- Социальная психология малых групп и личности.
- Гордякова Ольга Владимировна
- Социальные группы.
Конец 19 начало 20 века — эра революций. Актуализировалась необходимость
Много публикаций про большие группы у французской школы психологии.
Густав Либон «Психология толпы»: бесструктурное ( нет лидера и ведущего) скопление людей, лишенное ясно осознаваемой цели и объединенное общими и эмоциями и объектом внимания. Сейчас понятие изменилось.
Сейчас — это один из подвидов. (стихийная толпа: землятрясение, оакзионная толпа, зеваки, метро. Паническая толпа, спасающаяся от реального или воображаемой опасности. Стяжательная толпа ( грабежи). Повстанческая толпа на основе возмущения, лидерство возывшает до политического движения. Иногда это следствие организованной акции. Обычно есть и организаторы и часто есть цели. В любой толпе общее — эмоциональное состояние и объект внимания. Эмоция — это то, что ведет человека в толпе. Второй вариант — ведомая толпа: человек или группа.
Последователь почти наш современник Серж Маскобюси «Эра толпы»
Ряд особенностей: когнитивная, эмоционально-волевая, темпераментальная, моральая сфера.
- Общность эмоций приводит к неспособности осознания и снижение возможности анализировать и соображать.
- Эмоциональное заражение и подражание, стадный инстинкт снижает когнитивные способности.
- У толпы сильно развита способность к воображению, восприимчивость к впечатлениям.
- Стимул — реакция и все.
- Коллективные галлюцинации: события искажаются. Снижается критичность мышления. Примеры: Кашпировский на стадионе. Радио спектакль «Война миров» шел без предупреждения о том, что это спектакль и поднялась коллективная паника.
- Логика отсутствует, снижается критическое мышление, не отдаляется субъективное от объективного. В толпе мы априори правы. Тот кто не с нами — против нас.
- Категоричность мышления.
- Внушаемость. Фрейд рассматривал толпу, как находящуюся под гипнозом. Толпа по поведению высоко религиозна (легко внушить обожание или ненависть).
- Диффузия ответственности. Толпа действует, как единый организм. Пропадает индивидуальность. Индивидуальное сознание. Люди не просто соседствует. Возникает эмоциональный резонанс.
- Повышается чувствительность , коллективная душа рождается. Крайние полярные чувства.
- Физическая анонимность — потеря индивидуальности. В моральной сфере демонстрация нравственности (наше дело правое).
- Преданность идеологии до самопожертвования. Черты слепого подчинения, потребность к пропаганде своих взглядов, жестокость к инакомыслию.Человеком становятся долго и тяжело и легко теряем эти свойства.
Агрессия — физическое или вербальное поведение, цель которого причинение вреда. Враждебная — специально доставить негатив. Инструментальное проявление: ради цели реализации желания и потребностей. Агрессия связана с чувством страха. Они нераздельны.
Врожденная: теория агрессии по Фрейду ( Т.Гобс, Конрад Лоренц). По Фрейду:Все человеческое поведение — результат взаимодействия эроса и танатоса. направленная на разрушения жизни своей и чужей. Лучше на других. Нужно канализировать социально приемлемыми способами.
По Лоренцу: спонтанно, непрерывно генерируется энергия и нужен тригер для проявления.Тоже надо выплескивать безопасно. Агрессия служит выживанию.
Цель агрессии:
- Расселение людей с целью захвата ресурсов.
- Агрессия помогает улушить генетический фонд , самые сильные могут отставить потомство.
- Определяет иерархиюФрейд и Лоренц бороться с агрессией не предлагали.
Критика врожденного происхождения агрессии (Фрейда, Лоренца): почему в разных местах планеты люди по разному агрессивны? Дикари,пока колонизаторы не приехали были мирными. Южные люди более агрессивны.
Доллард и Миллер фрустрационной теории агрессии. Агрессия, как реакция на препятствие всегда.
В побуждении к агрессии три факторы:
- Степень предполагаемого удовольствия от достижения (очень хочу)
- Непреодолимость препятствия (снижается агрессия).
- Количество последовательных фрустраций. (сильнее толчек к агрессии).
Препятствующий фактор: угроза наказания. И его сила. Страх наказания может приводить к эффекту смещения агрессии на более слабого.
Результат научения Альберт Бандура. Мало фрустрации, надо еще и иметь агрессивный пример для обучения и подражания. Как любая форма научения усваивается и поддерживается. Нужны способы усвоения.Родители, ТВ и интерент, наблюдение и личный опыт. 1. Наблюдение. 2 опыт применения без наказания.
Опыт с куклой Бобо. Детский фильм и мультики и запускали в игровую комнату с надувной куклой. Если в фильме герой не наказывался, то дети больше агрессировали. Если был наказан герой, То меньше, осторожнее, но подражали.
Три фактора провоцирующих проявление агрессии: теснота, жара, вещества.
Чувства: Страх, боль, гнев, раздражение, злость, аффект, обида.
Теснота, хочется отогнать. Голод, холод и жара. Чаще жара. Вещества провоцирующие проявления агрессии.
Учебник Майерс: физиология, генетика, биохимия аргессии. Фрустрация, депривация.
https://vshp.pro/wp-content/uploads/2020/04/Majers-Devid.-Sotsialnaya-psihologiya.pdf
А Басс и А Дарке: методика определения по 8 шкалам, которые объединены в враждебность и агрессивность. Ситуация меняет все: нет совсем не агрессивных людей. Басс: поведенческий подход к агрессии между теорией фрустрации и наручения: атака акт, разные уровни фрустрации и формы ее проявления.
МАЛЫЕ ГРУППЫ: специфические человеческие общности.
Что такое группы вообще?
В общественных науках имеет место двоякое употребление понятия «группа».
- Условные группы - произвольные объединения (группировка) людей по какому-либо общему признаку. (Такое понимание широко представлено в статистике, где часто необходимо выделить группу людей, имеющих какой-то определенный уровень образования, болевших сердечнососудистыми заболеваниями, нуждающихся в жилье и т.д.). Так подходят чаще социологи к группам. Иногда эти люди проживают в разных странах и ничего друг о друге не знают.
- Реально существующая общность, в которой люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия и определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.
Малая группа– это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием. Не связанные — не малая группа.
Контактность и целостность — качественные характеристики, которые определяют колличественные качества группы (число членов).
Чем определяется размер малой группы?
Такое количество, которое может регулярно общаться(имеется ввиду практически ежедевно). Если нас объединяет что-то что нас делает целым (цель действия). Минимально — двое уже малая группа (диада). Но! В диаде многие феномены не возникают. Нет феномена: Большинство, меньшинство. И есть феномены которые трудно разрешить в диаде: противоположные точки зрения перерастают в конфликт и противостояние. А вот добавление третьего позволяет иметь все феномены. Роль третьего: коммуникатор, фассилитатор, лидер, третье мнение. Большинство появляется. Диада и триада — нижняя граница малой группы. Верхняя граница не четкая. Обычно не превыхает 20-30 человек. В меньших группах — пресыщение- все про всех знаем. А в больших распад, начинаем регулярно общаться с меньшим числом людей.
Главной, чисто психологической характеристикой группы является наличие так называемого «мы-чувства».
Как только появляемся мы, появляются и они. Появляется конфронтация.
Мы чувство появляется из воздуха: условно поделим взмахом руки группу на две части и все уже мы и они. Это неизбежность и проблема.
Без мы нет чувства «Я». Если за 20-30 секунд написать Кто я и какой я. И чаще всего 80% - это представители социальных групп. А какой я — 20%. Так что чувство мы — часть осознания себя, социальной идентичности. Ошибочный выбор профессии.
Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней — социальная идентичность личности — осуществляется прежде всего через принятие этих характеристик, т.е. через осознание факта некоторой психической общности с другими членами данной социальной группы, что и позволяет ему идентифицироваться с группой.
Теория социальной идентичности А.Тэшфела и теория самокатегоризации Дж.Тернера (Self-Categorization Theory– SCT)
Тешвел:Социальная идентичность как отождествление индивидом себя с той или иной социальной группой – одна из важнейших составляющих образа-Я, отвечающая на вопрос о том, чтоесть и гдеесть человек в социальном смысле.
Важно подчеркнуть два момента: социальная идентичность — это «знание индивида о том, что он принадлежит к определенной группе, и эмоциональная значимость для него группового членства».
Тернер дополнил Тешвела:
Три шага на пути познания человеком собственной идентичности:
•социальная категоризация— упорядочивание социального окружения в терминах группировки личностей способом, который имеет смысл для индивида;
•социальная идентификация— процесс, посредством которого индивид помещает себя в ту или иную категорию;
Я бы хотел быть вот здесь.
•социальная идентичность— получение некоторого итога — полного социального отождествления индивида.
Момент принятия меня в ту группу в которую я бы хотела. Это не всегда происходит: группа не всегда принимает, иногда затягивается.
Сегодня значимость профессиональной иденитичности снижена. Мы меняем профессию. Мы расширяем специализацию. Зарабатывать можно многими видами деятельности: блогер, инстограмцица, проститутка.
Классификация социальных групп
Среди естественных малых групп наиболее важным представляется выделение групп формальныхи неформальных, предложенное Э.Мэйо.
Формальные группы - группы, членство и взаимоотношения в которых носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями.
Организационные и институциональные малые группыпредставляют собой элементы социальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей.
Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных малых групп является совместная деятельность.
Неформальныегруппы - объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, понимании, симпатии и любви.
Примерами неформальных малых групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями.
Формальные и неформальные группы различаются прежде всего по механизмам их образования и по характеру межличностных взаимоотношений. Однако, как и любая классификация, деление групп на формальные и неформальные является достаточно условным. Неформальные группы могут возникать и функционировать в рамках формальных организаций, а группы, возникшие как неформальные, на определенном этапе могут приобретать признаки формальных групп.
Неформальные группы могут существовать внутри формальных.
Методика Морено : социометрия. Изучение совместимости, сплоченности. Социометрические особенности позиции. Неформальный лидер или отвергнутый. Эта методика позволяет увидеть неформальные группы внутри формальной.
- С кем бы вы хотели / не хотели учиться/работать/отдыхать.
- Под чьим руководством вы хотели бы все это делать, под чьим нет.
Если группа больше 15 человек, то вводим ранжирование. Три самых предпочитаемых, не предпочитаемых. Про всех не спрашиваем у всех. Получается такая матрица. Обсчитывается по формулам. Можем еще графически изобразить. Сплошная — выбор, пунктирная — отвержение. Стрелочки к тому кого выбрали, это не всегда взаимно.
«Энциклопедия психологических тестов»
Социометрические индексы, полученные в рассчетах делятся на индивидуальные (социометрический статус негатив и позитив от других и индекс эмоциональной экспансии: его активность в общении) и групповые социометрические индексы делятся на три (групповая экспансия: интенсивность взаимодействия, интегрированность группы: общение по задаче, сплоченность.)
Недостатки: а) мотивы не выявляются; б). возможность искажения от неискренности; в). не срабатывает в новых группах, на новеньких членах.
По времени существованиявыделяются группы временные, в рамках которых объединение индивидов ограничено во времени (например, участники групповой дискуссии или соседи по купе в поезде), и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными, целями функционирования (семья, трудовые). Семья — стабильная группа: так как цели долговременные. Раньше трудовые группы тоже были стабильными. Это поддерживалось идеологией. Сейчас рекомендуют каждые 5-7 лет менятьпрофессию. Иначе выгорание.
В зависимости от степени произвольности решения индивидом вопроса о вхождениив ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности и уходе из нее группы делятся на открытыеи закрытые.
Пример: семья — открытая группа. По крайней мере европейская семья. Православная семья в традиционных рамках закрытая по выходу из нее. Тренинг: закрытая: уже входить нельзя. Подводная лодка - закрытая группа. Полярники на вахте.
Новое понятие: инкорпоративность. Это способность принять новых и дать им развитие возможностей. Имигранты часто не все могут в новой стране. В армии: … а генералом не можешь: у генералов свои внуки есть.
Группы делятся по значимости для насна группу членства и референтную группу.
Группа членства:коллективчик так себе, но платят хорошо. Референтность — значимость групповых ценностей, норм, оценок для индивида. Г.Хайфман, Т.Ньюком, М.Шериф, Г.Келли, Р. Мертон В основе идеи Дж. Мида.
Значение «обощенного другого» - через него осуществляется воздействие общества на индивида и его мышление.Функции референтной группы:сравнительная и нормативная: предоставление индивиду возможности соотносить свои мнения и поведения с групповыми ценностями.
Мы не всегда можем стать представителями референтной группы. В которой я бы хотел жить и работать.
Структура малой группы
Структура малой группы — это совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами.
- Структура связей и отношений, порождаемых совместной деятельностью (например, функциональных, экономических, управленческих);
- Структура связей, порождаемых общением и психологическими отношениями (например, структуру эмоциональных отношений, ролевую и неформально-статусную структуру);
- Функциональная структура – распределение между ее членами функций, необходимых для достижения цели совместной деятельности (в том числе функций руководства и исполнения).
Структура малой группы по Э.Мэйо.
При исследовании формальных групп выделяют:
• Формальная (или официальная) структура группы—это совокупность связей и отношений между индивидами, определяемая формальными предписаниями (должностными инструкциями, официальной структурой организации, формальным статусом индивидов).
• Неформальная (или неофициальная) структура — это реально складывающаяся в организации структура связей, коммуникаций и влияния.
В социально-психологических исследованиях малых групп наиболее часто выделяют и
анализируют:
•социометрическую
•коммуникативную
•ролевую структуру группы
•а также структуру власти и влияния
Социометрическая структура малой группы—это совокупность связей между ее членами, характеризуемых взаимными предпочтениями и отвержениями по результатам социометрического теста, предложенного Д. Морено (1958).
Коммуникативная структура: совокупность связей между ее членами, по приему и передаче информации, циркулирующей в группе.
Ролевая структура малой группы—это совокупность связей и отношений между индивидами, характеризуемых распределением между ними групповых ролей, т.е. типичных способов поведения, предписываемых, ожидаемых и реализуемых участниками группового процесса.
Проблемы и трудности с ролями:
- Пересечение социальных ролей в разных группах налагают разное поведение и конфликт ролей
- Может быть и застревание.
- Роль выполняется в рамках ожиданий от других. (Родители не поймут, если вы начнете с ними как родителями общаться).
- Представление о ролях у нас и ожидания у других.
- Трансформация современных ролей мужа и жены (женщина уже не д/х).
Структура социальной власти и влияния в малой группе—это совокупность связей между индивидами, характеризуемая направленностью и интенсивностью их взаимного влияния
Дав основные метода: наблюдение и эксперимент.
Наблюдение: наблюдает за поведением + запись на видео.
- Первый вид наблюдения: осознанное наблюдение (наблюдаемый знает, что за ним наблюдают), сообщаемую цель подменяют для верности результатов, нарушаем кодекс этики: надо предупредить и не навредить; минус: поведенческий акт воспроизвести, повторить невозможно.
- Второй неосознанное включенное (исследователь включен в ситуацию жизнедеятельности исследуемого). 1.5 года в криминальном районе итальянском в Америке. Ольшанский группы религиозных сектантов староверов изучал. И там остался.
- Третий неосознанное невключенное (через зеркало Гезелла, как с куклой Бобо).
- Эксперимент — это организованное исследование, должен быть воспроизводим. Цель эксперимента поиск причины.
- Кореляционное исследование: связь, а не причина. Возраст не причина роста, а кореляция. Причина — гормоны, питание. Майерс: продолжительность жизни и богатство надгробия.