общий уровень запущенности общества похоже, что люди смотрят «космобол» в рабочее время, о чем и говорит герой. Да и в самом фильме работающих людей почти не показано: никаких производств, фермерства и тому подобного.

-10

15:08 «Серьезно полиция ездит на обычных велосипедах? Вы могли хоть немного продумать будущее?»

Будущее продумано. По сюжету из-за разлома Луны человечество откатилось в развитии, транспорта почти нет, а имеющийся остался на уровне прошлого. «Электричество час в день, еды совсем нет» (с), проблемы с водой. Они используют кассетные магнитофоны, счеты и песочные часы. Кстати, метро у них также заброшено.

Песочные часы и счеты
Песочные часы и счеты
Уровень технологий – чинят «допотопную» технику
Уровень технологий – чинят «допотопную» технику
Заштопанная форма у полиции
Заштопанная форма у полиции

Художественный смысл велосипедов в придании комичности персонажам, чья задача забавлять.

18:01 «Разговор главного героя и героини:
– Чего ты вообще прикопалась ко мне?
– Честно? Ты мне нравишься
[вставка: Она же его почти не знала. Передайте, что она долбанная ш**ха]»

Она адекватный человек. Так как она не в любви признается, а прямо отвечая на вопрос искреннее говорит, что он ей нравится. Далее она расскажет, что никогда раньше так не делала, и что она все время забывает, что «обычным» людям эта искренность может показаться пугающей.

Видимо, некоторых людей эта искренность и напугала, так как я уже не первый раз вижу, как после просмотра этой сцены человек перекручивает.

-14

18:48 «Технически в фильме есть отговорка, почему героиня в него так быстро влюбилась. Но отговорка странная: «мы живем на высоких скоростях, нет времени притворяться».

Она не говорила, что она в него влюбилась. Она сказала, что он ей нравится. Признаться в любви и сообщить человеку, что он нравится – это разные вещи. И это было сказано не просто так, а в ответ на прямой вопрос, почему она «прикопалась».

Фраза героини «мы живем на высоких скоростях, нет времени притворяться» не имеет отношения к быстроте или медленности влюбления, и не является отговоркой. Она про то, чтобы искренне ответить человеку на вопрос, признавшись в симпатии, а не притворяться.

Один из посылов фильма в том, он учит искренности. Нормальные люди искренни, и говорят, как чувствуют. Но нездоровое общество, привыкшее к манипуляциям, считает искренность отклонением от нормы. Поэтому я вижу такие бессмысленные обвинения в сторону героини, типо ей надо было скрывать свою симпатию. Почему надо скрывать? Что надо было делать, если он ее спросил (соврать в ответ, проманипулировать или проигнорировать вопрос)? Все варианты, кроме искренности, не являются нравственным поведением.

Вот сцена, где Наташа говорит про искренность и про неготовность общества к ней (https://vk.com/video195454301_456243313):

«– Я сказала, что ты мне нравишься. Я сказала, как почувствовала. Обычным людям эта искренность…
– Угу, искренность…
– Да, искренность. Я все время забываю, что обычным людям эта искренность может показаться пугающей, но я не хотела тебя напугать.»

Фильм задает модели искреннего поведения. Есть даже статья про тему частности в фильме:

Пропаганда честности в фильме «Вратарь галактики» (2020)
Владимир Шека: «За трезвость СМИ»15 февраля 2023

Кстати, по теме отношений между полами в фильме тоже есть отдельная статья:

Проблемы с коммуникацией? Отношения между полами в фильме «Вратарь Галактики» (2020)
Владимир Шека: «За трезвость СМИ»15 февраля 2023

-15

18:08 «BadComedian: а на самом деле проблема в сценарии. Герою и девушки достаются просто так, причем на выбор, и мега-способности один он получает с ничего».

Способности до него получили 3 человека, и это следствие эволюции человечества. Посыл этого в том, что если ты «одарен» больше других, то направь свои силы на общее благо. У Антона отличие лишь в том, что ему попал «протоген», который развивает способности еще больше.

18:18 «Ему предлагают желаемую всеми профессию, и даже обещают вылечить мать, если Антон согласится играть»

«ему предлагают желаемую всеми профессию» – через это показывается пример зрителю, ведь Антон все делает не ради денег или славы. Раз он считает просмотр космобола вредным, то и не участвует в нем. Он был готов принять участие только из-за болезни матери.

-16

20:10 «Создавать символ фильма, вроде «R2D2», на основе смайлика из телеграма Пашки Дурова, конечно, мило. Проблема в том, что моделька не вписывается ни в одну сцену. То, что нормально смотрится в чате, плохо выглядит на большом экране. Это существо, в отличие от Таноса, выглядит инородным, тем самым еще больше разрушает веру в и так уже хромое происходящее на экране»

До просмотра обзора BadComedian не замечал проблем с моделькой, просмотру фильма это не мешало.

Сомневаюсь, что там была отсылка именно к смайлику из телеграма. Форма сердечка – это символичный внешний вид, отражающий функцию «спутников». Через них воспитывают в зрителе человечность, об этом есть в специальной статье про «спутники»:

Персонажи, несущие функцию пропаганды в фильме «Вратарь Галактики» (2020)
Владимир Шека: «За трезвость СМИ»15 февраля 2023

-17

24:29 «Вставка: давайте делать паузы в словах. BadComedian: ведь я них** не понимаю, запятые точки, сука н**, поставь, поставь я умоляю»

Я с первого раза понял, что говорится. Думаю, 99% зрителей тоже.

Такой речью удачно показали волнение. Говоря это, по сюжету персонаж волнуется, поэтому говорит быстрее, чем обычно. Так обычно и происходит в реале. Думаю, этот прием использован, чтобы зритель больше ассоциировал себя с персонажами, ведь фильм задает модели поведения, которые зритель будет воспроизводить в узнаваемых ситуациях.

24:57 «И вместо ответа на флирт герой уходит от девушки, которая вроде как ему нравилась, в канализацию к Мистик»

Да, он никак не прореагировал на ее флирт, запомним это, это еще пригодится.

Он считает, что атлеты его обманывают, и не вылечат мать, поэтому и говорил Наташе с сарказмом «ага, искренность» и «меня учили не верить людям».

-18

25:18 «Но приходит герой к Геморе не для секса, а чтобы пожаловаться. Кадр из фильма: «Они сказали, что вылечат мою маму, но обманули»

Он приходит не «чтобы пожаловаться». Если смотреть сцену сначала, то видно, что он пришел узнать, чем она лечит своего отца: «Ань, я хотел спросить, а чем ты лечишь своего отца?».

Да и странно видеть целью его визита «пожаловаться», если она сама завела разговор про атлетов, и только тогда он сказал, что они его обманывают (как ему кажется).

25:35 «И лишь на третий пересмотр фильма, я заметил сцену, которая шла до сцены с лечение матери. В которой герои, находясь на расстоянии в половину космобольного поля, слышат, что говорят в другой комнате про его мать шепотом: «его маму нельзя спасти»»

Я это заметил при первом просмотре. Странно в обзоре на фильм говорить, что ты не заметил то, что хорошо слышно.

-19

Музыка и драматичный наезд камеры на ошарашенное лицо персонажа намекают, что они сказали что-то важное. Если не расслышал, то при просмотре не в кинотеатре можно перемотать.

Кстати, это не космобольное поле, а куда меньшая тренировочная комната. И не шепотом, а в полголоса. До этого они тоже большом расстоянии общались, не повышая голос, видимо, там хорошая акустика.

25:58 «Поэтому он не верит своей матери и вновь ненавидит космобол»

Он не верит матери не поэтому, а потому что она до этого уже один раз его обманула, сказав, что лекарство есть, когда оно уже кончилось. Раз один раз обманула, чтобы он не переживал, то может и второй.

«и вновь ненавидит космобол» – он не переставал ненавидеть космобол, он согласился только потому, что они обещали спасти мать.

-20

26:50 «И как в большинстве семей, измена рано или поздно обнаруживается. [Вставка: «му**звон найден»].

Измены не может быть в случае, если между людьми нет отношений. BadComedian сам говорил, что Антон не реагировал на флирт. Она лишь сказала, что он ей нравится, но он на это ничего не ответил.

Антон Наташе ничего не обещал, ничего не говорил, не делал никаких намеков ни на что. А к Валае он пришел узнать, чем она лечит отца. Не вижу оснований называть его «му**звоном».

27:09 «Если перед нами любовный треугольник, то почему один из углов никак не реагирует на измену? [Вставка BadComedian типо корректирует сценарий фильма: «Героиня реагирует на измену, ух ты, у меня получилось!»]»

Во-первых, потому что измены не было. Во-вторых, реакция на ситуацию была:

Также реакцию можно увидеть по «спутнику» Наташи
Также реакцию можно увидеть по «спутнику» Наташи

Кстати, после этого случая в последующих сценах у нее был более холодный тон голоса при общении с Антоном.

Возможно, BadComedian имел в виду, что Наташа не закатила истерику, не устроила скандал, и т.п. Но это нездоровая реакция, поэтому ее не было. Была правильная реакция здорового человека, без припадков, как и свойственно разумным людям.

Представление нового игрока
Представление нового игрока

30:01 «Стадион безумно рад новому игроку. Оказывается, все это время земляне играли втроем против четверых, и никто не заподозрил подставу»

Неясно, что имеется в виду под подставой. Если это о нехватке игрока у землян, то все об этом знали:

  • На 7-й минуте комментатор «космобола» говорит: «Наши играют в меньшинстве, потому что за все эти годы мы так и не нашли на Земле четвертого атлета».
  • На 17-й минуте комментатор говорит, что они играют «в меньшинстве втроем».
  • На 18-й минуте: «Я хочу обратиться к тебе, житель Земли, возможно, именно ты станешь так необходимым нашей команде четвертым атлетом. Главное – поверить в себя».

Если имеется в виду не подстава, а постановка, то недостаток игрока не связан с тем, чтобы заподозрить постановочность игры. Земляне в финал 20 лет не выходили.

-23

30:34 [фрагмент из фильма: Антон отказывается играть и говорит команде: «вы меня обманываете».] Антону показывают и говорят, что мать лечат. Показывают и говорят ему то же самое, что показывали и говорили 15-ть минут назад. Я спросил режиссера «Вратаря галактики» про эту идиотию с забывчивостью персонажей, и режиссер мне ответил, что он не снимал «Вратаря галактики»»

Ему показывают не то же самое. Если посмотреть сцену целиком, то там говорят, что на этот раз его мать активней, чем обычно. По ее активности Антон понял, что лечение от атлетов действительно работает.

Все нюансы трудно уловить при первом и даже втором просмотре, но насладиться фильмом можно и с клиповым мышлением при невнимательном просмотре, на что рассчитаны большинство других фильмов. Отличие «Вратаря галактики» в том, что не указывают пальцем над чем смеяться или жирно не подчеркивают некоторые нюансы, поэтому приходится самому запоминать и анализировать. Но это необязательно, по сути фильм смотрится и так.

-24

31:26 Перескажу своими словами долгий фрагмент: BadComedian утверждает, что нестыковка – зачем скрывать борьбу с «волноедами» и делать из этого шоу, чтобы атлетов поддерживал народ, разве народ не будет поддерживать, если узнает, что идет борьба за их жизнь?

В фильме не раскрыто, почему народу не сообщили об опасности, но говорится, что человек беспомощен перед «волноедом», возможно, каждый «матч-сражение» будет вызывать у народа панику, ведь это смертельная опасность всей планете.

Если так, то из этого возникают другие вопросы к логике. В этом фильме, как и в любом другом, есть вопросы к логике. Но эта тема лишь формальна, на ней внимание не акцентируют, поэтому просмотру это не мешает. Например, в фильме нет ни одной сцены, где бы поддержка народа на что-то влияла. Думаю, это сделали, чтобы поставить персонажей в нужные условия для интересности или донесения мыслей зрителю.

«Космобол»

-25

7:00 «Именно космобол является одной из проблем фильма, ведь визуально непонятно, что происходит. Понять, кто побеждает невозможно абсолютно, хаотичные телепортации не позволяют болеть за кого-то, и вообще уследить за процессом борьбы»

Это не является проблемой, ведь, как соревновательная игра, «космобол» в фильме не имеет художественного значения. «Космобол» лишь фон для событий, не завязанных на процессе спортивной борьбы.

Через 3 минуты BadComedian скажет: 11:14 «Оказывается, никакого противостояния команд нет, они заодно, а футбол – это постановка».

Поэтому и неважно, что происходит на поле в игровом плане, смысл происходящего в другом.

До того, как зритель узнает, что команды заодно, «космобол» показывают менее 3-х минут хронометража. Почти все это время фокус внимания направлен на события, происходящие на фоне игры, а не на саму игру. Фактической спортивной составляющей в фильме нет, она не задумывалась, это лишь обстоятельства для событий.

Вот все фрагменты, где показывается непосредственно сама игра: https://vk.com/video195454301_456243425

-26

33:13 «И стоит сказать важное. Мегаэкшен сцены и рубля не стоят, если ты не сопереживаешь происходящему. Что было в первоисточниках: мы четко видели противоборствующие стороны, мы ориентировались в пространстве, и знали, когда команда выигрывает, а когда проигрывает. Мы болели за героев, но, а что тут?
[фрагмент из фильма, где идет не борьба между командами, а всеми вместе героями против «волноеда»]»

Это как раз неважное, так как:

  • Во-первых, в качестве иллюстрации BadComedian приводит фрагмент, где зритель уже знает, что команды за одно и все воюют против «волноеда». Поэтому мы понимаем, что происходит.
  • Во-вторых, до раскрытия зрителю информации, что команды за одно, «мегаэкшен сцены» именно в контексте противостояния команд занимают от силы секунд 40. Это не смысловые сцены, и их можно отнести в категорию для «развлечения глаз». Остальные сцены доносят что-то другое, и их не более 3-х минут.

Поясню: если вырезать показ комментатора, зрителей и т.п., что не относится непосредственно к показу процесса игры, то суммарно 3 минуты чистого времени показывали состязание на поле до того, как зритель узнал, что команды за одно. Но даже эти 3 минуты что-то раскрывают, например, что такое «спутник» (на это BadComedian обращал внимание). В фильме не было такого, что внимание зрителя должно быть приковано именно к спортивному противостоянию команд.

-27

36:13 «Стоит сказать, что графическое исполнение без шуток на голливудском уровне. А вот концептуальное на уровне Фонда кино. Авторы будто изначально разрабатывали маленького зверька, которого срочно пришлось увеличить в редакторе, наплевав на детали и пропорции. И это выглядит тупо…»

В том и прикол персонажа, что он милый и с пропорциями детеныша зверька, но при этом гигантский. В фильме говорится: «Да ты же еще совсем малыш», кстати, его и зовут «Малыш». Очевидно, такой концепт и задумывался. И выглядит это круто.

-28

К тому же, странно критиковать за пропорции искусственно выращенное инопланетное существо, которое не жило в условиях земной гравитации, а сразу вылупилось гигантским из кокона и полетело телепортироваться.

36:59 «На защиту Земли бросаются атлеты, а вот Антон никому не нужен, ведь выяснилось, что именно он отравил стадион. [Фрагмент из фильма: ребенок бросает в Антона ветку и дразнит его «Сидушка, сидушка, сидушка»]. Вставка BadComedian: «травля, живите по травле».»

Пропаганда прессинга и травли не свойственна фильму. Антон не с атлетами, не потому, что он «никому не нужен», потому что у него поврежден «спутник» и он не может с ними связаться. Когда «спутник» восстановил функционал, то Антон поговорил с ними, назвал свой поступок глупостью и ошибкой, и его простили без какой-либо травли.

Атлеты не шли с ним на контакт не для того, чтобы отомстить за отравление стадиона, а потому что сомневались в его мотивах.

Судя по всему, никто, кроме атлетов, об отравлении Антоном стадиона не знает. Сцена с мальчиком, который кидает ветку в Антона и дразнится «Сидушка, сидушка, сидушка!», логически не связана с этим. Причина в том, что Антон в матче демонстративно уселся по среди поля, отказываясь играть, а трибуны скандировали «Сидушка! Сидушка!». Кстати, показанная модель поведения мальчика не учит зрителя хорошему.

«Травля, не живите по травле» – фильм как раз доносит, что «травля» в отношениях между людьми – это не созидательная модель поведения. О том, как фильм задает полезные для сдруживания модели поведения есть специальная статья:

Фильм объедияющий людей? «Вратарь галактики» задает зрителю модели поведения
Владимир Шека: «За трезвость СМИ»15 февраля 2023

Корабли галактического совета
Корабли галактического совета

39:40 «На помощь землянам прибывают представители всех инопланетных рас. <…> [далее все представители погибают от создания Черно]. BadComedian спрашивает: И почему он Бело вместе с атлетами не убьет за секунду также, как и десятки кораблей до этого? Любая тупость оправдывается тем, что это детское кино…»

Потому, что Черно говорил: «Бело, создатель мой, я позволю тебе остаться в живых, лети за мой!». Он хотел, чтобы тот оценил его изобретения: «ты единственный, кто может по-настоящему оценить мои творения». https://vk.com/video195454301_456243426

Атлетов Черно не убил, думаю, потому что те могут телепортироваться ровно также, как и оружие Черно «Малыш». Поэтому он решил их отвлечь, и посылал с «Малыша» на Землю «воленоедов». И, похоже, лишь особенность Антона, которая по словам BadComedian «ни на что не влияет от слова совсем» позволила ему отбить все атаки, и по следу найти «Малыша».

-30

40:55 «[Антон помогает очнуться спутнику, который до этого спас ему жизнь]. BadComedian: Рекурсия воскрешений нужна не просто так, она нужна для того, чтобы робот пояснил Антону, кого же он на самом деле любит»

Рекурсия воскрешений нужна, чтобы показать «налаживание связи», о которой говорили в одной из предыдущих сцен: «спутник» скажет свое имя, когда почувствует заботу, и тогда же будет налажена связь. Антон научился проявлять заботу, поэтому смог вступить в связь со «спутником».

Позже с помощью такой же связи Антон смог поговорить с «Малышом», чтобы помочь ему освободиться от Черно. Также эта связь со «спутником» пригодилась Антону, чтобы найти Наташу. Таким образом фильм доносит, что нужно проявлять заботу, и подобные положительные качества – это помощник на пути улучшения мира.

В начале фильма Антон смотрит на «плакат»
В начале фильма Антон смотрит на «плакат»

41:00 «робот пояснил Антону, кого же он на самом деле любит. То есть он не принимает собственных решений даже в контексте любви – ему просто показали, кого любить. Что может быть тупее?»

Робот не пояснил Антону, кого он любит. Это можно понять по тому, что в фильме нет ни одной сцены с терзаниями Антона, кого любить. Не показано, что он выбирал между Наташей или Валаей. Этого не могло быть, потому что:

  • Он узнал, что Валая его пыталась убить
  • Он узнал, что она помогает Черно уничтожить вселенную
  • Он узнал, что она была причиной всех его неудач, и его фобия ящериц следствие ее проделок
  • Он узнал, что она не человек, а инопланетянин, похожий на ящерицу, на которых у Антона фобия
  • Он узнал, что атлеты его не обманывают, а действительно лечат мать
  • Есть сцены, показывающие, что Наташа ему нравилась еще до знакомства, и нет сцен, где бы он хотя бы думал о Валае.

Исходя из этого странно говорить о выборе, кого любить, в фильме этого нет.

По-моему, робот просто показал Антону, что ему важно в жизни. Возможно, на этом эмоциональном подъеме Антон преодолел стыд перед атлетами из-за «предательства» и полетел сражаться с «волноедами» без защитного костюма (его «спутник» поврежден) и без шлема, через который переговариваются атлеты.

Но действительно, трудно понять, что именно создатели фильма закладывали в некоторые сцены. Слишком много деталей нужно держать в голове, чтобы правильно интерпретировать. Думаю, это потому, что они постарались вложить в фильм максимум реальной, а не мнимой пользы. По сути, они первопроходцы, и в любом начинании всегда будут «детские болезни».

-32

41:29 «Антон летит на помощь атлетам, но атлеты этой помощью недовольны»

Не атлеты, а один Пеле, и не «недоволен помощью», а не сдержался и ударил Антона из-за того, что тот подставил под угрозу жизнь во вселенной. Похоже, на тот момент атлеты думали, что Антон предатель или сомневались в его мотивах, лишь несколькими сценами позже Антон смог связаться со всеми по «спутниковой» связи, и объяснить, что он не предатель и извинился за глупость.

Судя по всему, Пеле задумывался, как проблемный персонаж с проявлением негативных моделей поведения, чтобы сформировать зрителю рефлекс отторжения на подобное поведение. Возможно, удар сделан, чтобы реакцией Антона показать, что поведение Пеле неправильно. Но трудно понять, какой заложен смысл, так как многое в фильме не подается подчеркнуто, и нужно самому думать, учитывая предыдущие сцены. Об поведении Пеле было в статье про дружбу:

Фильм объедияющий людей? «Вратарь галактики» задает зрителю модели поведения
Владимир Шека: «За трезвость СМИ»15 февраля 2023

-33

41:53 «Сюжет прерывают ради внезапной любовной линии персонажа Ефремова»

Сюжет не прерывают, это стандартная технология, когда показывают 2-3 параллельных линии происходящего, которые пересекаются в общих точках сюжета.

Любовная линия не внезапная, до этого была сцена, где персонаж Ефремова дожидался дома «преступника» Антона, и общался с его матерью. Именно с персонажем Ефремова общалась мать Антона, когда ему на стадионе показывали, что его мать активная и лечение действует.

-34

42:21 «А если серьезно, то я вообще не понимаю, к чему его сюжетная линия»

Как и в любом фильме, сюжетные линии используются для пропаганды. Той же пропаганды, что проводят через линию Антона и Наташи. Об отношениях между полами в фильме есть отдельная статья:

Проблемы с коммуникацией? Отношения между полами в фильме «Вратарь Галактики» (2020)
Владимир Шека: «За трезвость СМИ»15 февраля 2023

Одну и ту же модель поведения для закрепления показали дважды, с теми же словами «вы мне нравитесь, нет времени притворяться». Сначала Наташа искренне сказала Антону, что он ей нравится, потом после некоторого времени общения тоже самое сделала мать Антона по отношению к персонажу Ефремова.

-35

С художественной точки зрения персонаж привносит комичности в фильм, а фраза «а сейчас я буду вас спасать» вообще эпична.

42:48 «Антон врывается в битву с шарами, и но сразу же фейлит, получая удар в грудину. И по логике он должен погибнуть, но он, наоборот, становится сильнее»

Он не должен был погибнуть по логике, так как от других атлетов его отличает то, что в нем «протоген», созданный Черно. Бело говорил: «Он обладает невероятной силой, неизвестной мне природы. Его телепортация ничего общего не имеет с тем, что мы наблюдаем у всех, рожденных атлетами. Это нечто иное, чем новый виток эволюции…».

Черно изобрел «волноедов», которые поглощают и присваивают энергию. Потом создал протоген (ген телепортации), который случайно оказался в теле Антона. А потом из генов Антона создал «Малыша», который умеет абсорбировать (поглощать) урон. Поэтому нестранно, что Антон может абсорбировать урон, как «Малыш», или присваивать энергию, как «волноеды».

Кстати, он фейлит не просто так, а потому что из-за отсутствия «спутника» и связи он не слышал о новых «сдвоенных волноедах».

Антон «зарядился» от «волноеда» и восстановил поврежденного «спутника»
Антон «зарядился» от «волноеда» и восстановил поврежденного «спутника»

«После попадания волноеда, теперь Антон умеет пожирать волноедов. Я бы на его месте и по воде бы попытался пройтись. Вдруг и эта возможность внезапно появилась.»

Возможность появилась не внезапно, а в следствие получения урона от «волноеда». Антона это как бы зарядило. До этого была сцена, когда Антон попал под волну «волноеда», и была показана похожая зарядка. Кстати, за счет энергии «волноеда» Антон восстановил поврежденную руку «спутника»: https://vk.com/video195454301_456243427

Еще можно вспомнить, что изначально ген телепортации у Антона заработал только при смертельной опасности, возможно, развитие способностей также зависит от подобных экстремальных ситуаций.

За «Малышом», испускающим «волноедов», летит «Одуванчик»
За «Малышом», испускающим «волноедов», летит «Одуванчик»

43:22 «Наташа тем временем телепортирует Бело к Таносу [Черно]. Как она представила место телепортации? Как она узнала, куда телепортировать?»

Наташа и Бело на корабле «Одуванчик» преследуют корабль Черно «Малыш», место телепортации находится прямо перед ними: https://vk.com/video195454301_456243431

Тут можно поговорить, как она узнала, куда именно внутри «Малыша» телепортироваться, но возможно Бело, хорошо зная технологии Черно, об этом рассказал за кадром.

43:58 «Начинается битва Бело с Черно, отечественных авторов и желание везде пихать слоу-мо, а также Мистик с Наташей.

Первый фрагмент со слоу-мо – это отсылка на «Матрицу»:

Отсылка на «Матрицу»
Отсылка на «Матрицу»

Второй фрагмент – это слоу-мо, чтобы зритель успел разобрать, что происходит. Смысл кадра в приколе, что по голове Черно хотели ударить супергеройской силой также, как по «волноеду»:

Удар по «тыкве»
Удар по «тыкве»

44:04 «И эта сцена примечательна тем, что Наташу парализуют, Мистик берет образ Наташи, и изображая из себя парализованную, незаметно подкрадывается к Бело»

Битва Бело с Черно и «Мистик» с Наташей проходят в разных частях помещения, а не под носом у Бело. В пылу сражения Бело мог не видеть, что Наташу парализовали.

Антон отбивает «волноедов»
Антон отбивает «волноедов»

44:24 «Антон тоже каким-то образом узнает, куда нужно телепортироваться»

Антон на Земле отбивал «волноедов», испускаемых «Малышом». По их следу вышел к «Малышу» Черно. А «спутник» подсказал, что Наташа находится в опасности, для чего показывали сцены с налаживанием связи со спутником: https://vk.com/video195454301_456243437

Вступительная заставка
Вступительная заставка

44:28 «А че вы вначале избивали сам корабль, а не телепортировались внутрь, и не избили злодея? [Вставка: это детское кино, это детское кино, это детское кино…] »

Не факт, что корабль действительно избивали, так как это был рассказ персонажа маленькому ребенку. Вспоминаем про утрировано детскую подачу с «бум-бум-бум».

В конце фильма они телепортировались внутрь «Малыша», и попали в ловушку, где их суперспособности не работают: https://vk.com/video195454301_456243626

А если сцену телепортации Наташи и Бело к Черно смотреть с начала, то Бело говорит «нельзя телепортироваться вне зоны видимости», возможно, это тоже имеет значение. Учитывая, что в фильме еще есть инфа, что Бело не смог решиться убить Черно. Но неясно, когда это было: 1) после побега Черно; 2) после объявления ему войны; 3) после его заточения в Земле.

-42

44:22 «Да это же не пистолет, это ее рука. Она же может трансформировать свою руку в любую секунду, почему она этого сейчас не делает? Что с ней не так?»

С ней не так то, что она любит Антона и не хочет его смерти. Об этом говорят сцены:

  • 5:55 В начале фильма она получила от Черно приказ убить Антона, по мимике, движениям и поведению было понятно, что ей это не нравится
  • 30:57 В первой половине фильма она Антона не убила, а пожалела, достав лишь клок волос
  • На 1:14:41 она говорит «ради тебя я впервые пошла против своего отца», да и вся сцена явно говорит, что он ей нравится
  • На 1:20:49 она видимо хотела поговорить с Черно, чтобы тот не уничтожал вселенную
  • На 1:26:46 видно, что она не испытывает особого энтузиазма от идеи уничтожения мира (или конкретно Антона). Возможно, поэтому Черно называл ее «несовершенный экземпляр».

Можно посмотреть на реакции Валаи в разных сценах: https://vk.com/video195454301_456243434

Создание «Малыша» из генов Антона
Создание «Малыша» из генов Антона

45:19 «Но внезапно оказывается, что Антон не просто особенный и не мегаособенный, Антон супер-дупер-порше-реактивный особенный. Вставка из фильма: «Корабль твоя плоть и кровь, говори с ним»»

Особенности Антона не стали более особенными. «Малыш» сделан из генов Антона, поэтому Антон смог вступить с ним в связь, как до этого со «спутником». Что-то похожее могут делать все атлеты: https://vk.com/video195454301_456243435

-44

45:37 «Антон отправляется в общее с кораблем воображение, в котором живет существо, которое и есть корабль, чтобы перетащить существо-корабль на добрую сторону. <…>»

Это не воображение, и там никто не живет. Это что-то вроде общего сознания через ментальную связь, как до этого было со «спутником».

-45

46:00 «Существо, глядя на бесстрашие Антона, становится маленьким и добреньким…»

Существо становится добрым не из-за бесстрашия, а из-за того, что увидело доброе отношение к нему. Так как до этого оно видело только насилие от Черно, который его создал. Антон к тому моменту уже научился заботе, о чем были специальные сцены со «спутником», и проявлением человечного отношения помог «Малышу» освободиться от Черно.

Фильм задает модели поведения, как нужно действовать, чтобы избавить людей от зла. По сюжету супергеройские силы не помогли атлетам победить, так как они попали в ловушку более мощной силы. Решило проблему только человечное отношение.

Этим фильм учит, что нужно решать проблемы не силой, а договариваться. На каждую силу найдется сила посильнее. А также тому, что в любом злодее суть добрая, «зло» лишь наносное, от которого можно помочь человеку освободиться.

Кстати, Бело не смог договориться с Черно, хотя у него была возможность с ним поговорить, и это закончилось для обоих смертью. Антон же в похожей ситуации с «Малышом» смог.

В начале фильме Бело пытается собрать Луну (попытка 6329)
В начале фильме Бело пытается собрать Луну (попытка 6329)

Также Антон смог восстановить разломанную Луну, которую не мог починить Бело.

Созревание и вылупление «волноеда»
Созревание и вылупление «волноеда»

47:19 «Но это только разминка, ведь остались волноеды, а как мы помним волноеда… [фрагмент из фильма: …нельзя уничтожить, можно только разрядить пятью ударами силой атлета]. Более того, и Солнце не поможет… [фрагмент из фильма: …ему нужна энергия звезд], ведь волноеды питаются Солнцем. Знаете, как их уничтожили? С помощью бомбы, б***ь! Бомбы! Ладно, допустим, допустим. Волноеды не боятся Солнца, но боятся тротила.»

«Волноеды» были уничтожены бомбой, потому что они находились в «яйце» в состоянии «зародышей». Они обретают неуязвимость к обычных средствам лишь после «созревания» и «вылупления»: https://vk.com/video195454301_456243436

-48

48:07 «Откуда там бомба взялась? Я пристально пересмотрел сцену перед выброской шаров, и никакой мигающей пикающей бомбы там даже близко нет. Кто ее подложил? <…> Возможно, они не хотели повторять все за «Зеленым фонарем» и сделали еще тупее…»

Возможно, бомба была в «яйце» изначально. Поэтому в фильме дважды говорили, что Черно нельзя убивать, иначе лаборатория взорвется. Первый раз сказали, когда Черно был заточен в недрах Земли, второй, когда он с «яйцом» летел в «Малыше» к Солнцу: https://vk.com/video195454301_456243440

Явно не показывают, откуда «выросла» бомба, что вызывает когнитивный диссонанс. Но бомба на «яйце» появилась лишь после смерти Черно, что намекает о правильности вышеописанной версии.

-49

48:49 «[фрагмент фильма: персонаж Пермяковой говорит: «работать надо, а не в небо пялиться»] <…> Если сам герой ни дня не работал, свои способности, положение, любовь, он получил просто так, он даже толком не тренировался. Чем обусловлены подобные нравоучения в конце фильма?»

Это обусловлено пропагандой. Один из основных посылов фильма, что вредно залипать в просмотр спортивных состязаний, пялиться на экран и т.п. иначе будете жить в такой же разрухе, как в этом фильме.

Фильм дважды забрасывает тезис (лозунг) в сознание зрителя «Работать надо, а не в небо пялиться». И неоднократно повторяли «20 лет и никакого прогресса». Это позволяет задуматься, что развлечениями отвлекают общество от решения проблем.

Аналогично было в другом полезном фильме «Огонь» (тоже 2020-го года). Там персонаж алкоголик собирался выпить и предлагал положительному персонажу, но тот ответил: «Русский – значит, трезвый». А в конце фильма уже сам алкоголик говорит эту фразу. Обратите внимание на схожесть: в обоих случаях используется лозунг, в обоих случаях его произносит положительный персонаж в контексте «отрицательного», и в обоих случаях в конце фильма «отрицательный» становится «на путь истинный» и повторяет лозунг.

Насчет тезисов, что главный герой что-то получил просто так:

«Способности» – их до него «просто так» получили 3 землянина в результате эволюции. Смысл в том, что если ты в чем-то одарен больше других, то направь это на благо общества. Кстати, думаю, не просто упомянули, что это произошло в результате эволюции, это в отличие от западных фильмов, где обрести суперсилу обычному человеку не светит.

«Толком не тренировался» – в фильме показали, как персонаж духовно рос, преодолевая трудности, и акцент в первую очередь не на супергеройские способности, а человеческие. Он одолел зло обычными человеческими способностями (человечностью), а не суперсилой, которая в таких делах оказалась не имеющей значения. Опять же, этим фильм отличается от западных. Подробнее в статье про сцену с «Малышом»:

Чем победить зло? Сцена с «Малышом» в фильме «Вратарь Галактики» (2020)
Владимир Шека: «За трезвость СМИ»15 февраля 2023

«Положение» – атлеты получили не «положение», а «геморрой» по спасению мира, так как в фильме нет такого понятия, как «положение». То есть, атлеты не «звездятся», не пользуются «положением» в личных и даже в общественных целях, они не проявляют интереса к популярности, не тешат гордыню (ЧСВ, понты, эго), не показано, что они этим зарабатывают деньги. Фильм не пропагандирует так называемое «положение», как ценность или мотивацию. У атлетов другие причины действий и цели другие. Наоборот, попытки «звездиться» в фильме высмеиваются, отчасти об этом в статье про фанатов:

Высмеивание фанатов в фильме «Вратарь Галактики» (2020)
Владимир Шека: «За трезвость СМИ»7 февраля 2023

«Любовь» – она и должна быть просто так. Если это любовь за что-то (например, за то, что человек хорошо «добивался»), то это уже не любовь, а что-то другое.

«Жесть»

-50

12:38 «Героя на сквозь пробил огненный шар, и тот будучи живым буквально видел, как ему разъедает грудь? [вставка 1: для детишек же; вставка 2: ну, а что еще может быть опасным для детской психики?...]»

Персонаж инопланетянина почти мгновенно отключился и перестал чувствовать что-либо, как ему разъедает грудь он не видел. Сцена длится несколько секунд, крови нет, не показаны ни страдания, ни натуралистичные крики.

-51

39:12 «Стоит отдать отечественному фильму должное, при рейтинге «6+» он умудряется показывать, как людей живьем заваливает обломками, и хаос выглядит куда страшнее, чем в том же Бетмене»

Моей психике в 6 лет это бы не смогло навредить, там почти ничего не видно. В данном случае разве что натуралистичные крики могут напугать, но все это длится лишь несколько секунд, как и все подобные сцены в этом фильме.

-52

47:01 «С него живьем слезала кожа и мышцы, он орал от боли, пока от него не остались лишь кости. Отлично. Конкурс сценариев «Пила 9» или российское детское кино»

Страшный мыслеобраз «слезала кожа и мышцы» не показан, из-за размытости можно лишь логически догадаться, что это произошло, так как непосредственно ни самой кожи, ни мышц не видно. Сцена длится 3 секунды, нет акцента (ни по времени, ни по площади экрана) на лице, на котором показаны страдания. Графика не показывает это все достаточно реалистично.

«Орал от боли» – это похоже на карикатурный крик, а не реалистичный, еще бы «крик Вильгельма» использовали. Но даже «лайтовая» детская жесть вредна, и находится в списке недостатков фильма, хоть и не представляет из себя серьезной угрозы психике.

«Жесть» в тех случаях сильно вредит психике, когда это показано достаточно реалистично, чтобы шокировать. Либо когда страдания персонажей хорошо передаются зрителю, вызывая соответствующие эмоции ужаса (не путать с эмоцией сострадания, она несет другой эффект). Тут же все достаточно «лайтово».

Послесловие

Фильм можно смотреть и взрослым и детям. Произведение не без недостатков, но в целом в художественной части вполне смотрибельно, а в смысловой части вообще уникально. Вышеописанное лишь мое мнение, возможны ошибки.

Не забывайте, что эта статья идет лишь в конце цикла статей по фильму, которые желательно прочитать перед ней:

Лучшая пропаганда в кино, что я видел – «Вратарь Галактики» (2020)
Владимир Шека: «За трезвость СМИ»15 февраля 2023