Это оркестр Гила Эванса, который впервые выступил в Джазовой галерее в Нью-Йорке в конце 1960 года. Поэкспериментировав со многими различными внутриинструментальными форматами, Гил остановился на этом, как на наиболее гибком для воплощения своих музыкальных идей. Его вкус к развитию любой музыки проявляется в выборе материала, подборе персонала и композиторском стиле. В то время как некоторые композиторы-аранжировщики в джазовой сфере склонны переписывать произведения пропорционально затраченному времени и изученным техникам, Эванс, похоже, движется в противоположном направлении. Всегда осознавая важность импровизированного соло, его вспомогательный материал никогда не бывает чрезмерным. Действительно, значительная часть партитур, написанных им для нынешней группы, были практически не более чем набросками (La Nevada - яркий пример в этом альбоме). Иногда идея воплощается в жизнь на самой сессии записи. Так появились саксофоны со шлепками (Stratusphunk) и открывающая секция рубато в Bilbao.
LA NEVADA ("Снегопад", на испанском) основана на простой теме из четырех тактов, которую Гил уже использовал ранее. В мелодии она переходит от минорной седьмой к мажорной, но остается минорной на протяжении всего соло, подобно тому, как один аккорд (доминантная седьмая) часто используется в качестве основы для импровизации в латиноамериканской танцевальной музыке. Это исполнение полностью импровизационное, за исключением темы, которая нотирована для тромбона, а затем для всего ансамбля. Длинное вступление представляет собой секцию в стиле вамп с индивидуальным вступлением ритма. Гил использует здесь маракасы для усиления фигуры бази-цимбал. Фрагменты темы излагаются приглушенными трубами и флейтой, а затем фортепиано. Затем следует полная тема, которая задает характер для продолжительных соло Джона Коулза (труба), Тони Стадда (бас-тромбон), Бадда Джонсона (тенор), Рона Картера (струнный бас) и Рэя Кроуфорда (гитара). Повторение темы завершает выступление. Это прекрасный пример подхода Эванса к установлению баланса между написанным и импровизированным.
WHERE FLAMINGOS FLY - прекрасное произведение Джона Бенсона Брукса, в котором солирует тромбон Джимми Кнеппера. Обратите внимание на призрачную четырехнотную фигуру (исполняемую фортепиано, флейтой и гитарой), которая повторяется на протяжении всей композиции над трехнотной тубой и струнным басом. Использование тамбурина в средней импровизированной части демонстрирует склонность Гила к разнообразным ритмическим, а также гармоническим текстурам.
BILBAO Курта Вайля взята из постановки "Happy End", которая, видимо, не очень известна в нашей стране. Последние восемь тактов мелодии исполняются сначала в унисон трубой, гитарой и сопрано-саксофоном в манере рубато. Некоторая степень напряжения достигается, когда эта линия движется вниз полушагами против тонической точки педали (C) и устойчивого E на флейте. Затем полная мелодия появляется в соло струнного баса. Второй хор дает нам еще один пример богатого ансамблевого стиля Эванса. В этой части прозвучит новый ударный инструмент. Придуманный Биллом Лафборо из Сау-салито, Калифорния, он воспроизводит пять тонов (B-C#-E-FI-G# и октаву B) и играется молоточками, сделанными из маленьких резиновых шариков. Эффект напоминает звучание струнного баса, по струнам которого в верхнем регистре бьют барабанной палочкой, а не щипком.
Лидийская концепция Джорджа Рассела в применении к двенадцатибарному блюзу воплощается здесь в виде STRATUSPHUNK. Басовая линия вводится сначала на бас-тромбоне, затем почти незаметно переключается на струнный бас на середине второго припева. Далее появляется тема (на самом деле она звучит на саксофонах во втором хорусе в шлепающем темпе - это техника аппликатуры нот и других движений, но без воспроизведения звука). В четвертом припеве третья фигура вводится в полный ансамбль, создавая прекрасный эффект "ходьбы", как в джазовом марше. Затем следуют соло Рэя Кроуфорда (гитара) и Джона Коулза (труба). Припевы на выбывание повторяют рисунок начальной четверки в обратном порядке.
Тематический материал для SUNKEN TREASURE является гармоническим и ритмическим. Мелодическое содержание обеспечивает Джон Коулз в своем импровизированном соло на фоне малоголосных трезвучий тромбонов.
SIDE ONE
- LA NEVADA (Gil Evans) (Gillian Music-BMI)
- WHERE FLAMINGOS FLY (Harold Courlander-El Thea--John Benson Brooks) (Roosevelt Music-BMI)
SIDE TWO
- BILBAO SONG (Kurt Weill-Bert Brecht) (Harms, Inc.-ASCAP)
- STRATUSPHUNK (George Russell) (Russ-Hix Music-BMI)
- SUNKEN TREASURE (Gil Evans) (Gillian Music-BMI)