Если раньше маркировка касалась розничных товаров, то теперь и заведениям общепита нужно готовиться к переменам. В 2022 году производители начали маркировать бутилированную воду и молочную продукцию. Эти продукты нужны для приготовления блюд в ресторанах, столовых и кафе. А некоторые заведения продают воду и молоко в нераспакованном виде. Расскажем, как общепиту организовать свою работу с учетом новых правил.
Ключевые этапы при работе общепита с маркировкой
- Регистрация в Честном ЗНАКе. Заведение регистрируется в информационной системе Честный ЗНАК, через которую контролирующие органы мониторят оборот продукции.
Для регистрации нужен сертификат квалифицированной электронной подписи (КЭП), позже он понадобится для подписания электронных накладных. - Подключение ЭДО. Предприятие общепита подключает электронный документооборот (ЭДО), чтобы получать накладные на маркированный товар в формате универсальных передаточных документов (УПД). ЭДО можно подключить отдельно, но удобнее, если он встроен в учетную систему, которой пользуется общепит. Например Контур.Маркет получает электронные документы от Диадока, и для этого не нужно переключаться между двумя сервисами.
- Подготовка кассового ПО. Заведение готовит программное обеспечение кассы, если продает молоко и воду в упакованном виде. В этом случае сотруднику нужно на кассе считывать сканером код маркировки. При этом касса формирует чек с признаком маркировки и автоматически отправляет оператору фискальных данных. ОФД передает данные в Честный ЗНАК, и система выводит из оборота конкретный код маркировки.
Все эти действия не придется осваивать одновременно. У каждого есть свой срок, указанный в конкретном постановлении правительства. Об этом и поговорим.
Если продаете воду или молочку в упакованном виде через кассу
С 1 сентября 2022 года для молочки и с 1 ноября 2022 года для воды — нужно подтверждать через ЭДО в Честном ЗНАКе, что приняли маркированную продукцию в потребительской упаковке от поставщика. Еще нужно выводить из оборота продукцию, которая не годится для розничной продажи: например, когда упаковка потеряла товарный вид или товар украли.
Какую молочку в общепите иногда продают на кассе в упакованном виде: мороженое, йогурты, молоко, сливки.
Вот полный перечень молочной продукции, подлежащей маркировке:
Какую упакованную воду обычно продают в общепите: минералку, питьевую воду с газом и без.
Вот полный список воды, на которую распространяются требования к маркировке:
С 1 сентября 2022 года для молока и с 1 марта 2023 года для воды — нужно выводить продукцию из оборота через кассу. Для этого продавец должен считывать код Data Matrix на упаковке.
Если используете воду и молочку для приготовления блюд
На языке закона сценарий называется «использование для собственных нужд». Если используете молочку и воду только в качестве ингредиентов, то за вывод из оборота в данном случае отвечает поставщик, у которого заведение закупает продукты.
До 1 декабря 2023 года можно работать по-старому. Закон не обязывает регистрироваться в Честном ЗНАКе, работать с ЭДО. А с декабря 2023-го организации общепита должны быть зарегистрированы в Честном ЗНАКе и обязаны самостоятельно выводить из оборота маркированную продукцию по причинам, не связанным с продажей на кассе.
Впрочем, заведения используют ЭДО не только для маркировки. ЭДО — отличный инструмент для экономии времени с помощью автоматизации учета в ресторане, баре, кафе: сотрудник оприходует продукты не вручную, а просто подписывает электронные накладные и ставит их на товароучетный баланс заведения. Это экономит до нескольких часов в день и снижает вероятность ошибок, которые возникают из-за невнимательности или загруженности персонала, отвечающего за приемку.
Памятка, что и когда обязательно делать с маркировкой в общепите
Смотрите видео про маркировку в общепите: