Найти тему
НУАР-NOIR

Кажется, они что-то знали о «нашем» будущем

-2

Сейчас этот фильм обрёл неожиданные дополнительные смыслы, которых не наблюдали его создатели в 1970 году. Когда говорится, что на постсоветском пространстве возникает самое настоящее фашистское государство, а представители «новой диктатуры» в качестве символа используют стилизованный трезубец, то возникает невольное подозрение, что режиссер Гордон Хесслер «что-то знал».

Тот на время создания ленты «Крик и снова крик» (в некоторых переводах «Кричи снова и снова») специализировался на фильмах ужасов («Продолговатый ящик», «Плач банши», «Убийства на улице Морг»), а потому становится понятно, откуда в этой загадочной кинокартине взялись актеры, олицетворяющие собой классические хорроры: Винсент Прайс, Кристофер Ли, Питер Кушинг.

Хотя «Крик…» нельзя назвать фильмом ужасов – это синкретическая лента, в которой обильно использованы элементы антиутопии, триллеров, готики и политического детектива. Что предопределено сложным сюжетом. А ещё есть некая тайна, которая позволяет понять его (сюжета) структуру.

Дело в том, что первоначально предполагалось сделать очередную версию происков злого гения доктора Мабузе. Однако правообладатели данного образа запросили слишком высокую сумму, а потому этого легендарного «сотрясателя основ» решили не вводить в действие, вполне успешно заменив иным персонажем.

Что никак не сказалось на качестве фильма, более того, придало ему загадочности. Стоило только заслышать «доктор Мабузе», как вам невольно открылись бы множественные подозрения относительно глобальных замыслов, а потому интрига была бы испорчена – никакой тайны.

Позволим себе пару слов о действии. Оно разворачивается в двух плоскостях. С одной стороны, «где-то в Восточной Европе». Создатели фильма очень хотели намекнуть на ГДР, однако предложенная символика указывает на иную территорию. Здесь тоже нет единства в набирающей силе «локальной диктатуре».

Кадр из фильма «Крик и снова крик» (1970)
Кадр из фильма «Крик и снова крик» (1970)

С другой стороны, таинственные происшествия происходят в Лондоне, где пропадают люди, а также действует серийный убийца, коего пресса нарекла «вампиром». Британская столица явлена вам преимущественно через жизнь ночных клубов, где уже нет свингующих 60-ых, а панкующие 70-ые ещё не наступили.

Кадр из фильма «Крик и снова крик» (1970)
Кадр из фильма «Крик и снова крик» (1970)

Потому танцы происходят под психоделику, а юноши-модники носят шелковые рубашки с волнистыми галстуками-воротниками. И где-то среди них кроется убийца. Полиция сбивается с ног, пытаясь его поймать. Однако в итоге выясняется, что выявить маньяка - это полдела. Задержать его куда как более сложно.

Кадр из фильма «Крик и снова крик» (1970)
Кадр из фильма «Крик и снова крик» (1970)

Если говорить о некоторых неявных образах, то тема с оторванной кистью отсылает нас к хищной сути персонажа, пытаясь провести параллель с волком, который, оказавшись в капкане, якобы может отгрызть себе лапу. Однако в перспективе этот крошечный эпизод стал источником вдохновения для целой сюжетной линии во второй части «Терминатора». Виной тому загадочная кисть, напоминающая человеческую. Хотя на визуальном уровне это могло быть всего лишь отсылкой к ранней телевизионной версии «Семейки Аддамс» (вспоминайте Вещь).