Великолепный джазовый аранжировщик и бэнд-лидер, Гил Эванс соперничал с Эллингтоном и Мингусом в своей способности создавать образные рамки для отдельных голосов в большом оркестре. Он писал сложные, замысловатые аранжировки, которые не ослабляли и не угрожали спонтанности его оркестра. Его самая известная работа пришлась на конец 50-х годов, когда Майлз Дэвис подписал контракт с Columbia и привел Эванса в студию с большим ансамблем. Получившиеся альбомы - Miles Ahead (1957), Porgy and Bess (1958), Sketches of Spain (1959) - стали вехами в карьере обоих музыкантов. Эванса трудно назвать пуристом: в 70-е годы он начал использовать электронику в своих группах и вызвал скандал, записав материал Джими Хендрикса. В более поздние годы его стиль стал более свободным, с большим пространством и меньшей точностью, но, безусловно, его музыка оставалась убедительной. Гармонический язык, композиторское и аранжировочное мастерство Эванса были огромны, и он был ответственен за многие шедевры благодар