Найти в Дзене

МИП: Я это на 80% разные МЫ.

  • Социальная психология малых групп и личности.
  • Гордякова Ольга Владимировна
  • Социальные группы.

Конец 19 начало 20 века — эра революций. Актуализировалась необходимость

Много публикаций про большие группы у французской школы психологии.

Густав Либон «Психология толпы»: бесструктурное ( нет лидера и ведущего) скопление людей, лишенное ясно осознаваемой цели и объединенное общими и эмоциями и объектом внимания. Сейчас понятие изменилось.

Сейчас — это один из подвидов. (стихийная толпа: землятрясение, оакзионная толпа, зеваки, метро. Паническая толпа, спасающаяся от реального или воображаемой опасности. Стяжательная толпа ( грабежи). Повстанческая толпа на основе возмущения, лидерство возывшает до политического движения. Иногда это следствие организованной акции. Обычно есть и организаторы и часто есть цели. В любой толпе общее — эмоциональное состояние и объект внимания. Эмоция — это то, что ведет человека в толпе. Второй вариант — ведомая толпа: человек или группа.

Последователь почти наш современник Серж Маскобюси «Эра толпы»

Ряд особенностей: когнитивная, эмоционально-волевая, темпераментальная, моральая сфера.

  1. Общность эмоций приводит к неспособности осознания и снижение возможности анализировать и соображать.
  2. Эмоциональное заражение и подражание, стадный инстинкт снижает когнитивные способности.
  3. У толпы сильно развита способность к воображению, восприимчивость к впечатлениям.
  4. Стимул — реакция и все.
  5. Коллективные галлюцинации: события искажаются. Снижается критичность мышления. Примеры: Кашпировский на стадионе. Радио спектакль «Война миров» шел без предупреждения о том, что это спектакль и поднялась коллективная паника.
  6. Логика отсутствует, снижается критическое мышление, не отдаляется субъективное от объективного. В толпе мы априори правы. Тот кто не с нами — против нас.
  7. Категоричность мышления.
  8. Внушаемость. Фрейд рассматривал толпу, как находящуюся под гипнозом. Толпа по поведению высоко религиозна (легко внушить обожание или ненависть).
  9. Диффузия ответственности. Толпа действует, как единый организм. Пропадает индивидуальность. Индивидуальное сознание. Люди не просто соседствует. Возникает эмоциональный резонанс.
  10. Повышается чувствительность , коллективная душа рождается. Крайние полярные чувства.
  11. Физическая анонимность — потеря индивидуальности. В моральной сфере демонстрация нравственности (наше дело правое).
  12. Преданность идеологии до самопожертвования. Черты слепого подчинения, потребность к пропаганде своих взглядов, жестокость к инакомыслию.Человеком становятся долго и тяжело и легко теряем эти свойства.

Агрессия — физическое или вербальное поведение, цель которого причинение вреда. Враждебная — специально доставить негатив. Инструментальное проявление: ради цели реализации желания и потребностей. Агрессия связана с чувством страха. Они нераздельны.

Врожденная: теория агрессии по Фрейду ( Т.Гобс, Конрад Лоренц). По Фрейду:Все человеческое поведение — результат взаимодействия эроса и танатоса. направленная на разрушения жизни своей и чужей. Лучше на других. Нужно канализировать социально приемлемыми способами.

По Лоренцу: спонтанно, непрерывно генерируется энергия и нужен тригер для проявления.Тоже надо выплескивать безопасно. Агрессия служит выживанию.

Цель агрессии:

  1. Расселение людей с целью захвата ресурсов.
  2. Агрессия помогает улушить генетический фонд , самые сильные могут отставить потомство.
  3. Определяет иерархиюФрейд и Лоренц бороться с агрессией не предлагали.

Критика врожденного происхождения агрессии (Фрейда, Лоренца): почему в разных местах планеты люди по разному агрессивны? Дикари,пока колонизаторы не приехали были мирными. Южные люди более агрессивны.

Доллард и Миллер фрустрационной теории агрессии. Агрессия, как реакция на препятствие всегда.

В побуждении к агрессии три факторы:

  1. Степень предполагаемого удовольствия от достижения (очень хочу)
  2. Непреодолимость препятствия (снижается агрессия).
  3. Количество последовательных фрустраций. (сильнее толчек к агрессии).

Препятствующий фактор: угроза наказания. И его сила. Страх наказания может приводить к эффекту смещения агрессии на более слабого.

Результат научения Альберт Бандура. Мало фрустрации, надо еще и иметь агрессивный пример для обучения и подражания. Как любая форма научения усваивается и поддерживается. Нужны способы усвоения.Родители, ТВ и интерент, наблюдение и личный опыт. 1. Наблюдение. 2 опыт применения без наказания.

Опыт с куклой Бобо. Детский фильм и мультики и запускали в игровую комнату с надувной куклой. Если в фильме герой не наказывался, то дети больше агрессировали. Если был наказан герой, То меньше, осторожнее, но подражали.

Три фактора провоцирующих проявление агрессии: теснота, жара, вещества.

Чувства: Страх, боль, гнев, раздражение, злость, аффект, обида.

Теснота, хочется отогнать. Голод, холод и жара. Чаще жара. Вещества провоцирующие проявления агрессии.

Учебник Майерс: физиология, генетика, биохимия аргессии. Фрустрация, депривация.

https://vshp.pro/wp-content/uploads/2020/04/Majers-Devid.-Sotsialnaya-psihologiya.pdf

А Басс и А Дарке: методика определения по 8 шкалам, которые объединены в враждебность и агрессивность. Ситуация меняет все: нет совсем не агрессивных людей. Басс: поведенческий подход к агрессии между теорией фрустрации и наручения: атака акт, разные уровни фрустрации и формы ее проявления.

МАЛЫЕ ГРУППЫ: специфические человеческие общности.

Что такое группы вообще?

В общественных науках имеет место двоякое употребление понятия «группа».

  • Условные группы - произвольные объединения (группировка) людей по какому-либо общему признаку. (Такое понимание широко представлено в статистике, где часто необходимо выделить группу людей, имеющих какой-то определенный уровень образования, болевших сердечнососудистыми заболеваниями, нуждающихся в жилье и т.д.). Так подходят чаще социологи к группам. Иногда эти люди проживают в разных странах и ничего друг о друге не знают.
  • Реально существующая общность, в которой люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия и определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Малая группа– это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием. Не связанные — не малая группа.

Контактность и целостность — качественные характеристики, которые определяют колличественные качества группы (число членов).

Чем определяется размер малой группы?

Такое количество, которое может регулярно общаться(имеется ввиду практически ежедевно). Если нас объединяет что-то что нас делает целым (цель действия). Минимально — двое уже малая группа (диада). Но! В диаде многие феномены не возникают. Нет феномена: Большинство, меньшинство. И есть феномены которые трудно разрешить в диаде: противоположные точки зрения перерастают в конфликт и противостояние. А вот добавление третьего позволяет иметь все феномены. Роль третьего: коммуникатор, фассилитатор, лидер, третье мнение. Большинство появляется. Диада и триада — нижняя граница малой группы. Верхняя граница не четкая. Обычно не превыхает 20-30 человек. В меньших группах — пресыщение- все про всех знаем. А в больших распад, начинаем регулярно общаться с меньшим числом людей.

Главной, чисто психологической характеристикой группы является наличие так называемого «мы-чувства».

Как только появляемся мы, появляются и они. Появляется конфронтация.

Мы чувство появляется из воздуха: условно поделим взмахом руки группу на две части и все уже мы и они. Это неизбежность и проблема.

Без мы нет чувства «Я». Если за 20-30 секунд написать Кто я и какой я. И чаще всего 80% - это представители социальных групп. А какой я — 20%. Так что чувство мы — часть осознания себя, социальной идентичности. Ошибочный выбор профессии.

Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней — социальная идентичность личности осуществляется прежде всего через принятие этих характеристик, т.е. через осознание факта некоторой психической общности с другими членами данной социальной группы, что и позволяет ему идентифицироваться с группой.

Теория социальной идентичности А.Тэшфела и теория самокатегоризации Дж.Тернера (Self-Categorization TheorySCT)

Тешвел:Социальная идентичность как отождествление индивидом себя с той или иной социальной группой – одна из важнейших составляющих образа-Я, отвечающая на вопрос о том, чтоесть и гдеесть человек в социальном смысле.

Важно подчеркнуть два момента: социальная идентичность — это «знание индивида о том, что он принадлежит к определенной группе, и эмоциональная значимость для него группового членства».

Тернер дополнил Тешвела:

Три шага на пути познания человеком собственной идентичности:

социальная категоризация— упорядочивание социального окружения в терминах группировки личностей способом, который имеет смысл для индивида;

социальная идентификация— процесс, посредством которого индивид помещает себя в ту или иную категорию;

Я бы хотел быть вот здесь.

социальная идентичность— получение некоторого итога — полного социального отождествления индивида.

Момент принятия меня в ту группу в которую я бы хотела. Это не всегда происходит: группа не всегда принимает, иногда затягивается.

Сегодня значимость профессиональной иденитичности снижена. Мы меняем профессию. Мы расширяем специализацию. Зарабатывать можно многими видами деятельности: блогер, инстограмцица, проститутка.

Классификация социальных групп

Среди естественных малых групп наиболее важным представляется выделение групп формальныхи неформальных, предложенное Э.Мэйо.

Формальные группы - группы, членство и взаимоотношения в которых носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями.

Организационные и институциональные малые группыпредставляют собой элементы социальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей.

Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных малых групп является совместная деятельность.

Неформальныегруппы - объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, понимании, симпатии и любви.

Примерами неформальных малых групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями.

Формальные и неформальные группы различаются прежде всего по механизмам их образования и по характеру межличностных взаимоотношений. Однако, как и любая классификация, деление групп на формальные и неформальные является достаточно условным. Неформальные группы могут возникать и функционировать в рамках формальных организаций, а группы, возникшие как неформальные, на определенном этапе могут приобретать признаки формальных групп.

Неформальные группы могут существовать внутри формальных.

Методика Морено : социометрия. Изучение совместимости, сплоченности. Социометрические особенности позиции. Неформальный лидер или отвергнутый. Эта методика позволяет увидеть неформальные группы внутри формальной.

  • С кем бы вы хотели / не хотели учиться/работать/отдыхать.
  • Под чьим руководством вы хотели бы все это делать, под чьим нет.

Если группа больше 15 человек, то вводим ранжирование. Три самых предпочитаемых, не предпочитаемых. Про всех не спрашиваем у всех. Получается такая матрица. Обсчитывается по формулам. Можем еще графически изобразить. Сплошная — выбор, пунктирная — отвержение. Стрелочки к тому кого выбрали, это не всегда взаимно.

«Энциклопедия психологических тестов»

Социометрические индексы, полученные в рассчетах делятся на индивидуальные (социометрический статус негатив и позитив от других и индекс эмоциональной экспансии: его активность в общении) и групповые социометрические индексы делятся на три (групповая экспансия: интенсивность взаимодействия, интегрированность группы: общение по задаче, сплоченность.)

Недостатки: а) мотивы не выявляются; б). возможность искажения от неискренности; в). не срабатывает в новых группах, на новеньких членах.

По времени существованиявыделяются группы временные, в рамках которых объединение индивидов ограничено во времени (например, участники групповой дискуссии или соседи по купе в поезде), и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными, целями функционирования (семья, трудовые). Семья — стабильная группа: так как цели долговременные. Раньше трудовые группы тоже были стабильными. Это поддерживалось идеологией. Сейчас рекомендуют каждые 5-7 лет менятьпрофессию. Иначе выгорание.

В зависимости от степени произвольности решения индивидом вопроса о вхождениив ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности и уходе из нее группы делятся на открытыеи закрытые.

Пример: семья — открытая группа. По крайней мере европейская семья. Православная семья в традиционных рамках закрытая по выходу из нее. Тренинг: закрытая: уже входить нельзя. Подводная лодка - закрытая группа. Полярники на вахте.

Новое понятие: инкорпоративность. Это способность принять новых и дать им развитие возможностей. Имигранты часто не все могут в новой стране. В армии: … а генералом не можешь: у генералов свои внуки есть.

Группы делятся по значимости для насна группу членства и референтную группу.

Группа членства:коллективчик так себе, но платят хорошо. Референтность — значимость групповых ценностей, норм, оценок для индивида. Г.Хайфман, Т.Ньюком, М.Шериф, Г.Келли, Р. Мертон В основе идеи Дж. Мида.

Значение «обощенного другого» - через него осуществляется воздействие общества на индивида и его мышление.Функции референтной группы:сравнительная и нормативная: предоставление индивиду возможности соотносить свои мнения и поведения с групповыми ценностями.

Мы не всегда можем стать представителями референтной группы. В которой я бы хотел жить и работать.

Структура малой группы

Структура малой группы — это совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами.

  • Структура связей и отношений, порождаемых совместной деятельностью (например, функциональных, экономических, управленческих);
  • Структура связей, порождаемых общением и психологическими отношениями (например, структуру эмоциональных отношений, ролевую и неформально-статусную структуру);
  • Функциональная структура – распределение между ее членами функций, необходимых для достижения цели совместной деятельности (в том числе функций руководства и исполнения).

Структура малой группы по Э.Мэйо.

При исследовании формальных групп выделяют:

• Формальная (или официальная) структура группы—это совокупность связей и отношений между индивидами, определяемая формальными предписаниями (должностными инструкциями, официальной структурой организации, формальным статусом индивидов).

• Неформальная (или неофициальная) структура — это реально складывающаяся в организации структура связей, коммуникаций и влияния.

В социально-психологических исследованиях малых групп наиболее часто выделяют и

анализируют:

•социометрическую

•коммуникативную

•ролевую структуру группы

•а также структуру власти и влияния

Социометрическая структура малой группы—это совокупность связей между ее членами, характеризуемых взаимными предпочтениями и отвержениями по результатам социометрического теста, предложенного Д. Морено (1958).

Коммуникативная структура: совокупность связей между ее членами, по приему и передаче информации, циркулирующей в группе.

Ролевая структура малой группы—это совокупность связей и отношений между индивидами, характеризуемых распределением между ними групповых ролей, т.е. типичных способов поведения, предписываемых, ожидаемых и реализуемых участниками группового процесса.

Проблемы и трудности с ролями:

  1. Пересечение социальных ролей в разных группах налагают разное поведение и конфликт ролей
  2. Может быть и застревание.
  3. Роль выполняется в рамках ожиданий от других. (Родители не поймут, если вы начнете с ними как родителями общаться).
  4. Представление о ролях у нас и ожидания у других.
  5. Трансформация современных ролей мужа и жены (женщина уже не д/х).

Структура социальной власти и влияния в малой группе—это совокупность связей между индивидами, характеризуемая направленностью и интенсивностью их взаимного влияния

Дав основные метода: наблюдение и эксперимент.

Наблюдение: наблюдает за поведением + запись на видео.

  1. Первый вид наблюдения: осознанное наблюдение (наблюдаемый знает, что за ним наблюдают), сообщаемую цель подменяют для верности результатов, нарушаем кодекс этики: надо предупредить и не навредить; минус: поведенческий акт воспроизвести, повторить невозможно.
  2. Второй неосознанное включенное (исследователь включен в ситуацию жизнедеятельности исследуемого). 1.5 года в криминальном районе итальянском в Америке. Ольшанский группы религиозных сектантов староверов изучал. И там остался.
  3. Третий неосознанное невключенное (через зеркало Гезелла, как с куклой Бобо).
  • Эксперимент — это организованное исследование, должен быть воспроизводим. Цель эксперимента поиск причины.
  • Кореляционное исследование: связь, а не причина. Возраст не причина роста, а кореляция. Причина — гормоны, питание. Майерс: продолжительность жизни и богатство надгробия.

Глубоко о психологии

-2

Узнать об этой теме можно здесь