В работе сегодня – миниатюрный Молитвослов, выпущенный в Санкт-Петербурге Синодальной типографией в 1904 году. Как часто бывает, молитвенники, особенно карманного размера, – вещь, долгое время находившаяся в активном пользовании. Из-за этого подобные книги приходят нам в очень потрепанном виде и в плохом состоянии в целом.
Наши мастера восстановили утраченный корешок, отреставрировали сторонки. Проведя реставрационные работы с листами, мы пересобрали книжный блок. Результат – на фото.
Данный молитвенник был издан в Синодальной типографии, чья история показалась нам интересной. В России первый печатный двор появился в середине XVI века. План был сначала проверить весь пласт церковной литературы, написанный от руки, выявить все ошибки и искажения, а затем заменить рукописи печатными книгами. Работа предстояла очень объемная, к тому же и книжное производство росло и развивалось, и количество печатных дворов и типографий множилось.
В 1721 году все существующие книгопечатные организации (за исключением сенатской типографии и типографии при Академии наук) были переданы Синоду для централизации печати религиозной литературы.
В 1756 основана Синодальная типография с основным зданием в Москве. На гербе Синодальной типографии изобразили льва и единорога. Служащими типографии были крепостные крестьяне. На протяжении десятилетий типография активно росла и развивалась. При взятии Москвы Наполеоном здание и оборудование типографии почти не пострадали, однако был шестимесячный перерыв в ее работе в 1812 году из-за больших убытков от французов: расходных материалов было испорчено и украдено больше, чем на 20 000 рублей – большая по тем временам сумма.
Синодальная типография шла в ногу с техническим прогрессом: в 1844 в ней появляются скоропечатные машины, а в 1861 – паровая машина. Типография при Синоде стала одной из самых крупных в России и полностью обслуживала спрос на религиозную литературу на разных языках, а также выпускала большие объемы учебной литературы и исторических трудов.
Основными покупателями синодальных изданий были крестьяне и рабочие, а также мещане и купцы, или средний класс. Синодальная типография понимала финансовые возможности своей аудитории, и одно и то же произведение могла выпускать в разном оформлении: как подарочные дорогие экземпляры, так и очень простые и дешевые книги для самых бедных.
В начале XIX века Синодальная типография начинает работать и с языками малых народов, населявших империю, и выпускает такие труды, как “Букварь алеутского языка”, “Грамматика мордовского языка, “Катехизис” на якутском и т. д.
После Революции в 1917 году типография перешла под управление типографским рабочим. Сначала выпуск религиозной литературы был сокращен, так как типография стала печатать сторонние пролетарские издания; в том же году из-за конфликтов в типографской администрации Синодальная типография прекратила свое существование. Все здания и заведения этой когда-то крупной и мощной организации были розданы новым типографиям или перепрофилированы.
А у вас в библиотеке есть религиозная литература?
Хотите продлить жизнь вашим бесценным артефактам? Приглашаем Вас в нашу мастерскую!
Подписывайтесь на нас в: 👉 Instagram 👉 YouTube 👉 Facebook👉 Telegram