Найти тему

Маркировка впервые в общепите — чего ждать?

Оглавление

Если раньше маркировка касалась розничных товаров, то теперь и заведениям общепита нужно готовиться к переменам. В 2022 году производители начали маркировать бутилированную воду и молочную продукцию. Эти продукты нужны для приготовления блюд в ресторанах, столовых и кафе. А некоторые заведения продают воду и молоко в нераспакованном виде. Расскажем, как общепиту организовать свою работу с учетом новых правил.

Ключевые этапы при работе общепита с маркировкой

  1. Регистрация в Честном ЗНАКе. Заведение регистрируется в информационной системе Честный ЗНАК, через которую контролирующие органы мониторят оборот продукции. 
    Для регистрации нужен сертификат квалифицированной электронной подписи (КЭП), позже он понадобится для подписания электронных накладных.
  2. Подключение ЭДО. Предприятие общепита подключает электронный документооборот (ЭДО), чтобы получать накладные на маркированный товар в формате универсальных передаточных документов (УПД). ЭДО можно подключить отдельно, но удобнее, если он встроен в учетную систему, которой пользуется общепит. Например Контур.Маркет получает электронные документы от Диадока, и для этого не нужно переключаться между двумя сервисами.
  3. Подготовка кассового ПО. Заведение готовит программное обеспечение кассы, если продает молоко и воду в упакованном виде. В этом случае сотруднику нужно на кассе считывать сканером код маркировки. При этом касса формирует чек с признаком маркировки и автоматически отправляет оператору фискальных данных. ОФД передает данные в Честный ЗНАК, и система выводит из оборота конкретный код маркировки.

Все эти действия не придется осваивать одновременно. У каждого есть свой срок, указанный в конкретном постановлении правительства. Об этом и поговорим.

Если продаете воду или молочку в упакованном виде через кассу

С 1 сентября 2022 года для молочки и с 1 ноября 2022 года для воды — нужно подтверждать через ЭДО в Честном ЗНАКе, что приняли маркированную продукцию в потребительской упаковке от поставщика. Еще нужно выводить из оборота продукцию, которая не годится для розничной продажи: например, когда упаковка потеряла товарный вид или товар украли.

Какую молочку в общепите иногда продают на кассе в упакованном виде: мороженое, йогурты, молоко, сливки.

Вот полный перечень молочной продукции, подлежащей маркировке:

-2

Какую упакованную воду обычно продают в общепите: минералку, питьевую воду с газом и без.

Вот полный список воды, на которую распространяются требования к маркировке:

-3

С 1 сентября 2022 года для молока и с 1 марта 2023 года для воды — нужно выводить продукцию из оборота через кассу. Для этого продавец должен считывать код Data Matrix на упаковке.

Если используете воду и молочку для приготовления блюд

На языке закона сценарий называется «использование для собственных нужд». Если используете молочку и воду только в качестве ингредиентов, то за вывод из оборота в данном случае отвечает поставщик, у которого заведение закупает продукты.

До 1 декабря 2023 года можно работать по-старому. Закон не обязывает регистрироваться в Честном ЗНАКе, работать с ЭДО. А с декабря 2023-го организации общепита должны быть зарегистрированы в Честном ЗНАКе и обязаны самостоятельно выводить из оборота маркированную продукцию по причинам, не связанным с продажей на кассе.

Впрочем, заведения используют ЭДО не только для маркировки. ЭДО — отличный инструмент для экономии времени с помощью автоматизации учета в ресторане, баре, кафе: сотрудник оприходует продукты не вручную, а просто подписывает электронные накладные и ставит их на товароучетный баланс заведения. Это экономит до нескольких часов в день и снижает вероятность ошибок, которые возникают из-за невнимательности или загруженности персонала, отвечающего за приемку.

Памятка, что и когда обязательно делать с маркировкой в общепите

-4

Смотрите видео про маркировку в общепите: