Найти тему
Чёрно-белое кино

Опера по-марксистски

Оглавление

Все фильмы братьев Маркс похожи друг на друга как один большой многосерийный фильм, но в то же время они совсем разные

Афиша фильма
Афиша фильма

Про сходства и различия

Практически в каждом из них есть повторяющийся набор приемов и ситуаций. Граучо непременно стремится прикарманить деньги какой-нибудь богатой вдовушки - не важно, идёт ли речь о "Кокосовых орешках", "Утином супе" или любой другой картине. Харпо обязательно непосредственный дурачок, который все портит, но при этом виртуозно играет на арфе. Похожий на нашего Карандаша Чико непременно ведёт с Граучо бредовые диалоги и очень смешно играет на фортепиано. И, конечно, куда же без такого приема, как комические переходы из комнаты в комнату, и без полицейского, ищущего, в чем бы уличить все троих (или четверых). Все фильмы Марксов похожи. Но каждый "похож" по-разному. Вот и "Вечер в опере" (1935) вовсе не исключение.

Костюмер Харпо меряет костюм Ласспари
Костюмер Харпо меряет костюм Ласспари

Опера с блэкджеком и дирижерами

Это картина зрелого периода творчества братьев и первая, где они снялись втроём, без Зеппо. Кстати, любопытный факт: в работе над сценарием принимал участие Бастер Китон, правда, в титрах он не значится. Думаю, именно от Китона в этой картине полеты Марксов на корабельной лебедке и макания в воду.
Фильм о противостоянии двух итальянских оперных теноров - прославленного Ласспари и безвестного, но подающего большие надежды Барони. Последнего-то и нанимает за пять долларов Граучо, чтобы устроить свою оперу с блэкдже... то есть, конечно, с оркестром и дирижёрами. Ну и куда же без любовного треугольника? Ласспари пытается завоевать расположение хористки Розы Кастальди, но та влюблена в Барони. Богатая вдова миссис Клейпул надеется, что не прогадала, доверившись Граучо Марксу, и вложив изрядную сумму в нью-йоркскую оперу, а тот пытается ее убедить, что тенор за пять долларов намного круче тенора за двести тысяч... Так что в картине много классической оперной музыки от Верди до Леонкавалло, но это ничуть ее не портит.

Страшная месть Харпо
Страшная месть Харпо

Нерезиновая каюта

Рассказывать о "Вечере в опере" практически бесполезно. Это такой яркий калейдоскоп комических сценок и сцен, перетекающих одна в другую, где острословие Граучо неизменно соседствует с пантомимой Харпо и непосредственностью Чико. Чего стоит хотя бы сцена на пароходе до Нью-Йорка, где директор оперной труппы Герман Готлиб выделяет Граучо совсем крохотную каюту. В нее еле вмещаются сам Граучо и его чемодан, но потом набивается целая куча народу: сантехники приходят починить трубы, горничные поменять белье, стюарты приносят обед, люди все прибывают и прибывают, а у Граучо меж тем в этой самой каюте должно быть свидание с миссис Клейпул.

В нерезиновой каюте
В нерезиновой каюте

Баттл оперных теноров

Или другая сцена, где братья пытаются сорвать выступление Ласспари и подменить его Барони. Все эти комические бега по оперному закулисью и Харпо, добравшийся до управления штанкетами, из-за чего, в "Трубадуре" Верди неожиданно появляется задник с американской придорожной закусочной... Все это очень живо напоминает сцену в мюзик-холле из "Весёлых ребят", где Костя Потехин во второй раз подменяет дирижёра Коста Фраскини. Правда, на сей раз упрекнуть Г. Александрова в заимствовании не получится: "Веселые ребята" вышли на год раньше "Вечера в опере".
Или сцена, где братья преображаются в длиннобородых авиаторов...
Как и любой другой фильм с участием братьев Маркс "Вечер в опере" смотрится на одном дыхании, а потом ещё очень долго сохраняется веселое послевкусие.

немоекино немое искусство кино старыефильмы #чтопосмотретьвечером интересныефильмы #артхаус