На этот вопрос утвердительно словами Ефрема Сирина отвечает священник Георгий Максимов. "Потомки отвечают в том случае, если их тоже соучаствует в их совместном грехе. Быть может и есть для этого предпосылки, отголоски, стремление к тому или иному греху, но человек может сделать выбор. И он может быть, как согласен с ним, а может быть воспринят как грех, от которого он откажется. То есть не предки виноваты в наших грехах, а каждый лично будет отвечать за свой. Мы не деревья, не роботы мы можем выбирать. Совершать тот или иной поступок свободный выбор каждого". Если вас это беспокоит или вашим родным грозит опасность, беда, вы сильно привязаны к чему-то душой больше, чем к Богу, переходите и читайте Богородичное правило 150 раз: https://t.me/molitvaikona/5293.
Если же он поступает подобно своим деду или прадеду, то вскоре и его ждет наказание. Ведь как замечает святой Ефрем, Бог долготерпит лукавого человека, не наказывает пока ни сына, ни внука, но если они остается жить во грехе, "то в лукавстве своем подобен отцам своим".
Рассмотрим это на примере продолжения рода. Если беззаконие отцов продолжается в детях, если они не принесут покаяния, такой род попросту пресекается. Так что если вы видите, что в вашем роде так и не родился мальчик, знайте где-то ваши прадеды, а потом и вы согрешили. Не просто так Господь не продолжает род. Это как виноград, у него корень крепкий, ветви долго тоже дают плоды, но проходит время и он начинает подсыхать, а значит с каждым разом винограда становится все меньше.
Позже фразу "ели родители виноград,а оскомина на детях" евреи стали трактовать по своему. Сделали отсюда два неправильных вывода. Первый о том, что Бог несправедлив, что попускает человеку быть может праведному и благочестивому, страдать за грех своего отца или прадеда, которого даже не то что не знает, не видел. А второй, что если это так, то зачем мне исправляться, если не виноват в каком то наказании, а мои прадеды согрешили и ни за кого я не должен давать отчет. Если меня постигает какое-то наказание, то это не значит, что я грешен и должен исправляться, это предки мои нагрешили.
Господь через своего пророка обличает Иезекииля словами: "Теперь никто не понесет вины за грех предков.... Я буду судить... каждого по путям его, говорит Господь Бог"".
Но у других священников есть другое на этот счет мнение, к которому я больше склоняюсь. Батюшка Владимир Головин говорит, что так бывает только со смертными грехами: убийство, блуд, хула на Бога и крайняя форма унижения отца и матери.
"Такие грехи не останутся и последствия перейдут на его детей - добавляет он. - Есть грех плоти: это курение, пьянство, наркомания, когда эти скотские грехи приносят изменения в организм на генном уровне. То есть эти люди имеют предрасположенность, которая передается по наследству. Такой человек - враг своим детям. Но из плена можно вырваться, если участвовать всегда в Божьих Таинствах. А дети, чтобы были постоянно в благодати Божьей.
Увы, к курению, алкоголю и наркотикам они будет иметь предрасположенность. Но если будет о детях звучать в сердцах постоянная молитва о детях и внуках, то это будет оберегать их в часы опасности, болезни и других непростых жизненных ситуациях. Пример такой ценной и в то же время обязательной для каждой матери молитвы к преподобному Амвросию Оптинскому читайте здесь 👉 — https://t.me/molitvaikona/5263.
Богослов Алексей Осипов тоже на его стороне: "Духовное состояние детей зависит от духовного, душевного и телесного состояния предков. Чаще всего мы сразу думаем о болезнях тела, психики, но не думаем о болезнях духовных. В Библии указывается на то, что тот, кто совершает грехи, то этим меняет наследственность в худшую сторону и передается это в наследство детям. До 4-го колена особенно тяжелое передается. Это фиксируется в наследственной системе.
Это не просто самостоятельно физическое явление биологическое, это духовное телесное образование. Эту духовную сторону мы формируем своей жизнью: правильным духовным отношением или ложным. Грех - это то страшное начало нехороших поступков родителей и прародителей, которое оно не остается бесследным. Оно передается.
Бывают дети рождаясь очень жадными. Или рождаясь очень жестокими, или очень коварными. С тем, что они рождаются с этим свойствами они не виновны, они за это не наказываются. А вот за то наказывают, за свое отношение к этой своей страсти. Борюсь я с этим или нет вот главная дилемма. Если идет борьба с грехом, то благодарение будет от Бога. Это естественный закон природы и он касается не только тела и души.
Бог не наказывает, мы наказываем себя сами.
Что является грехом грехом? Бог приказал не воровать, а я украл и Бог меня накажет. Нет. Воровством я раню свою душу. Я себя раню сам. Вот чем я наказываю себя. Цирроз печени потому, что пил пьяница. Не Бог наказал. Сам виноват. Наркомана не Бог наказал. Также нужно относится ко всем прочим грехам. То, что грех ранит душу человека.
Апостол Иаков писал: “Бог никого не наказывает, мы сами себя наказываем. Своими похотями и страстями. Об этом пишут образно. Не Бог, мы сами себя своим делами. И к сожалению родители передают духовные грехи, огрехи, страсти детям. Почему важно родителям следить за собой.
К сожалению, приходится говорить: “Мы хотим, чтоб дети были ангелочки, а сами настоящие дьяволочки”.