Найти тему

Как худшую в мире игру закопали в пустыне и причём тут Стивен Спилберг?

Оглавление

Приветствую вас на уроке игровой истории! Сегодня вы узнаете как Спилберг случайно убил всю игровую индустрию 80-х и помог создать худшую в мире видеоигру, которая породила "городскую легенду", которая оказалась...
Хотя, давайте обо всём и по порядку :)

За всем стоит… История!

27 июля 1982 года одному очень талантливому, но не очень везучему инженеру по имени Говард Скотт Уоршоу "посчастливилось" приступить к созданию ХУДШЕЙ ИГРЫ В ИСТОРИИ.
Она должна была разойтись миллионными тиражами, но в итоге породила городскую легенду, гласящую что «где-то в пустынях забугорных закопаны миллионы картриджей с этой игрой»!

Это необычный формат статьи - у неё есть аудиоверсия, которую можно послушать на любой удобной платформе. Мы рекомендуем Яндекс.Музыку!
А значит можно слушать, а статью - крутить как сопроводительный материал! :) Приятного поглощения информации, друзья!

Худшая видеоигра?

AAA образца 80-х!
AAA образца 80-х!

«E.T. the Extra-Terrestrial» вышла для консоли ATARI 2600 аккурат под конец 1982 года. Сам игровой процесс — вроде бы есть, управление всего-то пять кнопок — движение и действие! Дабы статья (и подкаст) получилась "не обзором по скриншотам" пришлось её опробовать. Но, что бы понять ЧТО В НЕЙ НАДО ДЕЛАТЬ, мне пришлось:

  • прочесть описание;
  • попробовать ещё раз;
  • найти гайд;
  • и попробовать ещё раз!
Мануал к игре - может быть вам поможет. В те времена только так и играли!
Мануал к игре - может быть вам поможет. В те времена только так и играли!

В итоге я всё-таки сдался и посмотрел «прохождение», которое записал какой-то садо-маза-фака-геймер из наших времён, поугарал над комментариями… и обратил внимание на один из них, где написано, что в 2013 году её пропатчили. Тогда я и решил покопать дальше, что бы понять — «А зачем же патчить и так ужасный проект?». Кстати, вот и ссылочка для энтузиастов - патч там.

Говард Скотт Уоршоу - создатель худшей игры.

Насладившись геймплеем, графикой и сюжетом игры стало любопытно — какой же кривору…

Хотя ладно, в самом начале я уже написал «27 июля 1982 года одному очень талантливому, но не очень везучему инженеру поручили сделать ХУДШУЮ ИГРУ В ИСТОРИИ».

Наш герой - Говард Скотт Уоршоу!
Наш герой - Говард Скотт Уоршоу!

Больше 30-ти лет он считался создателем худшей игры в истории, которая не просто разочаровала геймеров, но ещё и обвалила мировой рынок игровой индустрии тех лет. Городская легенда про "закопанные картриджи с "Инопланетянином" его и реабилитировали, но, об этом чуть позже.

Юность Говарда выпала как раз на эру становления аркадных залов — 70-е! Особенно любил наш герой залипать в игру «Pong» — элементарный теннис, где две палочки с каждой стороны экрана гоняли весьма абстрактный мячик. Думаю вы понимаете о чём я. Это была первая видеоигра, положившая начало всей (вообще всей!) коммерческой индустрии интерактивных развлечений.

Уже в универе мистер Уоршоу полюбил компьютеры — потому что для их изучения достаточно было прочитать толстенный гайд — и всё, можно начинать свой путь в коддинге и разработке! Получив степень магистра технических наук он устраивается в компанию HP, где проработав некоторое время понимает насколько там скучно. Тогда-то один из его друзей и предлагает устроиться в Atari. Это была самая быстрорастущая компания среди всех на момент 70-х / 80-х годов — ежегодный оборот составлял 2 миллиарда долларов.

Если хотите масштабировать эту (да и последующие) сумму в современные исчисление — просто умножайте на 3. Примерно, разумеется :) То есть 2 миллиарда вечнозелёных тогда = 6 миллиардам сегодня!

В те годы Atari занимала 80 % всего видеоигрового рынка! Помимо неё уже тогда существовали, например, Nintendo и Activision. Кстати, уже в тот момент рынок видеоигр обходил кино- и музыкальную индустрии

На телеке с ЭЛТ логотип смотрится куда приятнее
На телеке с ЭЛТ логотип смотрится куда приятнее

Говард Скотт Уоршоу оказывается в нужном месте и в нужное время — XBOX и PlayStation того времени — это Atari 2600. Кроме того в самой компании культивировалась полная свобода творчества — постоянные тусовки за выполнение планов, совещания в джакузи, и много... МНОГО различных веществ и алкоголя. Разумеется это информация дана для понимания атмосферы той эпохи - ни в коем случае не повторяйте последние пункты корпоративной культуры Atari сегодня - наркотики зло!

ATARI 2600
ATARI 2600

Мистеру Уоршоу, правда, не спивается, а начинает создавать хиты!
Например, игру про мутировавших мух, которые захватили Солнечную систему, а затем на них нападет лютый враг под предводительством некого Яра. Название у проекта — Yar’s Revenge.

Говард Скотт даже пишет предысторию к своему произведению — в формате мини комикса. Что, в целом, весьма передовое решение! Более того — именно Говард одним из первых добавляет пасхалки в свои игры. Талантливый, в общем, мужик.

Мануал к Yar’s Revenge, с теми самыми сюжетными комиксами!
Мануал к Yar’s Revenge, с теми самыми сюжетными комиксами!

А теперь важные цифры — на разработку этой игры у Уоршоу ушло 13 месяцев, с учётом полировки и ловли багов. Норма для создания игр в одно лицо в то время. Проект вышел, мягко говоря, удачным. Тираж более 1 миллиона копий! Это и сейчас-то, цифра очень крутая — а тогда — просто заоблачная.

Бабки, бабки, с*ка, бабки!

Atari, понимая что в их руках настоящий Мастер, поручает ему следующую, очень перспективную задачу. Сделать игру по лицензии — про Индиану Джонса. Адаптация фильма «В поисках утраченного ковчега» Стивена Спилберга выходит настолько же популярной. Тираж снова переваливает за миллион копий, при том, что на разработку ушло уже чуть меньше времени — 10 месяцев.

У всех заиграла сейчас заглавная мелодия из фильма? :)
У всех заиграла сейчас заглавная мелодия из фильма? :)

Представьте себя на месте руководства — складываются два фактора — франшизы и лицензии прибыльнее оригинальных продуктов, пипл хавает, а сроки сокращаются. Да и игра, в общем-то, получилась весьма достойная! Критики и игроки были в восторге.

Создание той самой, худшей в мире игры "E.T. the Extra-Terrestrial"

И вот в 1982 году выходит САМЫЙ КАССОВЫЙ фильм тех лет, опять же Стивена Спилберга, известный у нас как «Инопланетянин», а у них как — «E.T. the Extra-Terrestrial». Сборы 322 миллиона долларов.
Снова хочу напомнить про дату 40-летней давности — 27 июля 1982 года!
В этот день мистер Уоршоу узнаёт, что, во-первых на концепцию игры дают 1,5 дня. Во-вторых — её хотят отправить в печать к 1 сентября. Зачем? Чтобы успеть положить картриджи на полки магазинов к предрождественскому ажиотажу!

Фильм — популярнейший на планете, мерч разлетается как горячие пирожки, стало быть и ставки были столь же велики. Настолько, что лицензию на выпуск проекта выбивали долго, с кучей интриг и огромной стоимостью — порядка 25 миллионов долларов.

Пан или пропал, хотя руководству казалось, что всё шло по маслу. Говарду, помимо создания концепта за 36 часов, нужно было защитить её и перед самим Спилбергом. И уже после, всего за 5 недель, сделать лучшую игру на свете. Напоминаю — на ААА-игру требовалось 10-13 месяцев.

Слева - Стивен Спилберг, справа - Говард Скотт!
Слева - Стивен Спилберг, справа - Говард Скотт!

Спилберг, кстати, концепт принял не сразу, сказав «А нельзя просто сделать что-то типа Пэкмана?». Возможно режиссёр и был прав, хотя на пальцах всё звучало круто — «Ити, который хочет домой», должен собрать космический телефон, убегая от агентов ФБР. Всё, как в фильме :)
Уоршоу работал день и ночь, жёстко кранчил и… успел во все сроки! Игра с тиражом в 4 миллиона занимает полки, чтобы сотни тысяч геймеров её незамедлительно приобрели, принеся Atari сумасшедшие и рекордные прибыли!

Стоимость картриджа составляла 38 баксов.
Стоимость картриджа составляла 38 баксов.

Но, спустя пару месяцев продаж, уже в начале 1983 года становится ясно — всё идёт не по плану. Игра уничтожает всю индустрию.

Я, когда поиграл в неё, подумал «просто за 40 лет геймдизайн-то серьёзно поменялся… Хотя, при этом, и в PacMan поиграть совсем не зазорно в наши дни.» Любопытно, что Спилберг в неё тоже поиграл и ему всё понравилось. В целом, как я понимаю, и многим более-менее хардкорным геймерам тех лет. Большинство бы сырость игре может и простило, если бы она не нарушила главную геймдизайнейрскую заповедь.

Игра должна быть понятной!

Об это споткнулся я, это и не понравилось большинству и вы, если попробуете, ощутите тоже самое. Тайминги и баги — не главная проблема. Просто игра была грандиознее вычислительных мощностей приставки, а отсутствие нарратива и какого-либо обучения не давало понять — а что, собственно, надо делать? В те годы ценили репетативность и простоту.

Поэтому, геймеры начинают игру возращать в магазины. Миллионы денег потрачены зря. И чтобы спасти ситуацию — ценник роняют до 7 долларов 99 центов. Ситуация никак не стабилизируется. Пресса, чуя крутой инфоповод, окрестила «Инопланетянина» — «худшей в истории». А перспективного и талантливого инженера — «убийцей игровой индустрии».

Всё это происходит на фоне мощнейшего падения всего рынка интерактивных развлечений, который буквально только что был рекордным. С более чем 3-х миллиардного оборота индустрия сокращается всего до 100 миллионов в год. В Японии это называют «Атари шоком».

На самом деле причина была не в мистере Говарде Скотте, да и не в этой игре вовсе. Обычное совпадение огромного количества факторов:

  • Увидев золотую жилу в выпуске игр по франшизам, многие компании делали на них такие же ставки, как и Атари на «Инопланетянина». Ну, а геймеры, всегда были есть и будут народом умным и привиредливым. Они быстро выкупили что в основном за крутыми и известными названиями таится всякий ширпотреб. И просто перестали брать «новинки».
  • Более того, место в домах у приставок начали отвоёвывать персональные компьютеры, которые позволяли запускать более сложные и интересные игры. Да и распространялись они куда проще, чем картриджи!
  • К тому же на ПК можно было печатать тексты или, скажем, вести домашнюю бухгалтерию. И всё это за примерно ту же стоимость, что и приставка.
Commodore 64 - лучший ПК того времени
Commodore 64 - лучший ПК того времени

Говард Скотт Уоршоу попал в бан-лист игровой индустрии.

Позже он стал маклером, а затем и вовсе увлёкся психотерапией, чем, кстати, занят и по сей день в Кремниевой долине. Как он говорит — благодаря инженерному образованию и опыту ему стало проще наводить порядок в мозгах у специалистов.

И психолог и геймдизайнер Говард Скотт - наши дни, цифровое фото. (Говард слева, если что :D)
И психолог и геймдизайнер Говард Скотт - наши дни, цифровое фото. (Говард слева, если что :D)

Так а что тогда закопали?! И... Зачем?

Так «чё» с пустыней то?! Она и реабилитировала Говарда в 2014 году. Энтузиасты решили провести раскопки на месте предполагаемого захоронения. Проведя исследование, которое в совокупности длилось порядка трёх лет — им удалось определить точное месторасположение. На место раскопок прибыл и сам мистер Уоршоу!

А ещё автор книги «Первому игроку приготовиться» Эрнест Клайн, которая позже была экранизирована Стивеном Спилбергом. Что бы понимать эпичность момента — по дороге к раскопкам он заехал к Дж. Мартину, на DeLorian, в котором на пассажирском сидении была уютно устроена кукла — E.T.

В тот день, под тоннами мусора, было найдено 1300 экземпляров с игрой! Городская легенда стала реальностью — картриджи разлетались на аукционах доходя до стоимости в 1,5 тысячи долларов. Конечно, в 83 году Atari увезли не 4 миллиона копий, как говорил миф, а 780 тысяч.

Но зачем и почему Атари поступила именно так? Понять сложно. Само бывшее руководство говорит «Компания покончила с собой сама». Так что, тем, кто хочет узнать подробнее про эти раскопки и посмотреть на людей, которые были причастны к созданию и гибели первой игровой империи — посмотрите документалку «Атари: Конец игры».

Про то, что в 2013 году её пропатчили какие-то фанаты и она стала более играбельной, я уже писал. Так что вот доп — кто-то ещё и ремейк сделал — в 3D! Его можно скачать и попробовать хоть сейчас.

Вот такая история!

💿💾💿💾💿💾💿💾💿💾💿💾💿💾💿💾💿💾💿💾💿💾💿💾💿💾

Урок истории интерактивных развлечений для вас провёл Андрей Пуш, озвучил в подкаст-формате тоже я. Надеюсь, вы узнали что-то новое! До новых встреч на Дзене, в аудиоплеерах и на YouTube.