В фэнтезийном жанре мир, в котором действую герои, не менее важен самих героев. А в качественном фэнтези он в числе главных действующих явлений. Что, по-моему, всегда отличает фэнтезийную историю от волшебной сказки (это не я придумала, прочитала где-то, согласилась и сейчас вспомнила). А у каждого мира есть законы, такая структура, позволяющая ему, даже выдуманному, существовать и не разваливаться на части. Берешь Толкиена, или Желязны, или Сташеффа, и законы их миров начинают на тебя действовать, твое чтение подпадает под их власть — я как читатель направляюсь законами мира, который создал автор. По этому параметру многое, что я читаю, стоящее под жанром фэнтези — это волшебные сказки. В сказке свои законы, там модели поведения героев главное: герой — герой, герой — злодей, герой — мудрец, герой — жертва, требуется защита и т. д. И эти волшебные сказки теснят сказки классические, более того, появился целый поджанр переосмысления сказочных фабул на новый лад. То есть мы немало сумняшеся переделываем архетипические основы сознания. Ну пытаемся, по крайней мере…
Вернемся к фэнтези. Итак, признак этого жанра — мир как герой. Вместо внешности у мира-героя — атмосфера. Вместо характеристик — законы, которым все в этом мире подчиняется. И если с атмосферой миров достаточно много, то с внятными законами мало кто решается баловаться. Ибо вместе с законом появляются такие вещи как преступление и, извините, наказание, развитие мира и гибель его от катастроф, а также появляются те, кто видит, что конкретный закон делает и либо поддерживают его, либо желают структуру мира изменить. Так что вводить законы в придуманный тобой мир очень ответственно. Может быть, потому так популярен прием, когда главным героем становится тот, у кого есть, скажем так пусть нелогичная, взятая просто с потолка по воде автора-демиурга, но возможность, не учитывать правила… У попаданцев сплошь и рядом. Жизнь автора это, наверное, облегчает, а вот сам текст зачастую упрощает до рояля в кустах.
Но я снова не об этом. В детской и подростковой литературе этого направления атмосферный мир с ясной структурой птица редкая. Не то чтобы совсем нет, но не часто. Чаще все-таки модифицированная волшебная сказка. Ничего плохого тут нет, как и хорошего. Факт как факт, дождь как дождь.
А мне вот посчастливилось участвовать в издании серии книг Алеки Вольских «Мила Рудик». И есть там буквально в первой книге некий ключ, к надо сказать, отлично прописанной атмосферной реальности — Миру-по-Ту-Сторону. Фраза, на которую мало обращаешь внимания вначале, как мало обращаешь внимания на рекламные растяжки. Есть у Думгрота (магической школы) свой девиз, да и пусть будет… И только по мере развития сюжета улавливаешь, что это не только заповедь волшебников (что-то вроде клятвы Гиппократа), нет это основной закон, условие, правило, структурная ось, позволяющая существовать Миру-по-Ту-Сторону таким, какой он есть, но и миру по эту сторону, миру нашей реальности тоже, и связи между ними, так сказать узаконенной. Кроме того, всего одна фраза дает взглянуть в суть всех конфликтов в книгах (а это целая серия, книг пока шесть, но… очень надеюсь. будет больше), в суть их, извините, пафоса и накала чувств. Вы только вдумайтесь: силе запрещено править. Когда и где такое было? И именно эта фраза делает весь волшебный мир — одним из главных героев книги, наряду с Милой, Многоликом, Лапшиным и Белкой. Ведь именно Мир-по-Ту-Сторону пытаются перетянуть себе и те, кто с заповедью согласен и те, кто хочет эту заповедь забыть. И другие главные герои — подростки в своих действиях, поисках, убеждениях цепляются за следствия существования или отмены этого закона выдуманного мира. И между прочим, этот закон охраняет мир обычных людей и поддерживает баланс существования обоих миров. И даже не важно, что именно делает это правило. Главное, на мой взгляд, что оно выстраивает структуру мира книг.
Нам до последнего не ясно, чего именно глобально желает Гильдия, но ясно — что-то с этой заповедью связанное. И Мила, пытаясь разобраться в себе, найти свое место в обоих мирах, открыть тайны происхождения собственного, все время крутится вокруг этого: обладать силой, но не использовать ее для власти. Мир-герой произведений Алеки Вольских, очень смел и ярок по своему характеру. Как человек, про которого мы говорим: сильный характер, так и мир волшебный, при всей уютной и даже красочной атмосфере классической «академки», весьма такой… с непростым характером. И удивительно получается, что, проходя свои испытания, решая свои задачи, Мила Рудик одновременно участвует в решении глобального вопроса двух миров сразу Мира-по-Ту-Сторону и мира обычных люде и их сосуществования. Безумно интересно, как развернутся приключения и трансформации миров в седьмой книге.